Кротова Наталья Александровна, 25.12.2011 1

Взаимосвязь математического и речевого развития в процессе формирования математических представлений у младших школьников с СНР


"Становление у ребенка образа мира как системы представлений об окружающем мире, других людях, о себе и своей деятельности в упрощенном виде есть процесс формирования его познавательной сферы. Успешность этого процесса во многом определяется тем пространством, в котором ребенок живет и действует. Взаимодействие ребенка с миром, познание его, постепенное обретение его многомерности идет через взрослого, выступающего посредником в отношениях между культурой и ребенком."

(Л.С. Выготский).


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
В случаях аномального детского развития, в том числе при системном недоразвитии речи, когда вербальное опосредование предметного мира нарушено, затрудняется формирование понятий, в связи с чем нарушается познание ребенком окружающего мира. Нарушается познание предметного мира в его пространственно-временных измерениях, что неизбежно деформирует процесс усвоения детьми математических знаний. Сенсорное, интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие, составляющее основу познания мира, приобретает качественное своеобразие под влиянием неполноценной речевой деятельности.


Взаимосвязь речи с другими сторонами психического развития диктует необходимость учета структуры дефекта при построении системы коррекционно-педагогического воздействия по формированию элементарных математических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Указывая на значение развития элементарных математических представлений в умственном воспитании детей, рекомендуется обращать внимание на организацию предметно-развивающей среды в классах с целью оптимизации усвоения математических знаний.

Обучение математике детей с системным недоразвитием речи предполагает наличие специально созданных условий, специально подобранных методов коррекционного воздействия. Анализ литературных данных по исследованию математических знаний у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью позволили определить его своеобразие, выделив следующие параметры:

  • бедность и недостаточность математического словаря, выраженные трудности в его актуализации;
  • отсутствие достаточного объема и качества реальных жизненных наблюдений, необходимых для усвоения математических знаний;
  • преобладание механического типа манипуляций с прямым числовым рядом;
  • затруднения в назывании обратного порядка чисел;
  • отсутствие четкого представления о связи между числом и количеством;
  • отсутствие четкого представления о величинах и возможностях их сравнения;
  • нарушения пространственно-временных представлений.

Для оптимизации усвоения математических знаний детьми с системным недоразвитием речи мы предлагаем реализовать комплексный подход, заключающийся во взаимопроникновении процессов формирования элементарных математических представлений, формирования представлений об окружающем мире, развития речи, изобразительной, конструктивной и игровой деятельности. Необходимо ввести в практику не только групповые, но и подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, которые по-разному воспринимают и перерабатывают математическую информацию в силу специфики дефекта.

Общее руководство математическим образованием детей осуществляет учитель начальных классов, он организует и планирует совместно с другими специалистами школы единое по своему характеру коррекционное воздействие. Это воздействие складывается из совокупности нескольких направлений:

  • формирования функционального базиса навыков, лежащих в основе математического развития;
  • формирования предпосылок учебной деятельности;
  • предметной подготовки.

Предлагаемые комплексы игр, упражнений и заданий реализуются на занятиях по формированию элементарных математических представлений, на занятиях по ИЗО и конструированию, на занятиях по развитию речи, на логопедических занятиях и в свободное от уроков время.

I. Комплекс игр, упражнений и заданий по формированию функционального базиса навыков, лежащих в основе математического развития детей (выстраивается с учетом взаимодействия зрительной, слуховой, пространственной и речедвигательной анализаторных систем):

  1. Рассмотри карточки с изображением различных предметов и назови фигуры, их которых они составлены.
  2. Рассмотри рисунки, сосчитай, сколько спряталось зверей, птиц,… (Наложенные изображения контуров).
  3. Рассмотри рисунки, назови изображенные предметы, раскрась.
  4. Рассмотри кубики в прозрачном стакане, определи на взгляд их количество.
  5. В непрозрачную трубку на глазах ребенка помещают разноцветные шарики, а потом предлагают указать их количество и цвет.
  6. Дорисуй изображения (жук, бабочка,…)
  7. Раскрась радугу и назови цвета.
  8. Рассмотри карточку с геометрическими фигурами (предметными картинками) и через 5-7 секунд найди эти фигуры на другой карточке.
  9. Собери разрезную картинку по образцу.
  10. Собери разрезную картинку без образца.
  11. Среди рисунков найди такой же предмет, как на образце. (Рисунки одного предмета, различающиеся деталями). Объясни.
  12. Найди различия в двух изображениях одного предмета. Объясни.
  13. Найди портрет. (Одно изображение девочки и варианты «портретов»). Объясни.
  14. Задания на классификацию предметов по форме, цвету, величине с комментарием.
  15. Задание на словесное обозначение пространственного положения различных предметов и фигур.

II. Комплекс игр, упражнений и заданий по формированию предпосылок учебной деятельности (учитывает необходимость развития произвольного поведения, способность действовать по речевой инструкции и по образцу, возможность планировать собственную деятельность, умение справляться с возникающими в ходе реализации цели трудностями):

  1. Задания по формированию навыков восприятия схематичного изображения пространственных отношений (карты, лабиринты).
  2. Задания по формированию навыков схематичного изображения пространственных отношений самостоятельно (карты, лабиринты).
  3. Игры-путешествия с помощью карты. Комментирование.
  4. Игры-передвижения по лабиринту. Комментирование.
  5. Графический диктант. (Поставь точку в середине листа. От нее нарисуй линию длиной в две клетки вниз и т.п.). Комментирование.
  6. Проведи линию по самой середине прямой дорожки, не отрывая карандаша от бумаги.
  7. Проведи линию по самой середине извилистой дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
  8. Продолжи рисовать заданный узор по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  9. Продолжи рисовать заданный узор без клеточек, не отрывая карандаш от бумаги.
  10. Заполни пустые фигуры в таблице такими же знаками, как и в соответствующих фигурах образца. Объясни.
  11. Игра «Шифровальщики» (Предлагаются серии картинок с соответствующими знаковыми маркировками, надо зашифровать или расшифровать сообщение).
  12. Задания по типу «Да» и «Нет» не говорите» (На материале конкретной темы по развитию речи и ознакомлению с окружающим).
  13. Составление ожерелья из пуговиц в определенной последовательности на плоскости. Комментирование.
  14. Нанизывание бусинок на нитку в определенной последовательности (по образцу и по словесной инструкции). Комментирование.
  15. Игра «Поезд». (Составить по заданному правилу «живой поезд», дети передвигаются в пространстве под руководством машиниста).

III. Комплекс игр, упражнений и заданий по предметной подготовке (соответствует формированию элементарных математических представлений):

  1. Игра «Живые цифры». (Дети-цифры перемещаются в пространстве, находя свое место). Комментирование.
  2. Игра «Путаница». (Дети устанавливают порядок цифр). Комментирование.
  3. Игра «Чудесный мешочек». (Отсчет заданного количества предметов).
  4. Задачи-шутки. (У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей?..)
  5. Игра «Покупка новой мебели» Необходимо заранее узнать, может ли мебель поместиться в комнате.
  6. Задания по расположению предметов, рисунков (от самого маленького до самого большого и наоборот). Комментирование.
  7. Задания по расположению предметов, рисунков (от самого узкого до самого широкого и наоборот). Комментирование.
  8. Задания по расположению предметов, рисунков (от самого длинного до самого короткого и наоборот). Комментирование.
  9. Игра «Что изменилось?». (Наполняется содержанием в соответствии с разделом программы). Комментирование.
  10. Геометрическая мозаика. Комментирование.
  11. Раскрась разными цветами самолеты, которые летят вверх, вниз, налево, направо (красный, синий, зеленый, желтый). Комментирование.
  12. Игра-путешествие «Найди клад». (Дети перемещаются в пространстве по определенной схеме). Комментирование.
  13. Игра «Живая неделя». (Дети – дни недели). Комментирование.
  14. Игра «Живой год» (Дети - месяцы). Комментирование.
  15. Игра «Когда это бывает?». (Стихи-загадки по временам года. Комментирование.

Литература:

1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.- М.: Гуманит. Изд. Центр. Владос, 2001.
2. Логопедия. Научно-методический журнал. № 2 (12),2006 г.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Изд-во «Просвещение», 1990.

Кротова Наталья Александровна,
учитель - логопед,
КОУ "Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 Nike_Pashkov • 00:55, 29.01.2012
Свидетельство №1536
[Материал]