Сочинение пишем не пером, а сердцем


Однажды с европейскими туристами в Японии произошел случай: их привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили там на несколько часов. А когда туристы стали роптать, японцы показали им программу, в которой было написано: с 9 утра до 11:30 - любование. Любование... В этом весь секрет постижения красоты, т.е. то, о чем говорил Н. Рыненков: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться... Здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно».


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Урок русского языка должен быть уроком-любованием, уроком постижения красоты языка, его неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке языка и литературы мы должны всматриваться и вслушиваться в слово, и тогда придет понимание законов, правил, системы языка. Учитель-филолог - это проводник в мире родного слова. Как вести ребенка не просто по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мир родной речи? Научить переводить переживание из внешних проявлений в форму текста - вот одна из серьезнейших воспитательных задач уроков развития речи.

Нельзя рассматривать сочинение как одно из упражнений по развитию речи. Такой подход мешает проявлению его специфики: единству содержания и формы и чувства. Детское сочинение необходимо рассматривать как уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников.

Творческие работы учащихся таят в себе и диагностические возможности, позволяющие педагогу наблюдать за динамикой этого процесса. Творческий, мыслящий педагог должен открыть «свод нежности, и мудрости, и грусти непостижимого русского языка». Но как научить ребят почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развить свое речевое творчество? Ведь сочинение, рожденное в уме и сердце школьников - это итог сложной и постепенной работы, как бы ее финал. И чем больше труда затрачено учениками и педагогом для этого финала, тем ярче он.

Простого усилия для того, чтобы получилось хорошее школьное сочинение, мало. Нужно свое видение мира, окрашенное своими чувствами и своим мастерством. Как формировать это видение мира? Способов много. Знание программных текстов (прозы и поэзии) не должно лежать «мертвым» грузом. Это богатство должно «работать» на уроке, помогать создавать зрительный образ слов и выражении, служить образцом. Детей часто изумляет наблюдательность, проницательность, творческое воображение писателей, поэтому мир творчества можно и нужно открыть для каждого. И теоретические знания - вехи на пути в этот мир. Они дают точку опоры, помогают поверить в себя и свои возможности.

Например, я задаю пятиклассникам очень простой, на первый взгляд, вопрос:
- Все видели старый дуб у школьных ворот?
- Тысячу раз! - отвечают ретивые.
- Вот и хорошо. Опишите мне его, пожалуйста, подробнее - сначала устно, потом письменно.


Руки по инерции тянуться вверх (уж очень знакомый старый дуб), но быстро опускаются. Так и никто и не мог обрисовать даже знакомое-презнакомое дерево.
- Что вы скажите о своей наблюдательности, друзья? — коварно спрашиваю я.
- Если бы этот дуб посмотреть еще раз... - вздыхают ребята.
- Пойдемте — предлагаю с готовностью. — Берите черновые тетради и... вперед.


На берегу реки, в лесу, у ночного костра, в шалаше, под тихий шум летнего дождя я учу детей говорить о том, что их окружает. Радуюсь, когда моя любовь к слову передается детям, захватывает их мысли и сердце. Они учатся чувствовать красоту, аромат, тончайшие оттенки слов, их эмоциональную окрашенность. Чуткость к красоте слова - это огромная сила, облагораживающая духовный мир ребенка. В этой трогательной чуткости один из источников человеческой культуры, который я пытаюсь развить в детях. Овладеть поэтическим словом трудно, но выразить себя и свое видение мира через слово интересно.

Вернемся в школьный двор к старому дубу. Конечно, все видели и знали это дуб, но не умели выделить существенные признаки, вдуматься в них и высказать не чужое, а собственное мнение. И я поспешила им на помощь:
- Всмотритесь, какой это дуб: старый, молодой или совсем юный? Какие у него ствол, ветки, крона? Какой общий рисунок дерева, его форма, если смотреть издали? Обратите внимание на кору. С чем можно сравнить листики по форме и расцветке? Как выглядит дуб при солнечном освещении? Чувствуете ли осенний аромат?

Теперь ребятам стало понятно, о чем писать. И здесь самое важное - приучить ребят к самостоятельности, добиться выражения их творческой индивидуальности.

Считаю, что основа любого сочинения - эмоциональный настрой класса. Всякий раз чувствуешь, когда ребята «загорелись», и тут уже упускать момент никак нельзя. Меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность.

Успех будущего сочинения, на мой взгляд, зависит от этапной подготовки его с помощью этюдов: мини-работ, эскизов... Видеть в обыкновенном тайну, окрылить сознание детей - их задача. Темы предлагаю необычные, даже загадочные:
- О чем думает небо?
- Какого цвета снег?
- Я слушаю тишину.
- Мой школьный портфель.
- Разговор зимы и осени.
- Магазин «Все для счастья».
- Это взрослый мир.
- Оглянись вокруг!


Ребята охотно работают над заданиями такого типа:
- Попробуй, как сказочник Г.Х. Андерсен, «подсмотреть» жизнь хорошо знакомого тебе предмета. Самого обычного утюга, например. Или маминой расчески, или твоего учебника литературы, или... Выбери предмет сам и расскажи нам о его заботах. Если бы он мог говорить, он жаловался бы, или хвастался бы, или восторгался бы, возмущался бы?

Все любят фантазировать. Можно предложить учащимся пофантазировать:
- Представь, что ты превратился в дом, или зеркало, или мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер... Превратившись в столь неожиданный предмет, что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои действия? Постарайся свои мысли записать в форме маленького рассказа.

Временные неудачи не должны пугать учащихся. Их можно предупредить, используя работу с вариантами детских сочинений. Для записи первоначального текста мы используем тренировочные тетради, листы разделены пополам. В первой половине - ученический вариант, во второй - рекомендации учителя. Использую в работе только зеленый цвет как символ того, что путь к творчеству свободен.

Школьные поэтические жемчужинки рождаются порой очень неожиданно. Вот, к примеру, некоторые ответы на вопрос: "Чем пахнут цветы осенью?"
- Печалью уходящего лета... (Ч.Г., 6 кл.)
- Листопад... словно смерть ради жизни! (Б.С., 7 кл.)
- Пришла золотая осень. Теплая и нежная, остановилась она в парке. Здесь по утром так тихо, что можно слышать дыхание осени. Вот что называется хрустальной тишиной. Последний очаровательный бал природы (К.А., 8 кл.)
- Лужи - словно зеркала, заботливо и умело разбросанные осенью. (Д.Л., 9 кл.)


Учитель может учить до тех пор, пока сам учится, пока ему доставляет радость делиться с ребятами мыслями, переживаниями, впечатлениями. Считаю: именно образец - сочинение учителя - способно воспламенить ребят тем внутренним огнем, интересом, без которого не живет школьное сочинение. Сколько радостных открытий и вдохновений приносят ученику и учителю муки творчества в процессе совместного труда!

Только в творчестве двоих - ребенка и учителя - рождается истина.



Литература:

1. "Методика развития речи на уроках русского языка" /Под редакцией Т.А. Ладыженской/. М, 1980 г.
2. "Учитель словесности" И.И Улин, М, 1990 г.
3. "Обучение и воспитание на уроках русского языка" А.Д. Дейкина, М, 1990 г.
4. "Развивайте дар слова" Т.А Ладыженская, Т.С. Зепалова М, 1990 г.
5. "Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку" Н.Г.Алдакаева //Русский язык в школе. 2001 г. №6.
6. "Развитие творческих способностей и личности учащихся" Л.А. Ашевская // Русский язык в школе. 2001 г. №6.
7. "Как сердцу высказать себя?" Л.П. Сычугова //Русский язык в школе. 2001 г. №8.
8. "Роль родного языка в становлении духовного мира личности" М.Р. Львов //Русский язык в школе. 2001 г. №4.
9. "Праздник творчества на уроках русского языка" В.А. Синицын //Русский язык в школе. 2000 г. №6.
10. "Еще раз о редактировании текста" Л.Ф. Ивченков //Русский язык в школе. 1999 г. №2.

Торяник Яна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Адо-Тымово,
Сахалинская область

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 tarasenko-si • 03:35, 18.01.2012
Согласна с такой методикой по развитию речи. Только большая подготовительная работа помогает воспитывать чуткость к слову, способность творить. Мы еще любим вместе писать такие работы. Получается здорово. Светлана Т.