Хужаева Зульфия Растямовна, 20.01.2012 0

Учебное исследование как путь преодоления неуспешности школьника


В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных созидательных способностей». В школе должны формироваться целостная система универсальных знаний, умений и навыков учащихся, приобретаться опыт самостоятельной деятельности и их личной ответственности.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Анализ деятельности учащихся на уроках математики, итоговых контрольных работах показывает, что с годами снижается их познавательный интерес, у половины школьников теряются вычислительные навыки, изучаемый материал зачастую зазубривается без осмысления и навыков самостоятельного применения, вызывая затруднения при использовании полученных знаний в практической деятельности. Например, учащиеся в течение многих лет учатся вычислять площади фигур по формулам, самые элементарные из них - площади прямоугольника и квадрата, но некоторые даже в 11 классе не могут самостоятельно вычислить площадь пола или потолка.

Успехи в обучении математике напрямую зависят от развития устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету. Исследования, проведенные в классах, показали следующее: интерес к изучаемому материалу проходит по истечении времени и трудно поддается восстановлению. Это происходит потому, что забывается необходимый материал, уходят из памяти факты, формулы, приемы выполнения тех или иных действий.

Для появления интереса к математике необходимо, чтобы учащиеся ее понимали. В начальной школе, где дети приобретают элементарные навыки вычисления, решение задач, не требующих особых усилий, пик понимания математики особенно высок во 2-3 классах, снижение происходит тогда, когда начинаются действия с многозначными числами, но к концу 4 класса усваивают материал почти все. В 5 классе процесс понимания начинает падать, и если вовремя не поддержать интерес учащихся, не создать атмосферу творческого подъема, то к 9 классу понимание материала на высоком и среднем уровне будет только у 50-60% учащихся.

Проведённый психологический опрос выявил причины, которые негативно влияют на успешность ученика, и это:
  • пассивная позиция ученика на уроке, т.е. ожидание объяснение материала учителем, одноклассником;
  • нежелание или неумение понять текст учебника, недостаточное владение ОУУН;
  • слаборазвитое внимание и воля;
  • появление новой аудио-видеотехники, компьютеров и использование их только для игр или просмотров видеофильмов, которые отрицательно воздействуют на психику школьника;
  • низкая мотивация учебной деятельности.

Зная эти факторы, мы строим учебный процесс так, чтобы каждый школьник включился в активную познавательную деятельность. Особое значение придаем исследовательской деятельности учеников как средству активного преодоления неуспешности и формирования интереса к изучению математики.

Исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность, которая предполагает активное участие школьников в процессе познания и достижение личного результата. Цель исследовательской деятельности - формирование нового типа мышления, устойчивого внимания, воли, развитие способностей к исследованию, активизация личностной позиции школьника в приобретении знаний, значимых для него. Фактором формирования чувства личного успеха становится результат, который достигается учеником в процессе познавательной деятельности, выходит за рамки школьной программы и пределы получаемой положительной оценки по теме.

Анализируя неуспешность школьников, мы пришли к выводу, что слабое владение общеучебными умениями и навыками отрицательно сказывается на организации учебного труда. Главная задача нас, педагогов, развивать эти умения ученика.

Исследовательская деятельность школьников предполагает не только получение результатов, но и формирование умений понимать текст, выделять главное, существенную мысль, понимать структурные связи в тексте, составлять тезисы, конспекты, критически осмысливать текст, и развитие логических, информационных, организационных и коммуникативных умений.

В процессе учебных исследований с различными источниками информаций школьники незаметно втягиваются в активную познавательную деятельность, что положительно влияет на качество усвоения материала. В связи с этим мы направляем свои усилия на помощь ученику в обретении личностных смыслов, на развитие его математических способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учеником.

Вот некоторые примеры организации исследовательской деятельности на уроках.

В 5 классе на уроке математики изучается тема: «Квадрат и куб числа» ("Математика. 5 класс" под редакцией Виленкина), а через несколько часов рассматривается тема «Площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда». Предложили учащимся провести учебное исследование по следующим проблемам:

  1. Что такое квадрат числа и где он применяется?
  2. Как вычислить куб числа и для чего он нужен?
  3. В чем секрет степени числа?

Во время самостоятельной работы по группам ученики изучили теоретический материал учебника, нашли соответствующие проблеме задания, рассмотрели и объяснили способы их решения, а дома продолжили поиск материала.

Первая группа изготовила таблицу квадратов натуральных чисел от 1 до 20, вырезала квадраты со стороной 1 см, 1 дм, 1 м для введения квадратных единиц и вычисления площадей квадратов.

Вторая группа составила таблицу кубов чисел от 1 до 10,смастерила модели кубов из бумаги для объяснения, как получаются кубические единицы, и вывода формулы куба.

Третья группа подобрала материал о степени числа с показателем больше трех и составила таблицу степени числа с основанием 10 (задание в рабочей тетради ученика).

На уроке каждая группа отчиталась о проделанной работе, полученных сведениях, продемонстрировала практическое применение. В это время другие группы внимательно слушали, делали записи в тетрадях, анализировали и оценивали работу друг друга. К концу урока каждый ученик получил таблицы квадратов, кубов и степеней числа 10. Такое построение учебного процесса позволило сэкономить время на изучение темы, дало возможность больше заниматься практическим его применением, расширило кругозор учеников, позволило выйти за рамки учебника.

На уроке алгебры в 8 классе самостоятельная исследовательская деятельность школьников была организована при изучении темы «Стандартный вид числа». Сама тема ничего не говорит детям, поэтому сформулировали с ними проблему: «Что такое стандартный вид числа? Почему нужно записывать числа в стандартном виде?». Нашли в словаре С.И.Ожегова объяснение словам «стандарт» и «стандартный» и выдвинули гипотезы: стандартный вид значит шаблонный, одинаковый, трафаретный, похожий. Чтобы решить эту проблему и ответить на вопросы, учащиеся стали изучать текст учебника, обратили внимание, как коротко можно записывать огромные числа и малые величины. Сопоставив определение стандартного вида числа а*10n, где 1≤а≤10, и примеры, приведенные в тексте, дети отметили, что авторы учебника допустили ошибки, давая в тексте такую запись: 125000 = 0,125*106 и 0,287 = 23,7 *10-2, так как числа не записаны в стандартном виде (см. стр.211 учебника «Алгебра» под редакцией С.А.Теляковского. Москва. Просвещение. 2007 г).

Они сделали вывод, что к текстам учебника нужно относиться критически, но когда возник вопрос, как выполнять действия с числами в стандартном виде, пришли к выводу, что для удобства действий иногда приходится записывать числа и не в стандартном виде. У школьников появился интерес к изучаемой теме, желание узнать больше, и они продолжили исследование, используя материал из учебников физики, химии, справочников, компьютеров. На следующем уроке они сделали сообщения о больших и малых числах, об их использовании в жизни.

Результативность данной работы прослеживалась на переводных экзаменах, где ни один ученик не допустил ошибки по данной теме.

Второй год мы работаем по новому учебному комплекту «Математика» авторов И.И. Зубарева и А.Г.Мордкович. Здесь создана благоприятная почва для исследовательской деятельности школьников, так как материал каждого параграфа дает возможность искать выход из поставленной проблемной ситуации. Так, при изучении темы «Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей» в 5 классе учащимся предложено провести изучение таблицы разрядов целых чисел и записать числа в таблицу, например 111111.

Применяя деление на 10 разрядной единицы числа 111111, получаем
1:10 = 1/10; 1/10 : 10 = 1/100; 1/100 : 10 = 1/1000 и т.д.

Исследуя таблицу разрядов, учащиеся приходят к выводу, что для разрядов, меньших единицы, нужны названия, и сами предлагают их: десятые, сотые, тысячные и т.д.
 
Затем учащиеся самостоятельно вписывают в таблицу разрядов числа типа 126,786; 508,0306; 0,0054. Такой урок проводится с применением информатики и информационных технологий.

По программе 5 класса на уроках информатики изучается тема «Метод координат», где учащиеся знакомятся с прямоугольной системой координат, учатся обозначать точки и декодировать графическое изображение, заданных с помощью координатных точек. При этом прямоугольная система координат в математике изучается только в 6 классе, поэтому ученики не имеют никакого представления о ней.

Школьникам предлагается рассмотреть шахматную доску и сделать вывод, как узнать, в какой клетке находится шахматная фигура.

На экране монитора появляется многоэтажный дом, ученики должны определить номер подъезда и квартиры.

Так, постепенно исследуя различные объекты, учащиеся понимают, что каждой точке соответствует два числа. Когда на экране появляется прямоугольная система координат, то они легко объясняют, как расположить точки, определяют ее координаты, с удовольствием выполняют практические работы, предлагают свои примеры.

Учебное исследование дает возможность школьнику развить многие его интеллектуальные способности, поэтому эта работа продолжается и во внеурочное время, на занятиях элективных курсов под руководством учителя и в секции «Эрудит» научного общества учащихся «Шанс», созданного 3 года назад. И если на уроках мы обязаны преодолеть пассивность всех учащихся, заставить работать каждого для получения образования на уровне их развития, то во внеурочное время должны активизировать наиболее способных, одаренных детей, выявляя их склонности, желания.

Научно-исследовательская деятельность – это самостоятельная деятельность ученика, который должен ясно представлять цели исследования, уметь сформулировать вопросы, на которые должны быть получены ответы, найти источник информации, которыми он будет пользоваться. Задача учителя и научного руководителя – помочь ученику найти тему исследования, четко сформулировать ее, установить сроки выполнения работы.

Секция НОУ «Эрудит» занимается с учащимися, имеющими склонность к изучению математики, физики и информатики. Под нашим руководством учащиеся пишут исследовательские работы, творческие отчеты, участвуют на школьных, районных и областных конференциях, где показывают хорошие результаты.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся способствует преодолению неуспешности как слабого, так и сильного ученика, становится полезной для него, вызывает интерес к теме исследования и к изучению даже такого трудного, но в тоже время интересного предмета как математика.

Музафарова София Ажкурбановна,
учитель математики,
Аубекерова Румия Рафиковна,
учитель математики,
Хужаева Зульфия Растямовна,
учитель информатики,
МБОУ "Яксатовская СОШ"
Приволжского района
Астраханской области

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?