«В этом мудрость, в этом счастье - увлекаясь, увлекать…»


Задача каждого учителя – дать ученикам необходимые глубокие и прочные знания по предмету. Но однообразное заучивание и пересказ не заинтересовывают детей, не оставляют в долговременной памяти изученное, и оно быстро забывается. Иной результат позволяет получить творческий подход учителя к предмету, использование оригинальных новых форм и методов работы.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Меня, как преподавателя русского языка и литературы, очень тревожит всем известный факт: увлекаясь компьютером и телевидением, наши дети все меньше и меньше проявляют интерес к чтению.

Как же найти те тонкие, чуткие струны детской души, которые пробуждают, заинтересовывают, заставляют зажигаться огонек любознательности в детских глазах? Это то, к чему стремится каждый педагог; то, что его вдохновляет и наполняет смыслом его жизнь, посвященную детям.

Такой долгожданный огонек загорелся в очередной раз и в глазах моих учеников, когда мы изучали в 7 классе творчество М.Ю.Лермонтова. Интеллектуальная игра, нацеленная на обобщение и проверку знаний по изученному произведению (в тот момент это была поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), вылилась в настоящий урок творчества, где в роли творцов выступили сами ученики.

Свои команды дети, недолго думая, по собственному желанию назвали именами главных героев произведения: «Алена Дмитриевна» - команда, где были все девочки; «Степан Парамонович» - команда, преимущественно состоявшая из мальчиков. Выполнение заданий в форме тестирования позволило выявить знание текста, его художественных особенностей и исторических фактов эпохи правления Ивана Грозного. Причем знания каждого отражались в успехе команды, так как у каждого была возможность заработать команде заветные баллы, показав свою правильно выбранную карточку.

Во втором туре команды должны были раскрыть образ выбранного ими героя поэмы. Но самым захватывающим и увлекательным оказался третий тур игры, творческий – «Импровизация». Пока жюри подсчитывало набранные в ходе игры баллы, командам было предложено самим почувствовать себя в роли автора-поэта. Используя опыт, полученный в результате изучения « Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», нужно было сочинить свою «Песню…» на тему из школьной жизни.

Дети сильно сомневались в успехе, что было написано на их лицах, но активно и с азартом занялись творчеством. Обе команды нашли свой способ выражения мыслей и чувств. Это было здорово, мы были счастливы: и я, и мои талантливые ученики, когда результатом нашего с ними труда явилось их собственное творчество! А получилось у них следующее:

Песня про школьную жизнь

Вот и наша школа краснокаменна!
Учимся мы там, на этаже втором!
Класс наш небольшой, но очень дружненький.
Любим–то мы школу, как ведь дом родной!
Учимся мы там с утра до обеда.
Изучаем физику да химию,
Теоремы, формулы, значения…
Каждый день уроков по шести!
И проводим в школе мы ведь целый день!
А ума-то в нас палаты копятся!
«Степан Парамонович»

Ой, Вы гой еси, Ольга Дмитриевна!
Про Вас нашу песню да сложили мы
И споем ее на старинный лад
Все про Ваших учеников добросовестных,
К литературе мы как готовились.
Пропоем мы эту песню да в подарок Вам,
В удовольствие свое, веселье общее.
Улыбаяся, повелели Вы
Нам сложить-сочинить эту песенку.
Опустили Вы в тетради очи ясные
Посчитать все наши баллы заработанные.
И подарили Вам эту песню мы,
Чтоб запомнили Вы нас надолго.
«Алена Дмитриевна»

И это написано в течение семи минут! Как это вдохновляет, окрыляет даже можно сказать! Значит, в наших силах сделать жизнь каждого ученика в школе счастливой!

За этот урок детям не потребовалась и оценка в дневник, никто о ней и не вспомнил. Зато к следующему уроку внеклассного чтения, где мы опять говорили об опричнине, об Иване Грозном, о гордых земских боярах, о любви и «законе нашем христианском», все ученики 7 класса пришли, основательно подготовившись. Многие успели прочитать, некоторые уже дочитывали большой роман А. К. Толстого «Князь Серебряный». Увлеклись чтением романа, со слов детей, и некоторые родители!

Я поняла, что стать любимым детьми, идеальным педагогом очень трудно, но стремясь к этому, испытываешь колоссальное удовлетворение! Вот оно - учительское счастье!
 
Гульдяева Ольга Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Кленовская СОШ
Подольского района
Московской области

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: