Про школьный «Сборник приказов», расписание занятий и многое другое.


Я росла учительским ребёнком. Большая часть моего, особенно раннего, детства прошла в «Маминой школе», о которой я рассказываю в своей книге «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель». Я выросла в «Маминой школе», где моя мама была директором. Мне запомнились школьные линейки, а также педсоветы, где моя мама обычно в начале мероприятия зачитывала вслух очередной школьный приказ.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
 Начиналось это публичное «чтиво» следующим образом: «Внимание! Приказ по школе номер …». Далее следовал очередной номер приказа и сам его текст, обычно лаконично-чётко предписывающий что, как и когда следует делать всем членам школьного содружества.

Наверное, любой работник школы знает, что школьных приказов самого разного содержания бывает за учебный год очень много. И это нормально. Издание приказов по самым разным поводам регулирует, регламентирует и упорядочивает нашу школьную жизнь. Эти многочисленные приказы потом подшиваются в пухлые «Сборники приказов» и складируются ровными штабелями в кабинете завучей. Я не вижу ничего плохого и необычного в этом приказотворчестве школьных администраторов. Плохо и необычно другое: мы почему-то на полном серьёзе ожидаем, что в нашу жизнь придут люди с даром управленца, отдадут соответствующие приказы и организуют, упорядочат нашу жизнь, сделав нас счастливыми. Нам же лишь надо дождаться этих талантливых людей. Откуда у нас такие необыкновенные ожидания? Почему мы абсолютно уверены в том, что другие люди, которые встречаются на нашем жизненном пути, займутся регламентацией, упорядочиванием, организацией нашей жизни? Эти другие люди, по нашему разумению, просто обязаны появиться в нашей жизни с мудрым «Сборником приказов», они должны обогатить и разнообразить нашу жизнь и сделать нас успешными людьми. К примеру, от врачей мы ожидаем, что они обеспечат нас здоровьем; от учителей требуем предоставления образования и правильного выбора, ИХ выбора НАШЕГО профессионального пути. От спутников жизни мы требуем любви, взаимопонимания и вообще полного обеспечения нас счастьем, а заодно и всеми сопутствующими материальными благами и атрибутами счастливой жизни. Атрибутами и благами, которые нам кажутся важными и значимыми. Да, натура человеческая не просто удивительна, она – загадочна, а порой парадоксальна.

Наша российская система образования предполагает чёткую и довольно жёсткую регламентацию учебной жизни. Каждое образовательное учреждение любого уровня и профиля в обязательном порядке выдаёт своим ученикам и студентам абсолютно точное расписание занятий, с детально указанными в нём учебными дисциплинами и курсами. Что именно изучать, где, когда и с кем – всё расписано максимально подробно. Я не берусь дать однозначный ответ, плохо это или хорошо. Данный вопрос можно обсуждать. Да и потом, сложные явления и структуры не могут быть оценены однозначно прямолинейно по схеме: плохо – хорошо; чёрное – белое. Это было бы слишком примитивно. Трудные вопросы не имеют однозначных ответов. А многосложные явления, каковым и является система образования, безусловно, обладают как своими плюсами, так и минусами. Но, видимо, наша система образования, как, впрочем, и любая другая, накладывает неизгладимый отпечаток на растущую личность. Человек 10 лет учится в школе, а потом ещё 3 или 5 лет в другом учебном заведении, не так уж и важно в каком именно, т. к. маховик системы исправно одинаково работает везде. И все эти годы становления эта растущая и развивающаяся личность почти ничего для себя не решает. Она не решает, какие именно учебные предметы изучать, в какое время, с какой интенсивностью и с какими преподавателями это делать. Молодые люди в течение 15 лет своей жизни почти не принимают важных решений и совсем не несут ответственности за себя. Бремя ответственности успешно возложено на школы и университеты. Ведь даже за знания молодых людей отвечают почему-то учителя. Как можно отвечать за другого человека, если, конечно, он не в пелёнках? На мой взгляд, отвечать можно только лично за себя.

Вот и привыкают молодые люди к тому, что расписание их жизни составляют другие люди, а не они сами. Они же, эти другие люди, будут организовывать все судьбоносные явления и события в жизни учащихся и студентов. И уже окончив учёбу, молодые люди продолжают по инерции ожидать появления этих неведомых организаторов их взрослой жизни.

В зарубежных же школах очень мало обязательных для изучения предметов. Первое, что предстоит сделать школьнику в начале каждого учебного семестра, так это выбрать учебные дисциплины, которые он предполагает изучать. Что интересно, у ученика есть право бросить один из выбранных им предметов, если ему что-то в этом учебном курсе не понравилось. Т. е. в систему как бы заложено право молодого человека на ошибку. И никто тебя не будет уговаривать, что надо хорошо учиться; никто не будет навязывать тебе, что именно стоит изучать. Ведь твоё образование или необразованность это – твоё сугубо личное дело. Это нужно лично тебе, а не работникам системы образования, которые лишь предоставляют набор образовательных услуг. Не берусь однозначно утверждать, что подобная система – превосходна. Здесь, безусловно, есть и свои положительные, и отрицательные моменты. Но что точно удаётся зарубежной системе образования, так это научить молодых людей принимать решения и нести за них ответственность, как и за всю свою жизнь вообще.

* В общем, хочешь быть образованным - будь им! И никому до этого дела нет, хотя все условия для получения образования созданы.

Придя в зарубежный университет, первая трудность, с которой сталкиваются студенты первого года обучения (потом это всё уже идёт легче и привычнее), - это составление своего личного учебного расписания на текущий семестр. Да-да, вы правильно поняли! В зарубежных университетах или колледжах никто не даст первокурсникам готового расписания занятий и лекций. Нет! Вы сами должны его для себя составить. Вы сами делаете это, выбирая не только интересующие вас учебные курсы и дисциплины, но и преподавателей, их ведущих, а также время посещения лекций и занятий. Скажем, одна и та же лекция в крупном университете повторяется за день два или три раза, в зависимости от популярности и востребованности учебного предмета и лектора. Так что после выбора учебных курсов вам ещё предстоит всё это свести воедино, определив самостоятельно, по какому именно предмету вы будете слушать утреннюю лекцию, по какому - пойдёте на лекцию в обед, а на каком занятии лучше - лично для вас лучше - присутствовать в вечернее время. И никто ничего вам в учебных заведениях не будет ничего указывать и приказывать, обязывая и принуждая к учению. Ни в коем случае!

* Ваша учёба – в ваших руках!

Даже количество лет, которые вам предстоит учиться в университете или колледже, вам придётся определять самим. Да-да, самим лично. Набрав нужное количество кредитов, университет можно закончить и за 4 года. Если же вы бездарно организовываете свою учебную жизнь и бестолково составляете своё собственное учебное расписание, то вы рискуете НЕ закончить университет и за 8-10 лет. Хотя, впрочем, это – ваше личное дело, и никто вам ничего по этому поводу не скажет. Учитесь на здоровье хоть всю свою жизнь, повторяя одни и те же учебные курсы снова и снова, если, конечно, у вас есть на это средства и вам есть на что жить.

Как мне представляется, в подобной системе образования, особенно образования «послешкольного», есть своё не только рациональное, но прямо-таки жизненно важное зерно. Зерно, которое такая система образования умудряется посеять почти в каждом студенте, - это умение составлять самостоятельно расписание собственной жизни и взять ответственность за собственную жизнь на себя. Это как раз то, чего не хватает нашим нерадивым студентам, которые уже выросли и закончили разные свои университеты, но всё равно, даже вступив во взрослую жизнь, остались всё теми же нерадивыми студентами, продолжающими упорно ждать, что кто-то другой за них составит расписание их жизни.

Если же вы действительно решите самоустраниться от составления расписания собственной жизни, то тогда представьте себе, как работало бы любое образовательное учреждение, не будь в нём чёткого расписания. Представили? А теперь примите для себя, что ваша жизнь будет проходить приблизительно так же, как работа этого несчастного хаотичного учебного заведения, работающего без расписания. Только представьте, что работники школы вместо составления расписания работы учреждения сидят, вздыхают, сетуя на свою такую трудную жизнь, и ждут, что кто-нибудь придёт и внесёт в эту жизнь упорядоченность и систему, а ещё заодно принесёт им, этим ждущим работникам, счастье и благополучие. Ну, что ж, так прождать можно очень долго! Так можно прождать всю жизнь, искренне при этом недоумевая и мучаясь: «И чего они всё не идут и счастье мне не несут?!»

Ну, право же, уважаемые коллеги, доколе мы будем сидеть, сложа руки, и ждать, что придут другие люди и организуют нашу жизнь, сделав нас счастливыми?! А вдруг придут не те люди? А вдруг они составят нам плохое расписание и издадут плохие приказы? Что делать? Да очень просто - надо самим, нам самим немедленно приняться за составление расписания своей собственной жизни.

«Жизнь по расписанию?!» - возразят некоторые. Да, жизнь по расписанию. А что в этом плохого? Лишь бы это была жизнь по составленному лично вами расписанию, по изданному вами «Сборнику приказов». Чужие приказы и предписания, а также расписание, составленное другими людьми, вряд ли сделают вашу жизнь успешной и счастливой. Всё это - чужое, и оно может, правда, внести в вашу жизнь некоторую упорядоченность, но не более того. Кроме того, если ваше жизненное расписание составляет кто-то другой, то это иногда бывает очень удобно, т. к. во всех ваших неудачах можно сразу же обвинить и заклеймить позором других людей. Они якобы виноваты, а вы вроде бы и ни при чём. А заклеймив позором этих нерадивых людей, которые не смогли организовать вам счастливую жизнь, можно эмоционально и совершенно искренне переживать о своей загубленной (другими людьми) жизни. Удобная роль – сбросил вину на других людей за плохое составление расписания вашей жизни и за неправильные приказы, изданные ими, - и всё! Можно опять ничего не предпринимать, а сидеть и ждать новых людей, которые должны появиться в вашей жизни для составления нового расписания и издания других приказов.

Или вы действительно хотите, чтобы это кто-то сделал за вас? Такое, возможно, но тогда не ожидайте счастливой жизни. Это уж, извините, как получится! Никто вам не предоставит счастливую жизнь. Никто не организует за вас вашу жизнь так, чтобы она была действительно интересной, содержательной и значимой. Расписание собственной жизни для себя вы можете и должны составить только сами. И полагаться в этом таком важном для вас лично деле на других, по меньшей мере, наивно, а по большей – безрассудно. Никто не сможет организовать вашу жизнь, если вы сами пускаете её на самотёк. Никто не сделает вас счастливым, т. к. ощущение счастья живёт, или, увы, не живёт, в нас самих. Это наше внутренне восприятие мира вокруг, собственной жизни, которую мы для себя организовали или не организовали своей ленью, бездействием, неучастием.

Филологическая объяснялка.
Английское выражение: to carry the ball.
Дословный перевод: вести мяч.
Русский эквивалент: нести основную ответственность, играть главную роль.


Поймите, вы сами ведёте (или не ведёте) мяч в своей жизненной игре! Лучше мяч всё-таки вести и делать это талантливо.

Уважаемые коллеги, помните, что все ресурсы вашей счастливой и успешной жизни заключены в вас, в вас самих, а всякие чужие «Сборники приказов», расписания занятий и другие люди здесь совсем ни при чём.

* Никогда не поздно быть успешным. Никогда не поздно быть счастливым. Но, для этого надо взять ответственность за себя на себя. Ваша жизнь – в ваших руках! Ваша счастливая и успешная жизнь – в ваших мозгах!

Книги Алины Бикеевой:http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/

* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
 
Бикеева Алина Сергеевна
преподаватель английского языка
Самарская гимназия №1
Самарского госуниверситета

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 натрий • 21:04, 08.02.2012
"В зарубежных же школах очень мало обязательных для изучения предметов."
Для нас мечта. А мы учим через "не хочу"