Татаришвили О.Н., 04.02.2012 13670 0

Решение проблемы социализации детей и подростков средствами дополнительного образования


Дополнительное образование - это ключевое звено в системе образования, так как именно в дополнительном учреждении имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей и приобщения к миру прекрасного. Воспитательная деятельность должна быть одним из приоритетных направлений деятельности каждого учреждения дополнительного образования, так как они обладают огромным потенциалом воспитательных возможностей. Деятельность их осуществляется с с учётом принципов индивидуального подхода к каждому обучающемуся и комплексного подхода к обучению и воспитанию. В рамках функционирования системы дополнительного образования обучающиеся имеют возможность формировать и развивать свои личностные качества.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Согласно основным правовым документам образовательной политики России, дано четкое определение современного национального воспитательного идеала личности гражданина России, которое заключается в следующем: идеал личности гражданина России - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее будущее своей страны. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых лет России.

Работая в рамках современных требований к воспитанию подрастающего поколения, мы еще раз убедились, что воспитательный потенциал Центра в социализации подростков достаточно велик.

Предметом деятельности Центра является реализация общеобразовательных программ дополнительного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по следующим направлениям:
  •  физкультурно-спортивное;
  •  социально-педагогическое;
  •  культурологическое;
  •  художественно-эстетическое;
  •  научно-техническое.
В Центре функционируют 2 отдела:
  •  отдел эстетического образования;
  •  физкультурно-спортивный.
Результатом обучения и воспитания для воспитанника Центра внешкольной работы должны стать готовность осуществлять физическое, духовное, интеллектуальное саморазвитие и творческую самореализацию.

В Центре занимаются вместе с детьми их родители, бабушки, пожилые люди Куйбышевского района. Действующая в Центре образовательная система не в полной мере создавала необходимые для раскрытия творческих возможностей воспитанников условия, поэтому возникла необходимость создания в Центре воспитательной системы, которая смогла бы объединить воспитанников младшего и старшего поколения и создать условия для раскрытия их творческих способностей.

Название учреждения и сложившиеся в Центре традиции обязывают строить и развивать межличностные отношения разных поколений жителей Куйбышевского района г. Самары. Идея создания педагогической модели учреждения дополнительного образования детей, способной объединить несколько поколений детей и взрослых, позволила бы мотивировать их на содружество и сотворчество, выявляя при этом детские таланты и развивая их. С 2008 по 2011 годы Центр внешкольной работы "Общение поколений" начал работать в режиме городской экспериментальной площадки по теме: "Взаимодействие поколений как условие социализации воспитанников".
 
Актуальность данной темы заключалась в необходимости формирования личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, меняя ее к лучшему. На первом плане стояли определенные требования к такой личности: творческой, активной, социально-ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом.

Был проведен мониторинг состояния педагогической системы, согласно результатам которого для создания предполагаемой модели были выделены приоритетные проблемы и намечены задачи для их преодоления.
  1.  Проблема повышения мотивации воспитанников - невысокий уровень заинтересованности обучающихся препятствует осознанному выбору направления творческой деятельности.
    • Задачи:
      •  переориентировать работу педагогов с формирования ЗУН на обеспечение образования воспитанников в соответствии с их возможностями, способностями и интересами;
      •  организовать работу педагогов по раскрытию перед воспитанниками социальной, практической и творческой значимости изучаемой программы;
      •  подготовить педагогов по вопросу развития мотивации творчества у воспитанников.
  2.  Проблема создания условий для формирования у воспитанников умения осуществлять выбор - противоречие между выбором направления деятельности в соответствии с интересом, способностями, возможностями и недостаточными условиями для формирования способности принимать решения о выборе творческой деятельности.
    • Задачи:
      •  совершенствовать содержание образования в Центре (учебный план, образовательные программы)
      •  создание творческих объединений по запросам воспитанников и родителей.
  3.  Проблема организации образовательного процесса с введением разновозрастных программ для детей и взрослых, не учитывающих их особенности и потребности, возможности иметь личностно-ориентированный характер - противоречие между обучающимися разного возраста (дети и взрослые).
    • Задачи:
      •  овладеть и внедрить образовательные технологии, адекватные разновозрастным программам;
      •  осуществить переход к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам;
      •  ввести программы элективных курсов;
      •  развивать у воспитанников способности к самооценке и рефлексии собственной творческой деятельности.
  4.  Проблема организации процесса повышения квалификации педагогов ЦВР - переводу Центра в инновационный режим в связи с экспериментом препятствует недостаточный методический уровень педагогов.
    • Задачи:
      •  разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
      •  обучение на курсах в системе повышения квалификации вне Центра.
  5.  Проблема расширения материально-технической базы ЦВР - открытию на базе Центра экспериментальной лаборатории препятствует недостаточность материально-технической базы.
    • Задачи:
      •  расширить имеющееся материальное обеспечение;
      •  файндрайзинг.
Таким образом, посредством последовательных изменений в организации, содержании и обеспечении образовательного процесса ЦВР будет создана модель развития творческого потенциала детей и подростков через общение и сотворчество поколений.
Следовательно, возникает необходимость в апробации такой модели.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: разработать и апробировать модель творческого развития воспитанников ЦВР при взаимном сотворчестве детей и взрослых.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: модель развития творческого потенциала воспитанников ЦВР посредством общения поколений жителей Куйбышевского района г. Самары.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: деятельность многопрофильного учреждения дополнительного образования по развитию творческого потенциала детей и подростков.
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА
  •  изучение литературу и имеющийся опыт работы по организации творческого процесса в разновозрастных группах;
  •  выявление специфики управления учреждением, работающим в режиме эксперимента;
  •  прогнозирование и разработка критериев результативности эксперимента;
  •  разработка стратегического, тактического и оперативного планирования экспериментальной работы;
  •  разработка организационной структуры управления экспериментальной работой;
  •  разработка информационного, программно-методического и социолого-психологического сопровождения экспериментальной работы;
  •  разработка системы мотивации педагогических кадров и воспитанников Центра.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  •  организация и проведение мероприятий (праздников, конкурсов, соревнований, акций, коллективных творческих дел и др. ), объединяющих участников разных поколений;
  •  открытие новых направлений и программ в соответствии с потребностями детей и взрослых;
  •  налаживание и поддержка партнерских отношений с учреждениями и общественными организациями района и города;
  •  организация и участие воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня;
  •  мониторинг результативности эксперимента.

Нами была выдвинута ГИПОТЕЗА, которая состояла в следующем: если реализация данной экспериментальной программы будет осуществляться планомерно, организовано и будет направлена на мотивацию творчества воспитанников и педагогических кадров Центра с включением в процесс взрослых разного возраста, а также будет корректироваться с помощью мониторинга, то таким образом будет создана модель развития творческого потенциала воспитанников, а значит осуществится физическое, духовное и интеллектуальное развитие детей, обеспечивающее творческую самореализацию.

ПЛЮСЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Разработанная модель развития творческого потенциала воспитанников позволит обеспечить переход ЦВР из режима функционирования в режим развития:

  •  целеполаганием и перспективами;
  •  системой мониторинга;
  •  ресурсами и условиями, необходимыми для нормального функционирования и развития Центра.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
  1.  Повысится уровень результативности образовательного процесса ЦВР.
  2.  Повысится степень удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.
  3.  Будут разработаны для использования в практике других УДОД:
    •  модель развития творческого потенциала воспитанников;
    •  практические рекомендации по планированию, организации, мотивации и контролю при ведении экспериментальной работы.

СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: начало - январь 2008 год, завершение - май 2011 год

ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА:

I этап - исследовательско-поисковый (январь-июнь 2008 гг. )
II этап - подготовительный (2008-2009 гг. )
III этап - практический (2009-2011 гг. )
IV этап - аналитический (апрель-май 2011 гг. )

Целью первого этапа было выявление форм и средств социализации подростков в учебно-воспитательном процессе Центра.

Для реализации данной цели нам предстояло решить следующие задачи:

  •  обосновать теоретические положения проблемы социализации в условиях взаимодействия поколений;
  •  выявить критерии и показатели социализации подростков;
  •  разработать пакет диагностических методик по данному направлению;

Теоретическую основу экспериментальной работы составил анализ проблем формирования мотивационно-потребностной сферы личности (исследования Абрамовой Г.С., Обуховой Л.Ф., Мухиной В.С., Леонтьева А. Н., А. Маслоу, Х. Хекхаузена - психология мотивации, возрастная психология, мотивация и личность, потребности и мотивы) и проблем социального партнерства ОУ (исследования Акинеевой Н.В., Владимировой А.П. - государственно-общественное управление ОУ и социальное партнерство в современных условиях; Иванова В.Н., Патрушева В.И. - социальное партнерство как инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления; Пинского А.Н. - общественное участие в управлении школой; М.М.Поташник - общие вопросы управления современным образованием).

Методологической основой экспериментальной работы выступили концепции ученых в области развития дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, В.П. Голованов, О.Е. Лебедев, Г.Н. Попова Т.И. Шамова, Т.В. Щербова) и маркетинговый подход в системе дополнительного образования детей (Е.А. Ганаева, М.А. Домбровская, А.Н. Музалевская, Т.Н. Третьякова).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:

  •  теоретический анализ изучаемой проблемы (анализ философской, социологической, психолого-педагогической, управленческой, методической литературы);
  •  анализ нормативно-законодательных документов РФ в области общего и дополнительного образования;
  •  методы эмпирического исследования (анкетирование, опросники);
  •  прогностические методы (рейтинг).

При этом было выделено несколько уровней экспериментальной работы:

  1.  Инструментальный уровень - внедрение идеи в практику работы УДО разных типов.
  2.  Теоретический уровень - выявление, анализ и систематизация теоретических характеристик эксперимента.
  3.  Прикладной уровень - разработка модели социализации воспитанников УДО в разновозрастных объединениях, рекомендации по внедрению, обеспечение внедрения результатов эксперимента в практику.
  4.  Методологический уровень - выделение методологических характеристик и подбор диагностического инструментария эксперимента.

Экспериментальная работа основывается на деятельностном подходе, который предполагает рассмотрение и формирование всех основных компонентов процесса социализации воспитанников в процессе системообразующей деятельности детей и взрослых. Личностный же подход предполагает рассмотрение проблемы социализации воспитанников через преломление внутренних условий развития, изучение механизмов самореализации, саморазвития, адаптации к социальным условиям. Основными идеями, которые в современных условия развития УДО позволяют определить пути оптимизации процесса социализации воспитанников, являются следующие:

  •  идея гибкости и адаптации процесса социализации в ответ на воздействия внешних факторов;
  •  идея оптимизации управления структурных подразделений УДО с учетом меняющейся ситуации;
  •  идея субъективности в ходе процесса социализации, которую можно представить как учет и анализ интересов и позиций всех участников педагогического процесса.

Под социализацией воспитанников УДО понимается процесс интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление, развитие и саморазвитие в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (М. А. Галагузова, А. В. Мудрик). Результатом социализации является личность, адаптированная к различным социальным ситуациям, т. е. имеющая сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Также были определены основные показатели процесса социализации подростков в процессе взаимодействия:

  •  принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно-смысловом уровне;
  •  обретение опыта ответственности, самоизменения в творческих процессах;
  •  опыт совместного со взрослыми построения собственного личностного мира.
  •  интересы, склонности и потребности подростка;
  •  личностно-ориентированный подход к подростку, создание "ситуации успеха" для каждого;
  •  создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  • признание за подростком права на пробу и ошибку в выборе, а также права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  •  определение результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы (вида деятельности, области знаний), которое помогло бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировало бы это.

Для организации научно-методического и психолого-педагогического сопровождения первого этапа эксперимента был подобран определённый комплекс диагностического инструментария:

  •  методы эмпирического исследования (анкетирование, опросники) - анкета для изучения усвоения норм и ценностей современного общества;
  •  диагностика мотивационно-личностных особенностей подростка, изучение потребностей и ожиданий воспитанников, мотивация к успеху, диагностика творческой выраженности, изучение уровня самооценки.

Исследование усвоения норм и ценностей подростками проводилось в творческих объединениях Центра. Выборка составила 54 воспитанника ЦВР "Общение поколений" в возрасте от 5 до 14 лет. Результаты исследования показали, что:

  1.  Способность большинства подростков (83%) взаимодействовать с социальным миром, которая характеризуется отсутствием конфликтов в семье, в сфере межличностного общения, в общении с взрослыми, находится на низком или среднем уровне.
  2.  Знания и ценности современного общества присущи лишь 54% подростков, а усвоение норм социального поведения в жизненных различных ситуациях проявили 24% опрошенных.
  3.  Поведение младших подростков, позволяющих функционировать в качестве члена общества, соблюдение норм и правил поведения продемонстрировали 48% подростков, посещающих Центр.

Процесс социального обучения в условиях УДОД "Центр общения поколений" опирался на организацию взаимодействия между участниками процесса (обмен информацией, воздействие, общение, сотрудничество). Результатом социализации детей и подростков, посещающих Центр стали:

  •  повышение уровня социального ориентирования и функционирования:
  •  усвоение норм и ценностей современного общества;
  •  формирование навыков конструктивного общения;
  •  формирование отношения к собственной и другой жизни, достигнутый каждым индивидом или группой подростков.

По результатам первого этапа эксперимента:

  1.  В 2009 г. в МОУ ЦВР "Общение поколений" был проведен областной семинар для руководителей и педагогов системы дополнительного образования детей Самарской области и г.о. Самара на тему: "Современные формы взаимодействия детей и взрослых в рамках образовательной деятельности УДОД: из опыта работы Центра "Общение поколений". На семинаре присутствовали представители областного центра развития дополнительного образования, ЦРО г.о. Самара, ПДО, руководители УДО, всего 48 человек. В ходе семинара были представлены формы взаимодействия поколений: показано интегрированное занятие для детей и взрослых, осуществлялась защита проектов воспитанников Центра. По результатам работы семинара был проведен письменный опрос, который позволил сделать вывод о результативности семинара и востребованности опыта работы ЦВР "Общение поколений".
  2.  21 мая 2009 г. проведен городской семинар для специалистов дополнительного образования детей г.о. Самара на тему: "Модели взаимодействия разных поколений в рамках образовательной деятельности УДО: проблемы, опыт, перспективы". Содержательную основу данного семинара составили результаты опытно-экспериментальной работы ЦВР "Общение поколений" за 2008-2009 гг. Обсуждались также теоретические и практические вопросы организации взаимодействия детей и взрослых, проведение психологической игры для дошкольников и родителей, демонстрация моделей взаимодействия детей и взрослых на основе фольклорного и творческого коллективов ЦВР "Общение поколений".
  3.  Разработано "Положение клуба по интересам Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы "Общение поколений" для пожилых людей.
  4.  Сформирована система социального партнерства и на договорной основе планов совместной работы внесены коррективы в организацию педагогического процесса в ЦВР "Общение поколений".
  5.  Разработан социальный проект "Развитие творческих инициатив жителей Куйбышевского района в процессе социального партнерства".

Целью исследования на втором этапе стала конкретизация условий социализации в УДО, разработка и апробирование модели взаимодействия поколений для решения проблемы социализации.

Задачи:

  •  разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  •  организация психолого-педагогического сопровождения;
  •  создание модели социального партнерства ЦВР "Общение поколений";
  •  создание модели взаимодействия поколений для решения социализации воспитанников ЦВР "Общение поколений";
  •  создание модели социально-адаптированной личности подростка и анализ условий социализации детей и подростков в учебно-воспитательном процессе ЦВР "Общение поколений".

В результате проведённого на втором этапе анализа образовательной среды были выделены некоторые факторы, тормозящие процесс социализации:

  •  недостаточный уровень методической подготовки педагогов;
  •  необходимость создания разноуровневых и разнопоколенных программ и долговременных проектов;
  •  обеспечение условий для конструктивного взаимодействия людей разных поколений.

Для решения проблемы методической подготовки педагогов была разработана система повышения квалификации кадров и проведен цикл семинаров:

  1.  "Совместная деятельность Центра и семьи в развитии творческого потенциала ребенка";
  2.  "Стимулирование творчества учащихся путем повышения творческого потенциала педагога";
  3.  "Проектная деятельность в объединениях художественно-эстетической направленности".

Педагоги были направлены на курсы в ЦРО и СИПКРО:

  1.  "Система работы по организации культурно-досуговых мероприятий в школе";
  2.  "Актуальные проблемы и новые технологии в преподавании изобразительного искусства в ОУ";
  3.  "Информационное обеспечение педагогической деятельности средствами сети Интернет";
  4.  "Творческая мастерская педагога";
  5.  "Культура малой Родины".

Педагоги спортивно-оздоровительного отдела посетили цикл семинаров по теме: "Семь секретов здоровья". Методисты посетили обучающий семинар по теме: "Формирование ключевых компетентностей средствами дополнительного образования". Были разработаны разноуровневые и разнопоколенные образовательные программы, способные объединить несколько поколений детей и взрослых, мотивировать их на содружество и сотворчество, выявляя при этом детские таланты и развивая их:

  1.  "Домашняя академия" (авторская)
  2.  "Школа русского фольклора"
  3.  "Валеология и мудрость здоровья"
  4.  "Мир волшебных шаров" (адаптированная программа по бильярду)
  5.  "Шахматная школа" (адаптированная)
  6.  "Ступени творчества" (авторская)
  7.  "Пилатес" (авторская).

* Все перечисленные программы обеспечены УМК.

Также была создана модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе социализации. Работа службы психолого-педагогического сопровождения по социализации подростков реализовывалась по нескольким направлениям:

  •  диагностика;
  •  профилактика и коррекция;
  •  консультирование индивидуальное и групповое;
  •  методическая и просветительская работа.

Основные задачи:

  •  определить, с каким статусом пришли к нам подростки,
  •  выявить, используя диагностику, индивидуальные особенности личности каждого подростка,
  •  соотнести полученные результаты с моделью социально адаптированной личности подростка и предложить педагогам совместные пути коррекции либо профилактики социометрического статуса подростка.

Для выявления склонностей и интересов подростков, пришедших к нам в Центр на занятия, проводилась диагностика потребностей и ожиданий и диагностика мотивационно-личностных особенностей подростка. По итогам проведённой диагностики составлялись индивидуальные и групповые профили (карты развития), включающие следующие разделы:

  1.  Общая информация: фамилия, имя, отчество; год рождения; сведения о родителях и других членах семьи (возраст, образование, должность и место работы).
  2.  Учебная мотивация: характер мотивационной направленности ребенка на обучение в объединении (положительный, нейтральный).
  3.  Эмоциональное самочувствие.
  4.  Положение в группе: статус - "звезда", "предпочитаемый", "принятый", "изолированный", "отвергаемый" (где для каждого параметра отличается количество выборов, дающих этот статус).
  5.  Потребность в общении: высокая, выше среднего, средняя, ниже среднего, низкая.
  6.  Интересы.
  7.  Самооценка.
  8.  Социальная адаптация.

Анкетирование "Социальная дезадаптация школьников" Б. Р. Матвеева позволило нам составить социальные профили групп. В анкетировании приняли активное участие родители подростков. Вот что мы получили:
70% подростков в той или иной степени переживают состояние конфликта в семье;
23% по-разному конфликтуют с учителями;
47% находятся в конфликтах с одноклассниками, но при этом комфортно чувствуют себя вне класса;
20% достаточно комфортно чувствуют себя дома;
40% достаточно комфортно чувствуют себя в школе;
100% в той или иной степени выражены интересы;
33% имеют навыки самоконтроля;
27% имеют тревожность (19% из них - учащиеся 5-6 классов).

Наблюдая за младшими подростками на занятиях, проводя психолого-педагогическую диагностику, педагоги пришли к выводу о необходимости работы с гиперактивными и агрессивными детьми. В контексте тренинга эффективного взаимодействия педагоги получили знания о физиологических и психологических особенностях гиперактивных и агрессивных детей, обучились способам взаимодействия с ними, узнали новые игровые приемы.

Проанализировав результаты по объединениям старших подростков, мы пришли к выводу о необходимости социально-психологических тренингов, моделирующих процесс социализации и обеспечивающих изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации.

Для подростков также разработаны и предложены к реализации тренинговые программы ("Навыки работы с партнером и группой", "Дорога добра", "В погоне за идеалом", "Пойми себя, пойми другого"), рассчитанные также на дни летних каникул и выездные лагерные смены. Программы направлены на формирование и развитие социально адаптированной личности, способной в полной мере реализовать свой потенциал; формирование позитивного образа "Я"; раскрытие своих возможностей и осознание собственной индивидуальности.
В процессе работы мы столкнулись также с проблемой глубокого одиночества подростка. Работая в треугольнике психолог-родитель-педагог, мы смогли погрузить ребенка в социально активную подростковую среду и показать ему собственную значимость и востребованность его интересов среди сверстников, а также помогли родителям осознать проблему взаимоотношений в семье.

Работа с родителями:

  •  открытые уроки в школе раннего развития;
  •  интерактивное родительское собрание "Семья",
  •  родительское собрание "Скоро в школу", "Чтение - не мученье!"

На основании полученных результатов анализа условий социального партнерства как фактора социализации воспитанников (взаимодействия учреждения с общественными, государственными, образовательными организациями, учреждениями культуры, спорта и другими некоммерческими организациями) была разработана модель социального партнерства, заключены договоры о сотрудничестве с вышеперечисленными организациями, разработаны планы совместной работы, проведены совместные мероприятия.

Создание модели взаимодействия поколений для решения социализации воспитанников ЦВР "Общение поколений".

В нашем Центре основополагающим принципом социализации личности в детском обществе является принцип включенности подростков в реальные социально значимые отношения в соответствии их возрастным и индивидуальным особенностям. Основные формы работы можно объединить в три группы по признаку включенности подростков в реальные социально-значимые отношения:
1. Реальные социально-значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. В ходе совместной работы представителей разных поколений был создан и реализуется социальный проект "Развитие творческих инициатив жителей Куйбышевского района в процессе социального партнерства". Здесь сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации. Включение подростков в управление, работа над навыками самоуправления, организация совета Центра, в который вошли представители старшего поколения, члены общественных организаций и воспитанники нашего Центра. Совет Центра стал координатором проектной деятельности воспитанников. Первой инициативой стало проведение районного конкурса проектов по декоративно-прикладному творчеству и изодеятельности в честь 65-летия Великой Победы "Благодарная память потомков". 20 мая Совет Центра вышел с инициативой о возрождении Аллеи Славы, посаженной около Центра в 2005 году ветеранами ВОВ.

Шефство старшеклассников над младшими воспитанниками. Желание общаться, заботиться о младших, проявлять самостоятельность, возможность принять новую роль, отличную от позиции ученика помогает подросткам организовывать общие с малышами, их родителями и педагогами дела. Например, в объединении "Серебряные пяльцы" - ПДО Мухина И.А. такие совместные мероприятия стали уже традиционными ("Снова вместе!", "День именинника", "Рождественские святки" и др.), старшие воспитанники предложили разработку для младших школьников интересных сценариев открытых уроков "Грязь-Грязища и Иван. Сказка для тех, кто не любит мыться", "Тайна пиратского острова сокровищ", "Подарок маме". Старшеклассники, начиная шефство над младшими, тем самым приобщают детей к самоуправлению. Чередование творческих поручений позволяет вовлечь максимальное количество детей в процесс подготовки дела, выявить, стимулировать и развивать творческий потенциал ребенка.

2. Имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения. Такие игры в Центре проводятся педагогами дополнительного образования Кижаевой О.В. и Калугиной З.И. Например, были проведены игровые занятия на темы: "Весеннее настроение", "Открой мир народного творчества", "Ты, шкатулка моя, позолоченная" и "Праздник русской березки", где педагог совместно с воспитанниками старшего поколения знакомил детей с традициями и обычаями нашего народа, создавая ситуацию причастия к тому времени, когда эти традиции широко использовались.

Наблюдения за детьми во время проведения игр позволяют нам увидеть потенциал каждого ребенка, понять внутренний мир ребенка, и помочь ему правильно использовать свои возможности. Игры-занятия взаимосвязаны друг с другом и в течение учебного года мы проводим мониторинг полученных данных, что позволяет нам отследить динамику развития социального "Я" каждого ребенка.

3. Формы досуговой деятельности. Это участие в различных конкурсах районного, городского и областного уровней, концертные программы для старшего поколения, посвященные Дню матери, Дню защитников Отечества, Дню Победы и др. мероприятия, которые стали традиционными в нашем Центре.

Перед началом каждого дела формируется инициативная группа учащихся, которая занимается разработкой сценария праздника, готовит костюмы, подбирает музыку - в общем, организует КТД. В подготовке к делу старшеклассники расширяют границы самопознания, развивают качества, необходимые для межличностного общения, находят взаимопонимание с другими людьми, самоопределившись нравственно, психологически и практически подготовившись к активной творческой деятельности.

В основе такой деятельности лежит сотрудничество взрослых и детей. Включение взрослых в общественную жизнь детей не должно быть руководством. Отказ от парадигмы воздействия - только взаимодействие. Содержанием сотрудничества взрослого и ребенка выступают их со-бытие, со-участвование, со-творчество, со-знание.
Со-бытые - совместность происходящего для людей.
Со-участвование - эмоциональное действенное включение в дела другого, активная помощь, сопереживание, сочувствие.
Со-знание - не только знание, но и отношение, подключенное к сознанию общественному, к культуре.
Со-творчество - формирование жизненных целей, ценностных ориентаций. Взаимное обогащение ведет к самоопределению, самореализации, самоутверждению подростков как личностей. Сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации.

Каким же мы видим социально адаптированного подростка? Нами разработана модель социально-адаптированной личности подростка и определены показатели процесса социализации подростков в процессе взаимодействия:

  •  принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно-смысловом уровне;
  •  обретение опыта ответственности, самоизменения в творческих процессах;
  •  опыт совместного со взрослыми построения собственного личностного мира;
  •  интересы, склонности и потребности подростка;
  •  личностно-ориентированный подход к подростку, создание "ситуации успеха" для каждого;
  •  создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  •  признание за подростком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  •  определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя его достоинства.

Ребенок, вступая во взаимодействие в детском и взрослом сообществе, общественную организацию, стремится реализовать свои потребности в деятельности, среди которых выделяют:

  •  творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
  •  познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящей за рамки программ школьного образования;
  •  коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
  •  компенсаторные потребности, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;
  •  профориентационные прагматические потребности воспитанников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
  •  досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной деятельности в свободное время.

Именно взаимодействие с представителями разных поколений в силу своей специфики эффективно формирует у подростков ощущение собственной личности, избавляет от привычки действовать только по подсказке, стимулирует поиск самостоятельных оптимальных решений, позволяет усваивать знания в том темпе и объеме, которые соответствуют их индивидуальным способностям. В результате такой деятельности у растущего человека определяется преобладающая направленность на ту или иную сферу профессиональной деятельности, согласно его индивидуальности.

По результатам второго этапа эксперимента:

  1.  Разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей по проблемам социализации подростков.
  2.  В целях обобщения и распространения опыта Центра, были проведены семинары:
    •  "Круглый стол на тему: "Ценностные ориентации молодежи и взрослого поколения: проблемы и пути решения" (февраль 2010);
    •  городской семинар для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей "Решение проблем социализации подростков психолого-педагогическими средствами ДОД" (16.03.10);
    •  обучающий семинар для педагогов Центра "Особенности социализации подростков. Специфика процесса социализации в УДОД";
    •  городской творческий семинар-практикум для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей "Модели социализации средствами дополнительного образования детей" (май 2010).
  3.  По инициативе педагогов Центра проведен районный конкурс проектов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, посвященный юбилею Победы "Благодарная память потомков", в, котором приняли участие представители разных поколений, в том числе и ветераны ВОВ.
  4.  Педагогами Центра создан сборник сценариев по патриотическому воспитанию детей и подростков.
  5.  Подготовлены материалы для публикации сборника методических рекомендаций для руководителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования детей по проблеме социализации детей и подростков в УДО.
  6.  Разработаны методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики по теме "Социализация подростков в условиях УДО".
  7.  Проведена работа по улучшению материально-технического обеспечения экспериментальной деятельности: приобретены компьютеры, медиапроектор, музыкальный центр, акустическая система для проведения мероприятий, произведена подписка на необходимую периодическую литературу.

3 этап (обобщающий).
Задачи:

  •  анализ результатов эксперимента.
  •  оформление результатов эксперимента.

На третьем этапе был проведен полный анализ педагогической деятельности ЦВР "Общение поколений" в рамках экспериментальной деятельности. Для качественного анализа процесса и результатов социализации подростков необходимо опираться на непрерывное наблюдение. Поэтому важная роль в организации деятельности образовательного учреждения принадлежала мониторингу. В ходе экспериментальной работы для подтверждения гипотезы изучался уровень развития познавательной сферы и эмоциональных личностных особенностей каждого подростка, а также степень воздействия общения с взрослыми на его личностное развитие как показатель социализации, развитие творческого потенциала, достижения. Результаты наблюдения за проявлением способностей и интересов подростков фиксировались по каждому ребенку в течение всего времени его пребывания в ЦВР. Для выявления результатов исследования была создана мониторинговая служба. В процессе исследования были получены такие результаты:

Притязания на достижения (7-11 класс):
Низкий уровень - 18%
Ниже среднего уровня - 43%
Средний уровень - 29%
Выше среднего уровня - 10%
Высокий уровень - 0%
Потребность в достижениях - ниже среднего.

Притязания на общение (7-11 класс):
Низкий уровень - 52%
Ниже среднего уровня - 40%
Средний уровень - 6%
Выше среднего уровня - 2%
Высокий уровень - 0%
Потребность в общении - низкий уровень.

Анализ схем-характеристик детских коллективов, составленных педагогами в начале года, также говорил о низкой потребности подростков в общении. Так, при ответе на вопрос "Наиболее предпочитаемые формы взаимодействия" (варианты ответов: общение со сверстниками; общение со взрослыми; деятельность по выбранному направлению) дети предпочли последний пункт.
Мы объяснили это во-первых, адаптацией внутри коллективов; во-вторых, слабым развитием навыков внутригрупповой коммуникации и низкой коммуникативной культурой подростков.

Итоговая диагностика показала рост социальной компетентности подростков, повысились показатели притязаний на достижения, на общение со сверстниками.

Притязания на достижения (7-11 класс):
Низкий уровень - 0%
Ниже среднего уровня - 11%
Средний уровень - 53%
Выше среднего уровня - 10%
Высокий уровень - 7%

Притязания на общение (7-11 класс)
Низкий уровень - 4%
Ниже среднего уровня - 7%
Средний уровень - 42%
Выше среднего уровня - 23%
Высокий уровень - 24%

Об эффективности проводимого эксперимента говорит и тот факт, что намного улучшились показатели и количество отдельных воспитанников и объединений Центра в конкурсах, смотрах, соревнованиях. В ходе эксперимента прослеживалась динамика личностного роста воспитанников, упрочение ценностных ориентаций, расширение сферы потребности в самопознании. Особенно заметное развитие получили:

  •  творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
  •  познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящей за рамки программ школьного образования;
  •  коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
  •  компенсаторные потребности, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;
  •  профориентационные прагматические потребности воспитанников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
  •  досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной деятельности в свободное время.

Именно взаимодействие с представителями разных поколений в силу своей специфики эффективно формирует у подростков ощущение собственной личности, избавляет от привычки действовать только по подсказке, стимулирует поиск самостоятельных оптимальных решений, позволяет усваивать знания в том темпе и объеме, которые соответствуют их индивидуальным способностям. В результате такой деятельности у растущего человека определяется преобладающая направленность на ту или иную сферу профессиональной деятельности согласно его индивидуальности.

Мониторинг, проводимый на протяжении всего эксперимента, обеспечил всей необходимой объективной информацией, позволил соотнести результаты с поставленными задачами, скорректировать учебную и воспитательную деятельность учреждения. Создание целостной воспитательной системы по социализации подростка, в ходе взаимодействия поколений позволило изучить показатели процесса социализации подростка в Центре и создать условия для их развития; разработать и реализовать эффективную модель воспитательной системы ЦВР; теоретически обобщить и практически распространить опыт работы по созданию модели взаимодействия поколений для решения проблем социализации воспитанников Центра; разработать методические рекомендации и опубликовать их в сборнике.

Практическими результатами работы Центра на третьем этапе стали:

  1.  Организация и проведение областных и городских семинаров по социализации.
  2.  Организация работы ""Творческих мастерских" для педагогов города.
  3.  Разработка системы работы по социализации подростков в ходе взаимодействия поколения и системы оценки рисков социализации детей и подростков как основы проектирования современного образовательного учреждения.

Эффективность вышеозначенных систем позволила сформировать:

  •  модель социально-адаптированной личности подростка;
  •  модель взаимодействия поколений;
  •  модель социального партнерства;
  •  модель психолого-педагогического сопровождения.

Изучение в рамках эксперимента деятельности центра "Общение поколений" как фактора, определяющего эффективность воспитательного процесса и его результаты, позволяют сделать вывод, что Центр внешкольной работы "Общение поколений" обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления процесса социализации подростка. Показателями процесса социализации подростков в процессе взаимодействия поколений в ЦВР являются:

  •  принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно-смысловом уровне;
  •  обретение опыта ответственности, самоизменения в творческих процессах;
  •  опыт совместного со взрослыми построения собственного личностного мира;
  •  сформированность интереса, склонности и потребности подростка;
  •  личностно-ориентированный подход к подростку, создание "ситуации успеха" для каждого;
  •  создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  •  признание за подростком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  •  определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя его достоинства.

В своей работе мы попытались решить одну из важнейших, актуальнейших задач современности - проблему социализации подростков через взаимодействие поколений. Исследование велось через те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между педагогом и ребенком, между самими сверстниками, между ребенком и взрослым, в совместной деятельности разнопланового характера, на формировании уровня самооценки, мотивации, на восприятия общечеловеческих ценностей. В процессе проведенного исследования можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как созданная модель взаимодействия поколений позволила мотивировать воспитанников Центра на содружество, сотворчество, выявляя при этом таланты и развивая их.

В ходе экспериментальной деятельности было установлено, что среди обучающихся много способных талантливых ребят, требующих специализированного подхода к обучению и воспитанию в современных условиях, а значит, для педагогического коллектива Центра открываются новые перспективы работы по поддержке и развитию одаренности обучающихся через интеграцию общего и дополнительного образования как в рамках направления Национальной инициативы "Наша новая школа", так и в контексте модернизации российского образования в целом.

Татаришвили О.Н.,
методист МОУ ДОД
Центр внешкольной работы "Общение поколений",
г.о. Самара

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: