Мельник Елена Владимировна, 05.02.2012 0

Формирование у учеников потребности в труде на уроках технологии


Своеобразие трудового воспитания учеников состоит в том, что общественно ценные мотивы не могут быть сформированы посредством вербального общения с детьми в различных формах общественно-политического, нравственного или трудового просвещения. Желание трудиться на пользу обществу, превращение общественных целей труда в мотивы и цели самой личности может быть осуществлено лишь в реальной деятельности школьника.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Наиболее успешно этот опыт приобретается в процессе педагогически организованного общественно-полезного труда на уроках технологии. Формирование личности в трудовой деятельности учащихся имеет свою специфику на каждом этапе их возрастного развития. Так, в подростковом возрасте - это воздействие на становление и преобладание в структуре личности социально значимых мотивов труда, когда ученик добровольно выполняет не всегда привлекательное для себя дело ради сознательно принятой им с коллективом общественно значимой цели и развитие на этой основе общественно-трудовой активности; в старшем возрасте - это формирование потребности в творческом труде на пользу общества как переживание школьником чувства общественного долга и ответственности и выбор на этой основе своего жизненного пути. Проведенные исследования позволяют утверждать, что формирование именно этих показателей отношения учеников к труду могут быть критериями при анализе уровня сформированности у учеников потребности в труде.

Анализ педагогической практики и психолого-педагогических исследований по данной проблеме, результаты исследований по данной проблеме позволяют утверждать, что повышение качества трудового воспитания, рост трудовой воспитанности школьников зависят не только от разработки и применения каких-либо новых форм или содержания трудового воспитания, но и от наличия системы социальных, психологических и педагогических условий. Рост воспитанности личности в трудовом процессе достигается, если:
  •  в повседневном умственном труде формируется отношение к учению как потребности работать ежедневно, постоянно поддерживать познавательную активность и интерес к самостоятельному добыванию знаний;
  •  формируется отношение к труду как жизненной потребности при явном понимании общественной цели, деятельности, самостоятельном, инициативном и творческом применении знаний в систематическом коллективном труде;
  •  формируются отношения к себе и члену трудового коллектива, умение и желание трудиться в коллективе, что подтверждается чередованием ролей исполнителя и организатора трудового процесса;
  •  происходит самосовершенствование во имя успеха коллектива, когда требования общества и личности переводятся, превращаются в требования личности к самой себе;
  •  развивается способность участвовать в коллективном анализе результатов труда, когда оцениваются не столько количественные показатели, сколько характер проявления учащимися мотивов.
Известно, что становление общественно ценных мотивов труда может происходить в любой по содержанию деятельности на пользу обществу, а не только в процессе производства материальных ценностей. В практике воспитания не всегда учитывается, что объем свободного от учебных занятий времени ученика значительно превышает время, отводимое на трудовое обучение, и, следовательно, потенциально может быть использован для формирования общественной направленности в процессе разнообразной общественно-полезной деятельности.

На практике развиваются и принимаются различные формы морального и материального поощрения учеников в трудовой деятельности - это может быть и простая похвала, высказанная педагогом в адрес конкретного ученика в ходе трудового процесса. Опытные педагоги и воспитатели указывают на то, что в определенных ситуациях слова поощрения типа: «Ты это хорошо сделал!», «Я горжусь тобой!» действуют на учеников стимулирующе, формируют их самосознание, вдохновляют на новые трудовые успехи.

В школе на уроках технологии достигнуты определенные успехи в деле формирования у учеников навыков дисциплинированного, добросовестного труда, умения преодолевать трудности и добиваться успехов в работе. Опытные педагоги умело используют воспитательные возможности различных видов деятельности учеников, и, прежде всего, возможности учебного процесса. Они стараются на каждом уроке воспитывать у юношей и девушек прилежание, настойчивость, волю, порядок, дисциплину, культуру труда, коллективизм. Тем самым формируются и закрепляются качества личности, необходимые для любой трудовой деятельности и являющиеся предпосылкой для устойчивого положительного отношения к труду.

Большое значение для формирования и закрепления нравственных мотивов труда имеет ознакомление учеников с научно-техническими, политико-экономическими и социальными аспектами труда. Как правило, оно должно начинаться уже в подготовительный период, когда осуществляется отбор объектов и видов труда, и перед ученическими коллективами ставятся конкретные трудовые задания. Понимание школьниками целей и задач труда, его социальной значимости побуждает их с большой ответственностью относиться к порученному делу. Как показывает практика, ознакомление учеников с различными аспектами труда не требует от педагогов значительных дополнительных усилий и временных затрат.

Осознание учениками общественной значимости поставленных перед ними трудовых заданий способствует формированию и укреплению у них нравственных мотивов труда, поэтому опытные учителя тщательно следят за тем, чтобы при отборе, организации и выполнении трудовых дел получали возможность глубоко осознать их значение, целесообразность и полезность, а также свою роль в их исполнении. Одновременно они обращают внимание на реальность и доступность поставленных целей.

Подготовка учеников к труду на современном этапе предполагает глубокое усвоение учащимися большого объема знаний и умений как общего, так и специального характера. Соединение обучения с производительным трудом позволяет не только в теории, но и на практике ознакомить учеников с научными основами общественного производства, его мировоззренческими, нравственными и социальными аспектами, раскрыть перед ними диалектические взаимосвязи между техникой, экономикой, производством и обществом. Это помогает им осознать труд как процесс взаимодействия между природой и человеком. К организации общественно полезного, производительного труда и управлению его процессом следует привлекать возможно большее число учащихся. Правильно поступают те педагоги, которые опираются при этом на самые сильные стороны личности каждого школьника, помогая ему раскрыть и развить свои способности.

Большое внимание преподаватели уделяют воспитанию у учеников бережного отношения к народному достоянию. Они считают, что в этом плане еще далеко не все сделано. Действительно, мы часто являемся свидетелями, как юноши и девушки бездумно ломают то, во что вложен большой труд многих рабочих. Необходимо еще последовательнее и настойчивее воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к общественной и личной собственности. При этом речь идет не только о сохранении материальных ценностей, но, прежде всего, о воспитании уважения к людям, которые создали эти ценности, уважении к их труду.

Список используемой литературы

1. Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях. Сборник научных трудов / Научный редактор И.В. Павлов, И.И. Павлова, Москва-Чебоксары: Изд - во НАНИ ЧР, 2002 - 336 с.
 
Мельник Елена Владимировна,
учитель технологии,
МОУ СОШ №1 с. п. "Село Пивань"
Комсомольского района,
Хабаровский край

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?