Взаимодействие семьи и школы по профилактике социальных болезней среди подростков

nataliy-shabanov@yandex.ru

Очень большое влияние на подростка оказывает коллектив, в котором он вращается. Ценности этого коллектива могут стать приоритетными для подростка, вне зависимости от того, будут ли это ценности нравственного самосовершенствования или романтика криминального образа жизни.
В данной статье описывается опыт работы школы и разнообразные виды деятельности по работе с семьей.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Семья - первичный воспитательный коллектив, обладающий необычайно широким диапазоном воспитательного воздействия на личность. В семье начинает складываться жизненный опыт подростка, формируются его моральные ценности, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества.

Современные психологи отмечают изменения, которые происходят сегодня. При обследовании семей часто выясняется, что часть родителей просто не могут обеспечить полноценного воспитания в силу того, что работа их связана с длительным отсутствием дома, командировками, ведением нездорового образа жизни родителей.

Очень большое влияние на подростка оказывает коллектив, в котором он вращается. Ценности этого коллектива могут стать приоритетными для подростка, вне зависимости от того, будут ли это ценности нравственного самосовершенствования или романтика криминального образа жизни.
В наше сложное время перед подростками, обделенными родительским вниманием, встают все проблемы современного общества: алкоголизм, наркомания, СПИД, преступность, бездуховность и жестокость людей.

Трудный подросток - результат, прежде всего, неправильного воспитания. Даже если у него не совсем в порядке нервная система или психика - это тоже, большей частью, следствие каких-то ошибок, недостатков, неблагоприятных условий воспитания.
Как известно, человек формируется в общении. Подросток постепенно становится полноценной личностью только в общении со сверстниками, со взрослыми. У абсолютного большинства трудных учащихся такого общения со взрослыми не было и нет. И не просто общения, а такого, которое вызывает у подрастающего поколения положительные переживания. Поэтому взрослые в представлении такого подростка не только не являются его опорой и наставниками, не говоря уже - друзьями, защитой, но, наоборот, в них он видит врагов, недоброжелателей или, по меньшей мере, просто не доверяет им и не считается с ними. Возникает тот самый барьер между подростком и взрослым, который мешает им найти общий язык, должное взаимопонимание.

Технология семейного воспитания в нашей школе основывается на стиле
первичной социализации подростка, формировании социальной направленности, ориентированной на ответственность обучающегося и родителей, совместную деятельность, сохранение семейных традиций, знания прав и обязанностей, закрепленных нравственными и правовыми нормами поведения.

Для полноценного прохождения обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами, обучающимися и семьей в целом.
Основная цель работы с семьями – профилактика семейного неблагополучия.
Для достижения этой цели педагогический коллектив использует разнообразные формы деятельности:

  •  мониторинг условий семейного воспитания;
  •  организация своевременной помощи и поддержки детей из семей группы риска;
  •  семейное консультирование;
  •  диагностика детско-родительских отношений;
  •  патронаж неблагополучных семей.

Для создания оптимальных условий взаимодействия семьи и школы организован медико-психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического и психического развития школьников. В процессе мониторинга проводится изучение личностных особенностей, эмоционального состояния каждого ребенка, оценивается уровень тревожности, отношения со сверстниками и взрослыми, выявляются факторы риска школьной дезадаптации.

Актуальным направлением профилактической работы является психолого-педагогическое консультирование проблемных семей. Задачами консультирования являются мотивация на изменение родительского поведения, оздоровление внутрисемейных отношений, оказание психолого-педагогической помощи семье в трудных жизненных ситуациях и в ситуациях внутрисемейного конфликта (семейное примирение) или в случаях, когда ребенок начал употреблять ПАВ.

Полученная информация позволила разработать план работы по взаимодействию школы с семьями учащихся и составление социального паспорта школы.
Из 141 учащихся 123 воспитанника имеют родителей (190чел.).
В социальном составе семей обучающихся преобладают семьи рабочих. Увеличилось число безработных родителей. (2008-2009 гг.-42%, 2009-2010 гг.- 45,2%.)
Образовательный уровень родителей низкий. Также растет число неполных семей. В основном такие семьи относятся к малообеспеченным и неблагополучным семьям. Фактически каждая 3-я семья является многодетной.

Основные задачи взаимодействия школы с семьей состоят в содействии развитию семейных отношений на основе духовно-нравственных и культурных традиций, повышении педагогической культуры родителей, совершенствовании семейного воспитания.
Учитывая сказанное, необходимо серьезное внимание уделить воспитанию у трудных подростков таких гуманных качеств, как доброта, внимание к людям, стремление прийти к ним на помощь, разделить их переживания, воспитывать у подростков тактичное отношение к людям.
В работе с такими подростками нужна переориентация направленности всей группы, придание ее деятельности общественно полезного смысла, необходимо увлечь ребят интересными для них, полезными делами.

В школе-интернате мы учитываем необходимость «трудного» подростка активно включаться в различные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Педагогический коллектив не упускает из поля зрения ни одного подростка. В школе находится дело каждому по душе и по его способностям, которое со стороны коллектива может получить положительную оценку.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: