Алгоритмизация обучения водителей автомобиля


Проблема алгоритмизации обучения в педагогике не нова. Становление и развитие алгоритмического подхода в образовании в значительной степени обеспечили результаты исследований выдающихся ученых отечественной психологической школы (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, П. А. Шеварев и др.) и концептуальные положения программированного обучения (В. П. Беспалько, А. М. Матюшкин, А. Г. Молибога, Н. Ф. Талызина, И. И. Тихонов и др.) [1].


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Первым обособил алгоритмизацию как педагогический подход Л.Н. Ланда. Начиная с 50-х годов прошлого века, им исследовались теоретические основы обучения учащихся алгоритмам [3]. Разделяя позицию Льва Наумовича Ланда, считаем, что технологическая деятельность требует осуществления определенной системы операций, причем часто обязательно в строгой последовательности. Нарушив нужную систему операций или отступив от необходимой их последовательности, решить задачу нельзя. Особенно важно соблюдение операционных алгоритмов для профессий, связанных с повышенной опасностью [2].

В качестве подтверждающего примера приведем алгоритм действий водителя (кандидата в водители) автомобиля перед и во время начала движения (не включая операции ежедневного обслуживания):
  1. Подготовить рабочее место: отрегулировать сидение и зеркала заднего вида, пристегнуться ремнем безопасности. Проверить нейтральное положение рычага переключения коробки передач.
  2. Запустить двигатель. Проверить показания приборов - контрольных ламп разряда аккумуляторной батареи и давления масла, указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, тахометра.
  3. Прогреть двигатель.
  4. Включить дневные ходовые огни (противотуманные фары или фары ближнего света).
  5. Убедиться в отсутствии на безопасном расстоянии других участников движения - пешеходов и транспортных средств.
  6. Включить указатели поворота.
  7. Нажать на педаль муфты сцепления. Включить первую передачу.
  8. Повторно убедиться в безопасности начала движения.
  9. Плавно отпуская педаль сцепления и одновременно переводя рычаг стояночной тормозной системы от себя, тронуться с места.
  10. Задать рулевым колесом направление движения автомобиля.
Итак, производственные и технологические задачи требуют решения по определенным алгоритмам (алгоритмическим процедурам), а значит, и профессиональное обучение без алгоритмов невозможно. Реализация алгоритмического подхода в профессиональной подготовке может осуществляться:
  • обучением алгоритмам решений;
  • обучением алгоритмам поиска алгоритмов.
В первом случае обучение предполагает непосредственное формирование у обучающегося требуемого алгоритмического процесса путем сообщения ему правил пользования или поэтапной демонстрацией, приемов правильного пользования. В результате упражнений в применении правил или образа действий обучающиеся овладевают алгоритмом, представляющим последовательность решения прикладной задачи.

Во втором случае обучение заключается в том, чтобы, не сообщая учащимся алгоритма решения, вооружить их некоторым алгоритмом поиска. При такой организации профессионального обучения реализуется активный и творческий потенциал обучающего и обучающихся. Способы и приемы реализации алгоритмического подхода в данном контексте предполагают:
  • расстановку позиций в перечисленных операциях, согласно порядку технологии выполнения;
  • определение последовательности алгоритмических процедур на основе анализа деятельности мастеров-наставников, возможно, с выявлением провоцирующих ошибок;
  • детальный разбор и проверка правильности предлагаемых алгоритмов действий;
  • составление новых алгоритмов действий, как с использованием справочной поддержки (начальный уровень), так и с ограничением (промежуточный уровень) и полностью без информационной помощи (базовый уровень);
  • внесение корректив в существующие алгоритмы в связи с изменившимися условиями (например, адаптировать указанный выше алгоритм действий водителя перед и во время начала движения применительно к автомобилю с автоматической трансмиссией);
  • упрощение и составление альтернативных алгоритмических последовательностей путем выявления допускающих замены или объединения операций в блоки;
  • включение отдельных алгоритмов в сложные алгоритмические конструкции, вычленение из них и т. п.
Алгоритмический подход, реализованный вторым способом (обучение алгоритмам поиска алгоритмов), требует большего времени, однако именно в этом случае обеспечивается оптимальные возможности для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся и для их личностного развития, чем при первом способе (обучение алгоритмам решений). При организованном поисково-алгоритмическом обучении происходит развитие умения аргументации, самокритичности, дивергентного мышления, познавательной активности, мотивации учения и самообразования.

Использованные источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Программированное_обучение
2. Ваганов В.И. , Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств: учебник водителя. - М.: Транспорт, 1991. - 224 с.: ил., табл.
3. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М., «Просвещение», 1966. - 523 с.
 
Чибаков Анатолий Сергеевич,
преподаватель технических дисциплин,
КОГОАУ СПО "Яранский государственный технологический техникум",
Кировская область

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 chas375 • 15:12, 06.02.2012
Тема, затронутая в статье, актуальна в связи с переходом на ФГОУ третьего поколения и сокращеним сроков профессионального обучения с 3 до 2,5 лет