Сотворчество и саморазвитие как условие воспитания социально-значимых качеств у учащихся на уроках по плаванию

ms.smis@yandex.ru

Главная задача учителя на уроках плавания - научить учеников умению анализировать свои движения, рационально управлять ими, воспитать сознательное отношение к изучаемому предмету, интерес и стремление к саморазвитию.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Хороший пловец должен быть сильным, выносливым, гибким, быстрым и ловким. Не развивая постоянно этих физических качеств, нельзя овладеть современной техникой плавания, показать высокий результат на водной дорожке. Наиболее успешно занимающиеся овладевают навыками плавания и высотами спортивного мастерства тогда, когда они проявляют большой интерес занятиям, к каждому упражнению.

Интерес к занятиям и большая активность при выполнении заданий обусловливается сознательным отношением к ним. Ученики должны ясно представлять себе цель и задачи обучения, осмыслить их и положительно к ним относиться. Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить учеников умению анализировать свои движения и рационально управлять ими, правильно оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений. Это повышает интерес и увлеченность ребят, способствует воспитанию инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу обучения, позволяет быстрее решить поставленные задачи и достигнуть намеченной цели.

Социально-значимые качества учащихся на занятиях по плаванию - это воспитание воли, сознательной дисциплины, трудолюбия занимающихся. Важнейшей чертой характера, необходимой учащимся, занимающимся плаванием, является воля, способность преодолевать трудности на пути к овладению техникой плавания. Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при условии правильного руководства преподавателя, закаляют волю учащихся. Если установлены близкие и перспективные цели занимающиеся проявляют инициативу в достижении хороших результатов. Важно воспитывать у учеников инициативный характер, самостоятельность в проявлении воли. Необходимо добиваться, чтобы ученики самостоятельно намечали себе цели и искали пути к их осуществлению. Преподавателю принадлежит в этом направляющая роль (при этом необходимо проявлять такт и не сковывать инициативу занимающихся плаванием).

Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения техникой плавания. Чем лучше техническая подготовленность пловца, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу. Поэтому, совершенствуя технику плавания, преподаватель одновременно воспитывает и волевые качества у своих учеников. Воспитание воли в процессе занятий плаванием успешно осуществляется тогда, когда учитель специально ставит эту задачу и педагогически правильно решает ее в связи с всесторонним воспитанием личности занимающихся. Многочисленные примеры показывают, что волевые качества, воспитанные в процессе занятия физическими нагрузками, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.

Сознательная дисциплина – это инициативная дисциплина. Ее особенность состоит в том, что учащийся активно стремится выполнить указания, правила поведения, ибо он убежден в необходимости их выполнения. Содержательные, организованные учебные занятия имеют первостепенное значение в воспитании сознательной дисциплины у учащихся. Руководящая роль в этом принадлежит преподавателю плавания.

Большую роль в воспитании и поддержании дисциплины играет правильно организованный систематический учет посещаемости, успеваемости, динамики повышения спортивных результатов, которые ведет учитель.

Положительное воспитывающее влияние на формирование личности оказывает сплоченный коллектив класса, в котором центральной фигурой является преподаватель плавания. С первых же шагов юных спортсменов в плавании необходимо привлекать к выполнению посильной общественной работы: участию в подготовке мест занятий, уборке инвентаря, выполнению различных поручений. Преподаватель должен содействовать созданию здоровой атмосферы в коллективе, развитию критики и самокритики.

Важнейшее условие успешности учебно-тренировочного процесса - это сознательное отношение учащихся к занятиям. Необходимо, чтобы ребята осознавали пользу занятий плаванием, их значение для укрепления здоровья, разностороннего физического развития, значение умения плавать как жизненно необходимого навыка, который может пригодиться в минуту опасности для спасения, как собственной жизни, так и жизни других людей.

Педагог должен глубоко знать свой предмет и умело объяснять обучаемым, для чего и как выполняется то, или иное упражнение. Например, приступая к изучению техники плавания кроль, надо разъяснить, что горизонтальное положение пловца наиболее целесообразно, так как оно уменьшает сопротивление воды, и что это достигается благодаря низкому положению головы, активным движениям ногами и т.д. Таким образом, учащиеся уже осознанно выполняют движения и хорошо понимают последовательность выполняемого действия.

Важно, чтобы пловец на собственном опыте убедился в том, что понимание и правильное выполнение движений дают ему преимущество в экономичности этих движений, в скорости плавания. Занимающиеся должны хорошо знать цели и задачи, которые перед ними ставятся, задачи каждого урока, соревнования, устанавливать точные сроки для их решения, участвовать в обсуждении хода их выполнения.
Ясность поставленной цели в обучении и тренировке, понимание путей ее реализации вызывают активность занимающихся, что является решающим условием для эффективных занятий плаванием. Активность учащихся повышается тогда, когда уроки проводятся разнообразно и интересно. Немаловажное значение в развитии активности играют домашние задания (например, выполнение утром комплекса обще-развивающих и специальных физических упражнений пловца).

Давая задания, следует точно указывать, какая должна быть дозировка упражнений, на что обратить особое внимание, как контролировать свои движения. На следующем занятии следует обязательно проверить, как выполнено задание.

Для повышения познавательной активности занимающихся им следует рекомендовать ознакомиться с печатными материалами по плаванию, а затем обсудить их совместно. Чтобы учащиеся проявили стремление к познанию учебного материала, преподавателю необходимо осуществлять обучение плаванию в соответствии с возможностями занимающихся, их индивидуальными особенностями, учитывать особенности возраста, пола, степень технической и физической подготовленности, состояние здоровья и психики занимающихся. В применении физических упражнений могут наблюдаться две крайности.

В одном случае учащиеся выполняют слишком легкие задания, получают небольшую физическую нагрузку, работают без напряжения. Такие занятия не мобилизуют их на преодоление трудностей, не развивают волевые качества, снижают психическое напряжение и вызывают падение интереса. В другом случае дети, занимающиеся плаванием, выполняют слишком трудное задание и получают значительную физическую нагрузку. Целый ряд упражнений многие учащиеся не могут выполнить правильно. Все это может вызвать у них потерю инициативы, неверие в собственные силы, расстройство психики. Иногда такие занятия приводят к появлению травм и резких переутомлений. Таким образом, указанные недостатки отрицательно влияют на формирование характера у детей: потеряв интерес и веру в свои силы на занятиях по плаванию, ребенок может отказаться от борьбы с трудностями, встречающимися в его жизни.

Для того чтобы сохранить интерес и стремление к саморазвитию ребят, преподаватель должен соблюдать постепенность повышения требований к учащимся, это предусматривает постановку и выполнение новых, более сложных заданий, в которых постепенно нарастает общий объем и интенсивность нагрузки. В процессе обучения плаванию преподаватель постепенно переходит на все более сложные упражнения, которые в значительной степени расширяют круг двигательных навыков и умений занимающихся. Это в свою очередь обеспечивает освоение более сложных и разнообразных форм двигательной деятельности. Дальнейшее повышение функциональных возрастающих нагрузок обусловлено систематическим повышением нагрузок путем нахождения оптимальных объемов и интенсивности выполнения упражнений.

Необходимо заметить о существующей зависимости прочности приобретаемых навыков от величины нагрузок. Чтобы сохранился интерес и стремление к познанию у занимающихся, преподаватель должен помнить, что повышение нагрузок возможно лишь тогда, когда формируемый навык прочно закреплен и ребята освоили предлагаемые нагрузки. Непрочно закрепленные навыки под воздействием повышенных нагрузок легко утрачиваются. Отсюда следует, что при проведении учебно-тренировочного процесса по плаванию последовательно формируемый навык обусловливает постепенное повышение нагрузок.

Известно, что наилучший возраст для обучения детей двигательным действиям – 8-12 лет. В эти годы легко усваиваются новые, ранее неизвестные движения. Достаточно буквально одного показа и объяснения, чтобы новое упражнение было выполнено, что называется, «с ходу». Это связано с тем, что у детей 8-12 лет отмечаются наибольшие нормы прироста в развитии почти всех физических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Кроме того, у них особенно заметно проявляются психологическая готовность к сознательному освоению учебного материала, смелость, активность, интерес к движениям.

Согласно статистическим данным о результатах массового обучения плаванию в разных классах общеобразовательных школ, ученики 3-4 классов за один и тот же промежуток времени добиваются больших успехов (учитывались расстояние и степень овладения техникой плавания), чем дети младших возрастов. Кроме того, в этих классах значительно большее количество (70%) учеников, чем в других классах (как в младших, так и в старших), проявляет высокий интерес к плаванию. В то же время приведенные данные ни в коем случае не зачеркивают необходимость обучения плаванию детей младших возрастов. Чем раньше ребенок научится держаться на воде, овладеет жизненно необходимым навыком плавания, тем лучше.

Процесс обучения плаванию органически взаимосвязан с тренировкой, т. е. совершенствованием технической, физической и других видов подготовки. При обучении технике спортивного плавания занятия с детьми в первую очередь должны быть направлены на всестороннее физическое развитие и носить оздоровительный характер. В связи с этим необходимо учитывать возрастные особенности детского организма. Незнание этих особенностей приводит к низкой эффективности процесса обучения, потере интереса детей к плаванию, может нанести вред здоровью ребенка.

Игровой метод с его эмоциональностью и динамизмом является основной формой занятий с детьми. Обучение в школе, требование дисциплины на занятиях плаванием развивают произвольное внимание, воспитывают умение владеть собой. Эффективность педагогического процесса определяется соответствием форм и методов работы, дозировки и направленности упражнений возрастным особенностям занимающихся. Все это служит предпосылкой развития стремления детей к саморазвитию и участию в творческом процессе овладения основами плавания.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: