Применение игровых технологий на уроках русского языка

taaks@mail.ru

Применение игровых технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.
В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к изучению предметов в коррекционной школе VIII вида. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такая активность может быть результатом применения игровых технологий.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к изучению предметов в коррекционной школе VIII вида. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такая активность может быть результатом применения игровых технологий.

Именно их я использую на уроках русского языка в своей коррекционной школе VIII вида. Я всегда была сторонником принципа учения без принуждения, старалась сделать процесс обучения занимательным, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала детьми с отставанием умственного развития.
Я постоянно пополняю свои знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые разработки.

В этом году я столкнулась со снижением интереса у учащихся к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-х классах. Пятый класс - это переход из начальной школы в среднюю школу, где новые учителя, новая программа и новые предметы. Моя задача как учителя на этом этапе состоит в том, чтобы встреча с новшествами не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к изучению фонетики, морфологии, синтаксиса. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, увлекая и создавая почву для лучшего восприятия школьной программы для детей с умственными отклонениями.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что ученики на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку. После урока-игры я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии, я использую не только в 5-6-х классах, но и в 7-9-х. В старших классах для подготовки урока-игры требуется больше времени. Но результат стоит того.

Общие требования к подбору игр в коррекционной школе VIII вида следующие:

  1. Игры должны соответствовать определенным программным требованиям к знаниям и требованиям стандарта.
  2. Игры должны соответствовать не только изучаемому материалу, но и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

Часто в своей работе я использую групповую рулевую игру "Разброс мнений", которая представляет собой организованное поочередное высказывание участниками своего мнения по определенной проблеме или теме. Методической особенностью подготовки такого урока служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока, которые раздаются ученикам. Их поочередно прочитывают вслух. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.

Трудность подготовительной работы подобных уроков заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично с учетом психологических особенностей учащихся коррекционной школы. Число карточек должно быть не менее числа участников урока. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Желательно подбирать темы, предусматривающие в ответах различные подходы. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.

Большой проблемой в изучении учебного материала часто является то, что часть его может быть плохо усвоенной. Можно провести маленький эксперимент. Предложите учащимся за ограниченное время самостоятельно или частично самостоятельно освоить заданную тему с использованием учебника. Потом нужно будет проверить, что осталось за пределами освоения. Проанализировав результаты, можно для устранения этого недостатка подготовить урок –игру.

Итак, сначала определяем какой раздел учебника сейчас необходимо изучить в течение 10-20 минут. Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать вопросы: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами. Пока ведущий собирает записки, предлагаете каждому просмотреть еще раз изучаемую тему в учебнике. Ведущий выбирает записки, зачитывает вопросы и просит ответить на них. При ответе возможно использование учебника. Таким образом, идет уточнение и закрепление изучаемого материала.

Особенно важен этап анализа, обобщения и обсуждения результатов урока-игры. В заключение урока подводятся достигнутые учениками результаты, сделанные ошибки, формулируется окончательный итог занятия.

Таким образом, реализуя разные игровые приемы на уроках русского языка, я стараюсь добиться успехов учащихся не только в изучении моего предмета, но и в воспитании познавательных интересов и активизации учащихся с отставанием умственного развития.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 pozdyaewatatjana • 19:39, 08.12.2014
Меня заинтересовала эта статья. В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к изучению предметов. Я также остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках
avatar
1 qwerty-u • 18:48, 06.05.2012
Спасибо большое! Очень полезная статья.