Проблемные вопросы ЕГЭ 2012 по информатике

a5om@rambler.ru

В статье решил поделиться своим видением проблемных вопросов ЕГЭ по информатике. В наше время только ленивый не бросит камень в сторону целесообразности ЕГЭ как основной формы оценки уровня обученности старшеклассников. Работая преподавателем информатики, анализирую все новации в области оценки качества образования.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Важность вопроса (итогов) сдачи ЕГЭ касается каждого преподавателя и определяется необходимостью учитывать результаты сдачи экзаменов при прохождении аттестации. Необходимо также отметить, что комитетами по образованию публикуются рейтинги школ города с результатами, полученными на ЕГЭ.

Рассмотрим ряд проблемных вопросов актуальных в настоящее время.
Первая, на мой взгляд, проблема, связана с уровнем подготовки учеников, в частности - способность учеников средних образовательных учреждений решать предлагаемые задачи. Здесь можно выделить различные уровни обучения: базовый курс, где на занятия отводится всего 35 часов в основной и старшей школе, и профильный курс в лицеях и физико-математических школах.

Следующая проблема это содержание задач ЕГЭ. Понятно, что информатику сдают умные ребята. Смотрим на проходной балл: он выше всех предметов, и поэтому разработчики КИМ каждый год добавляют новые, более сложные задачи. Всего один пример из ЕГЭ 2011 года, когда появилась задача из дисциплины “Администрирование вычислительных сетей”, а не из курса “Информатика и ИКТ” для общеобразовательных учреждений.

Есть вопросы по форме проведения экзамена. Так, при виде задач С4 и учитывая отсутствие компьютера для отладки программы мне становится как-то грустно. Хотя когда-то приходилось в далекие советские времена решать оптимизационные задачи, начиная с языка Fortran, а далее в Си. Есть что вспомнить (к вопросу решения задач на бумажных носителях), когда проверяли программы на перфокартах, а листинг тестировали с карандашом в руках. Мы были программистами и исследователями. Времена меняются, и, на мой взгляд, для развития творческих способностей детей важно то, что они написали, обязательно отладить. Вот тогда у нас в России все начинания, наконец, будут доводиться до конца.

Еще одна проблема: контроль за ходом проведения ЕГЭ. Примеров сдачи ЕГЭ с различными вариантами списывания перечислять не буду. Понятно, что балл необходимо увеличивать не передачей СМС-сообщений за пределами КАД и МКАД, а изучением и пониманием учениками вопросов различных направлений информатики. Доходит до смешного (конечно, грустно): на первом курсе института бывшие ученики отличаются полным незнанием основ вычислительной техники и информационных технологий. Преподавателям приходится снова объяснять школьные вопросы.

Остановлюсь на межпредметных связях. Траектории обучения по отдельным дисциплинам продуманы, а вот связи, например информатики и математики нет. Программируем, изучая массивы только из курса информатики. Поэтому ученикам трудно представить как заполняются элементы массивов при изучении циклов.

Отмечу и вопрос самой формы тестирования. Так, ученикам необходимо заполнить части А, В и С разными способами. Поэтому неправильное заполнение бланка при правильном решении задач приводит к досадным ошибкам.

Не забываем проблему мотивации учителя и уровень его подготовки.

Рассмотрим пути решения обозначенных проблем.
По уровню подготовки учеников, используя накопленный опыт, рекомендую в ходе учебных занятий включать тестовые задания, ориентированные на примеры из КИМов. Обращаю внимание на сайты Константина Полякова и Олега Агейчева, где предлагаются различные методы решения задач и дан видеоразбор новых задач из ЕГЭ 2012 года.

По проблеме содержательного наполнения необходимо окончательно определить количество заданий в части А, В, С, учитывая, какие разделы информатики востребованы Вузами в современных условиях.
По форме тестирования, целесообразно разрабатывать задачи на компьютере с отладкой программ, а не оставлять только бумажную форму решения.

И наконец, “мой дядя самых честных правил”: как решить проблему списывания на ЕГЭ. На мой взгляд, самый быстрый способ - не менять правила игры, а определится с количеством и тематикой заданий. Пусть дети решают задачи по базовым направлениям, необходимым техническим Вузам, заинтересованным в подготовленных абитуриентах.

Не забываем и ответственность организаторов проведения ЕГЭ. Может быть, пришло время ставить камеры видеонаблюдения. Тем более что в школах уже есть элементы видеонаблюдения, а к выборам в марте, судя по всему, будут установлены везде.

К вопросу "мотивации учителя" - определяется морально-этическими нормами “учить, полезным быть отчизне”. Подстегивает “эго” и обязательная переаттестация учителя.

В статье я изложил свое видение проблемных вопросов ЕГЭ по информатике. При анализе учитывал опыт работы в школе и на первом курсе со студентами факультета экономики и предпринимательства ПиМаш.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 natasha_sh81 • 02:21, 14.02.2015
Сейчас, говорят, что ЕГэ по информатике очень легкое, и его надо приблизить к егэ по физике. С каждым годом все больше внимания отводят к изменению заданий и их усложнению, при этом снижая порог экзамена, всего надо набрать пять первичных баллов и порог пройден. Детей надо учить пространственно мыслить, применять свои знания при решения любого уровня задач, но как это сделать с одним часом в неделю..., так что проблем много...