Сметова Галина Александровна, 19.03.2012 0

Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества


Почти в каждом современном образовательном учреждении создано научное общество учащихся. Наиболее одарённые, а порою и талантливые дети, находят здесь место и способы для диагностики и развития своих интеллектуальных способностей.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
В нашей школе научное общество «Поиск» функционирует с 2004 года,  одной из главных задач которого является  развитие творческого мышления и формирование навыков исследовательской деятельности по изучению родного края. Членом научного общества может  стать практически любой учащийся, имеющий предпосылки и склонности к наукам и изъявивший желание заниматься исследовательской деятельностью. При этом существует главное правило участия в научно - исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Поиск”. Не будем забывать, что задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Одной из самых востребованных тематик научных исследований НОУ «Поиск» является область экологии. Такой выбор учащихся не случаен. Каждый из нас желает, чтобы окружающая среда была благоприятной и безопасной для нашего проживания. Но в природе постоянно происходят изменения, и именно опасность этих изменений, их негативное влияние на здоровье и жизнь каждого из нас, заставляют каждого  задуматься. Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности, в структуре которого можно выделить три составляющих:
  1.  Сформированные экологические знания.
  2.  Сформированное экологически грамотное отношение к природе.
  3.  Сформированная система умений и навыков  взаимодействия с природой.
Процесс формирования экологической культуры, экологической грамотности происходит через осознание учащимися практической значимости проведённого исследования.  Объекты таких исследований в большинстве случаев имеют локальный характер, будь то конкретный водоём  или участок леса, но каждый автор уже осознаёт, что данный объект – это часть глобальной экосистемы.  В результате таких исследовательских работ формируется чувство ответственности за состояние окружающей среды родного посёлка, которое в будущем может перерасти в активные действия по сохранению природного пространства.  Совместная деятельность учителя, учащихся и их родителей должна быть подчинена на данном этапе триединой цели: мотивирование школьников к изучению природных явлений, выявление влияния деятельности человека на окружающую среду и предотвращение негативных последствий данного влияния.

Каждый учащийся в ходе исследования проходит путь от постановки цели работы и выдвижения гипотезы до получения экспериментальных данных и формулирования выводов по работе. Очень важно, чтобы учащийся осознал значимость полученных им результатов и донёс эти результаты до других. Для выполнения этой функции могут проводиться научные экологические конференции, классные часы и внеклассные мероприятия с экологической тематикой. Каждому исследователю необходимо чётко осознавать, что природоохранные действия даже одного человека могут принести огромную пользу для сохранения природы в глобальном смысле. Как научный руководитель я предлагаю учащимся различные тематики для исследований, такие как «Экологическая характеристика лесного фитоценоза», «Экология мобильного телефона: вопросы и ответы», «Оценка качества водных образцов с помощью биологического тест - объекта», «Экология продуктов питания» и другие. Чем разнообразнее тематика работ, тем больше шансов воспитать экологически грамотную личность. И если ученик осознаёт, что человек не может жить без чистой воды или чистого воздуха и преобразует свою осознанность в практические действия, то цели экологического образования можно считать достигнутыми.

Задача школы – создать благоприятные условия для данных преобразований, ведь именно современные школьники будут решать уже созданные экологические проблемы. Подготовить их к данной деятельности и той ответственности, которая ляжет на их плечи – одна из задач функционирования школьного научного общества.  Исследовательская работа в рамках научного общества может дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
 

Автор: Сметова Галина Александровна
учитель химии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Арьёвская средняя общеобразовательная школа"

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?