26.03.2012 3335 0

Традиции немецкой школы


Чем живёт немецкая школа, каковы её традиции? Каковы достоинства и есть ли недостатки? Может ли российская система образования что-то взять на заметку, а может, и перенять? Скажу честно: стоило бы!


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Почти четверть века моей жизни отдано российской школе. Изначально учитель математики, затем добавилась информатика и обязанности заместителя директора школы по школьной информационной среде. Переехав в Германию, уже несколько лет работаю в западногерманском институте репетиторства. Помимо учебно-методического материала по математике, накопились и некоторые впечатления о здешней системе обучения, учениках, учителях и школьной жизни.

Обобщающий портрет немецкого гимназиста
Как правило, это человек из обеспеченной семьи. Дружелюбный и вежливый, коммуникабельный. В гимназии учиться - престижно. А потому в 5-6 классе обзаводятся ноутбуком. В 18 лет - уже с водительскими правами и на машине. Если в семье нет материальных возможностей, то зарабатывает бедный гимназист сам и на права, и на машину и на дорогостоящие круизы с классом по Средиземному морю. Были у меня ученики, которые и за репетиторство своими кровными денежками платили. Как зарабатывают? Разносят газеты, работают официантами и проч.

Некоторые размышления об учителях
Информация почерпнута не из личных знакомств, а из рассказов учеников. Почти половину учительского коллектива составляют мужчины. Почему? Зарплата неплохая и рабочее место почти всегда найдёшь. Как и везде, среди учителей есть спонтанные, равнодушные, интересные, бессистемные и слишком организованные. Встречаются, к примеру, зануды, снижающие оценку только за то, что ответ не по линейке подчёркнут. Безумно долго проверяют контрольные работы, иногда ждём 3 недели. Хотя работ этих пишут 3-4 в году.
Учитель может во время урока взгромоздиться на стол, покемарить, уйти - и надолго! Дают непрорешённую задачу с недостающими условиями, а потом "забывают" показать решения загадки природы.

Домашние задания "проверяют" на наличие, пройдя по рядам в ходе урока. Да и, по моему представлению, подготовкой к урокам себя не очень утомляют. Администрация в лице директора и завучей уроков не посещает. Доверяет государство компетентности человека, выученного этим самым государством. Курсы переподготовки каждые пять лет. Бывают и учительские конференции, и не только в школе, а в отделе образования округа, к примеру.
Бумажной рутины - много!

Программы
До 10 класса почти идентичны нашим. Но геометрия и алгебра, а в дальнейшем и математический анализ проходят как единый предмет математики. Только разделы в учебниках чередуются. В 12-13 классах анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра преподаются отдельными блоками. И только на этих ступенях появляется что-то вроде более-менее теории. До 10-11 класса в учебниках прописаны только некоторые определения, да слегка выкладки. Потому теорию и не учат, и не опрашивают. Учитель работает в рамках программы, но очерёдность тем остаётся на его усмотрение. Некоторые темы может вообще пропустить: "а не успели", "класс слабый".

Предметы есть обязательные и по выбору. На предметы по выбору собираются группы из разных классов. Потому и проблемы с расписанием. Предметом по выбору может быть как домоводство, так и дополнительный иностранный язык, в т.ч. латынь. Представьте, к таким предметам относятся информатика, биология, химия, физика. Они есть в основном курсе, но в меньшем объёме, чем хотелось бы ученику.
Есть ещё предметы с углублённым изучением. Если гимназист намеревается в дальнейшем поступать в университет или высшую школу на инженерно-техническую специальность, то ему необходимо попасть на углублённое изучение математики и других профилирующих предметов.

Оценки
Половину оценки составляет работа и активность на уроке. Это могут быть комментарии к заданию с места, ответ у доски, задание, решённое в тетради раньше других. Оценка, заслуженная на уроке, учителем не оглашается, а дневников и вовсе нет. Так что спрашивать ученика о текущем положении вещей по предмету абсолютно безнадёжно. Вот такие дела... Так что насчёт адекватности оценки в некоторых щепетильных случаях можно поспорить. Есть разночтения в оценках между классами, зависящие от требований учителя или тенденции школы в общем.

Оценки ставят относительно честно. Под этим подразумеваю также и тот факт, что процесс "натягивания" оценок немцам не знаком. Низший балл "6" могут поставить хоть всему классу. Наверное, им при этом при сём педагогическом коллективе не выскажут: "Эти оценки Вы поставили самому себе!" В аттестат выставят также ту оценку, которую ученик заработал. Да хоть по всем предметам низший балл. А почему это должно заботить школу? На то есть родители. Что воспитали-взрастили - то и получайте.

Родительские собрания
Как таковых собраний практически не бывает. Есть дни посещения школы родителями. В списке учителей родители отмечают, с кем из учителей они хотели бы встретиться. Составляется расписание посещения, и в назначенный день и час им будет каждым учителем уделено около пяти минут времени. По-моему, очень разумно. Стороны могут с глазу на глаз высказаться об ученике более конкретно и откровенно, чем на родительском собрании. Кстати, не исключается и присутствие самого "подсудимого-ученика. И временем учителя при данной раскладке тоже не очень злоупотребляют. Немцы хоть народ и разговорчивый, но ценят время своё и учителя.

Дисциплина
На уроке как на уроке... Всякое бывает. Для того и штатная единица "социолог" имеется. В случаях непонимания между одноклассниками или семейных несогласий он тоже готов помочь. Если мелких нарушений вроде "проспал-прогулял" накопилось до трёх штук, родители получат письмо из школы. Письмами же оповещают и о трёх подряд невыполненных домашних заданий. Количество пропущенных-прогуленных часов отмечается в табеле. Если ребёнок болен, а родители не считают нужным или не могут тотчас отправить его к врачу— пишут объяснительную записку. Вот тут и полиция вмешаться может, приведут как миленького. Учиться в Германии — обязанность гражданина! Перед каникулами раньше улизнуть из школы или после каникул немного задерживаться тоже настоятельно не рекомендуется. Даже под предлогом, что у родителей уже отпуск начался, и билеты куплены.

Школьная/внешкольная жизнь
Классных родителей мероприятиями и воспитательной работой не перегружают. Это всё дело родителей. Проведение дней посещения родителей, принятие участия в подготовке к выпускному вечеру и поездки с классом – вот, пожалуй, и весь список. Кое-что организуют, к примеру, старшеклассники для всей школы. Вот один пример. У моей ученицы сестра находилась в республике Гана, где она помогала в просветительской области и некотором медицинском обслуживании детей. Это называется "социальный год". В гимназии по этому поводу провели благотворительное мероприятие. В программе был и краткий отчёт, и концерт, и кофе с пирожными. Собранные деньги отослали на социальные нужды Ганы.

Как я уже упомянула, проводятся и поездки целым классом. Куда-нибудь подальше, да поинтереснее. В Амстердам, Мюнхен, Берлин, по Средиземному морю. Представьте себе, на несколько дней и не в каникулы. Учителям при этом нужно держать ухо так же востро, как и нашим. А то напьются детки, и плохо будет. Напиваться предпочитают, само собой, пивом. Не исключается и применение других эйфорически воздействующих средств. Амстердам я уже упоминала.
Уроки участвующего в поездке учителя замещают. Несчастные ученики, не смогшие по каким-то причинам принять участие в поездке, обязаны посещать школу. И не важно, что в параллельном классе другая программа. Нельзя пропускать школу, хоть это и бесполезное занятие, одноклассники-то в это время не вкушают знания...

Также прямо посреди учебного года могут поехать на какие-нибудь игры с психологической подоплёкой и с двумя-тремя ночёвками. Бывают и спортивно-туристические, спасательно-игровые и прочие вылазки в так называемые лагеря, на пару дней опять же.

Расписание
Вот здесь сплошной разброд и шатания. Особенно в старшей школе. В расписании полно "дырок". Абитуриенты приходят домой зачастую только вечером. Недавно ввели обеденный перерыв, который никому не нужен. Экономные немцы либо запасаются булочками-шоколадками на учебный день, либо успевают сгонять домой во время многочисленных "дырок" в расписании. Вот и сожалеют о потерянном ещё и на обеденный перерыв времени.

Обмен школьниками
Принимают у себя и сами ездят. Живут в семьях и посещают школу. Семья проводит программу знакомства со страной. В школе просто сидят на уроках. Дружественных связей в этом направлении очень много. Слышала от одного бывшего ученика, что он у китайцев гостил.

Выпускной
Проводится в 3 этапа. Сначала в церкви, затем выдача аттестатов в школе или ратуше, и, наконец, танцевально-дискотечная часть для выпускников. Присутствуют все ученики, учителя выпускных классов и родители. Всё почти как у нас.

Церковная служба длится около 40 минут. Выступления пастора, учеников и учителей перемежаются с органной музыкой и пением.
Торжественное вручение аттестатов зрелости в ратуше начинается с приветствия выпускников, входящих в зал колоннами и занимающих передние ряды. Затем — речь директора школы. Вручение аттестатов поимённо сопровождается презентацией с фотографиями виновников торжества. В заключение — юморески с участием учителей, стихи, сценки из школьной жизни, песни и танцы.
После дискотеки молодёжь, конечно, не сразу расходится по домам…

Практика
Практику начинают проходить с 9-го класса. Длительность 2-3 недели. Учащийся выбирает предприятие или область деятельности, где он в дальнейшем хотел бы работать, чтобы проверить, совпадает ли его представление о профессии с действительностью. Практику проходят как на предприятиях разной величины и направлений, так и в сфере обслуживания, в медицинских учреждениях и школах. По окончании практики ученик пишет отчёт, руководитель практики на предприятии отправляет в школу сообщение о своём впечатлении. В заключение выставляется оценка, она же появится и в аттестате. Эта оценка может сыграть важную роль при поисках дальнейшего места учёбы.

Экзамены
Экзамены в Германии сдаются тоже по выбору. И, несмотря на то, что математика, немецкий и английский языки считаются главными предметами, экзамен по ним сдаёт не каждый. По этим предметам в общем случае экзамен письменный, но его могут заменить устным. Бывают случаи, когда после неудачно написанного экзамена предлагают дополнительно сдать предмет устно для улучшения оценки.
Копии Аттестата рассылаются в вожделенные учебные заведения, где и определяют, достоин ли претендент на место под солнцем. Иногда место это приходится подождать 2-3 семестра.

Шольц Елена Евгеньевна,
учитель математики,
Институт репетиторства Abacus, Германия



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: