Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека


В конце ХХ столетия человечество столкнулось с целым рядом проблем, вызванных глобализацией общественных процессов и распространением информационных технологий. С одной стороны, формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства. Эти процессы происходят на фоне быстрой смены информационных потоков, постоянных изменений в сфере экономики и миграции населения. С другой стороны, изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности:

  •  изменяется характер развития, приобретения и распространения знаний;
  •  открываются возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;
  •  расширяется доступ к высшему образованию;
  •  изменяется роль преподавателя в учебном процессе.

Сегодня в сфере высшего образования в Республике Казахстан принимаются системные меры по присоединению Казахстана к Болонскому процессу. Это даст нам возможность войти в европейское образовательное пространство и обеспечить признание отечественных дипломов.

Коренное отличие информатики от других технических дисциплин состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами. Сегодня количество компьютеров в мире превышает 300 миллионов единиц и продолжает удваиваться в среднем каждые три года. При этом каждая вычислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков.

Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста вычислительных систем заметно превышает темп подготовки специалистов, способных эффективно работать с ними. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения, и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.

Таким образом, кардинальным отличием информатики от других технических дисциплин является тот факт, что ее предметная область изменяется чрезвычайно динамично. Все, кто причастен к преподаванию информатики в высшей школе, хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удается обеспечить соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области. И даже своевременное реагирование на научно-технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний и навыков выпускника, адекватный потребностям сферы материального производства и коммерческого рынка, — настолько динамичны процессы в области информационных технологий.

Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача состоит в преодоления общечеловеческого кризисного явления, называемого «информационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих операции с данными. Однако даже в собственной предметной области информатика испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна другая область человеческой деятельности. Например мировой ассортимент изданий, имеющих прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.

Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность обучающихся, обучение в сотрудничестве и др. Благодаря современным информационным и коммуникационным средствам появились дистанционные образовательные технологии. При этом обучающийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, но они могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредством электронной почты и других интернет-технологий.

На современном этапе развития общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева к народу Казахстана особо подчеркнута забота о подготовке кадров, мыслящих широко, масштабно, знающих современное производство и передовые технологии.

Компьютерные телекоммуникации уже сегодня способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Традиционные средства, формы и организационные структуры получения образования в период становления в Казахстане новой системы непрерывного образования, приоритетные цели развития которой предполагают самостоятельность в приобретении знаний и коммуникативность обучающихся, не всегда могут удовлетворять потребности государства в специалистах, так как без непрерывной профессиональной подготовки их потенциал быстро обесценивается.
Именно использование информационных образовательных технологий, организованное на основе интернет-технологий, или их эффективное сочетание с элементами второго высшего образования постепенно приобретают черты универсальной формы профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Оно предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.

Широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе является характерной чертой системы открытого образования. Научно обоснованное внедрение средств электронного обучения возможно приведет не просто к его перестройке и коренному улучшению, а к становлению принципиально новой, более эффективной, системы образования.

В современной педагогике высшей школы происходит постепенная замена традиционной парадигмы образования, основанной на пассивном усвоении знаний и воспитании «человека знающего», на новую модель, в основу которой положен принцип формирования «человека мыслящего», способного к творчеству, самосовершенствованию.
Образовательные технологии направлены, в том числе и на то, чтобы приучить обучающихся работать самостоятельно, так как именно самостоятельность дает возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями.

Ни одно мероприятие в нашем лицее не обходится без использования информационных технологий. Практически все классные часы, уроки и производственное обучение опирается на использование компьютера, интерактивной доски, электронных учебников, мультимедийного проектора, тренажеров и многого другого, что обеспечивает наглядность и интерес к проводимому мероприятию. Даже подготовка преподавателя к уроку, разработка поурочных планов, внеклассных мероприятий, планов на группы по конкретным специальностям не обходится без компьютера.

Для развития практического интереса к предмету и его применению на деле в своей работе в лицее все больше времени уделяю показу возможностей ПК в оформлении видеоинформации и ее представлению для широкой публики, например, слайд-шоу, презентации, видеоролики и многое другое. Ребята с удовольствием знакомятся с электронными пособиями, в которых рассказывается о разных интересных вещах из различной области деятельности человека, поразительные факты и подробности из жизни ученых и знаменитых людей, а также информация по будущей профессии.

Л.И. РАУШ, преподаватель информатики, Астраханский профессиональный лицей №16
Түйін
Мақалада автор оқытқанда оқу-әдістемелік кешенді мен оны пайдалану тәжірибесімен бөліседі.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: