Вербич Марина Владимировна, 02.04.2012 0

Активизация познавательной деятельности учащихся при восприятии художественного произведения на уроках литературы

sakdiana65.65@mail.ru

Изучение литературного произведения на всех этапах связано с многообразной, сложной духовной деятельностью читателя. На уроках преподаватель и учащиеся ведут наблюдения за развитием сюжета, выявляют авторскую позицию, составляют характеристики героев, сопоставляют эпизоды друг с другом или с иллюстрациями, пишут сочинения и т.д. Но эти активные формы используются на второй и третьей фазах изучения художественного произведения. А на первом этапе – первичном восприятии художественном произведения – учащиеся нередко оказываются в положении пассивных слушателей.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

А между тем именно первый этап определяет плодотворность всей последующей работы над произведением. «Если нет художественного впечатления, если читатель не отвечает на призыв произведения фактами своего сознания, - писал Г.А.Гуковский, - произведение для него мертво».

Уже при первой встрече с произведением учащийся должен не только воображать, переживать,но и уметь устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять различные явления, оценивать, т.е. анализировать. Следовательно, восприятие художественного произведения требует от учащихся интенсивной работы, выражающейся в активности воображения, чувства, мысли.

Задача преподавателя - помочь учащимся прояснить для себя социальные, художественные, моральные, воспитательные ценности, убедительно раскрыть их значимость в конкретно-исторических и общечеловеческих аспектах. Важно обеспечить заинтересованное, увлеченное отношение к произведению, готовность найти в нем значимое для себя. Это может быть осуществлено наиболее успешно, если педагог сам стремится в любом произведении открыть для себя что-то новое или оживить прежние впечатления, стимулировать положительные эмоции. Всё это рождает творческое состояние, потребность передать и знания, и отношение к своим воспитанникам как можно убедительнее.

Например,понимание учителем высоконравственной, гражданской, патриотической позиции М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Бородино» вызывает горячее желание показать учащимся, как ярко, убедительно раскрывает поэт духовную мощь народа, как восхищается солдатом, мужиком, сознавая, что именно народ – главная сила истории, защитник Отечества. Чтение стихотворения «Бородино», его комментирование, работа над выразительными языковыми средствами – всё будет подчинено раскрытию этой мысли, формированию у ребят чувства гордости поэтом, его нравственным подвигом, историей своей страны.

В организации первичного чтения имеет значение соотношение взгляда преподавателя на творчество писателя, концепцию его изучения с возможностями каждой конкретной группы: уровнем литературной подготовленности, нравственной и эстетической воспитанностью, характером их интересов, потребностей. Вступительное слово или беседу следует обогатить яркими эпизодами с описанием незаурядных поступков людей, выразительно обрисованные характеры, которые бы вызывали восхищение, уважение, стремление к подражанию. Даже словарную работу желательно включать в контекст рассказа, создавая целостную картину какой-либо эпохи, события, истории написания произведения и т.п. Всегда обогащают вступительные занятия, придают им эмоциональную окрашенность иллюстративные материальные, которые должны быть подчинены главной идее урока и самого произведения.

Интенсивность процесса восприятия, эмоциональная атмосфера урока зависят от содержания, структуры, формы изложения материала. При подготовке учащихся к первоначальному знакомству с произведением важно правильно отобрать материал, определить последовательность его подачи, эмоциональный тон изложения. Эти компоненты организации восприятия, наряду с личностным отношением преподавателя к теме, наличием у него соответствующей методической системы её изучения, помогают максимально приблизить художественное произведение к миру учащихся, обеспечивая наиболее эффективное нравственно-эстетическое воздействие на них.

Особую роль отмеченные факторы приобретают при изучении классического наследия. Очень важно найти в каждом произведении прошлого общечеловеческое, значимое для учащихся, помочь им это ощутить уже при первоначальном чтении. Готовя пятиклассников к встрече с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе», учитель приоткрывает им сложность внутренней жизни человека, привлекательность таких нравственных чувств, как сопереживание, сострадание, совестливость. Это в некоторой степени определяет интерес учащихся к духовной жизни Васи, его отца, пана Тыбурция, помогает увидеть, какие внутренние изменения происходят с главным героем. В процессе последующей работы над повестью учитель старается отбирать такие эпизоды для выразительного чтения, психологического анализа, иллюстрирования, которые вызовут у ребят сопереживание мыслям и чувствам героев. Это ценно для накопления опыта художественных впечатлений, формирования гуманистической направленности личности. Замечено, что лучшие герои Л.Н.Толстого у большинства читателей вызывают сопереживание, что в значительной степени объясняется выразительностью их изображения, стимулирующими читательскими представлениями. Характерно утверждение английского поэта Шелли о том, что истинно добрый человек обладает живым воображением: « Он должен представить себя на месте другого и многих других: горе и радость ему подобных должны стать его собственными. Воображение - лучшее орудие нравственного совершенствования».

В связи с изучением темы «Творчество Н.А. Некрасова» на вступительных занятиях по литературе в 10 классе обязательно затрагиваются вопросы взаимодействия личности и общества, поэта и народа, социальной роли искусства, приводятся разноречивые оценки поэзии демократа его современниками. Важно достичь главного – направить учащихся на выявление в произведении значимых лично для них проблем, современно звучащих, вызвать потребность в активном познании.

Практика показывает, например, что при самостоятельном чтении стихотворения «Железная дорога» Некрасова далеко не все учащиеся способны понять, почувствовать её современное звучание. Порой гражданская поэзия, любовь к народу, осознание его главной роли в развитии общества, проявление сострадания к труженикам и презрение к потребителям, социальный оптимизм, утверждение созидательной силы труда – все эти мотивы некрасовского произведения не затрагивают чувства и сознание учащихся. Поэтому при последующем анализе в какой-то мере можно восстановить потери, обогатить представления, оценки ребят, но добиться ярких, запоминающихся на всю жизнь впечатлений, как показывает опыт, почти невозможно. Следовательно, главная задача учителя – сделать каждый этап постижения произведения «внутренне определяющим личность», воспитывающим, обогащающим её. Этого возможно достичь, когда чтение становится творческим процессом: учащийся домысливает, фантазирует, воссоздает, сопереживает, т.е. воспринимает изображённое писателем как лично значимое. Не только вступительное слово учителя, его комментарий или рассказ способны обеспечить активную познавательную деятельность учащихся при первоначальном восприятии.

Очень продуктивны предварительные беседы, связанные с оживлением личных впечатлений, представлений, знаний учащихся. Чтение на уроке произведения, особенно лирического, - ответственный момент урока, его эмоциональная вершина. Здесь необходимы полная самоотдача преподавателя, умение выразить смену настроений, состояние автора, движение его мысли, интонации. Все многообразные функции (познавательные, воспитательные, коммуникативные) должны реализовываться в этом процессе. Главное – это творчество ребят. Нарушать течение этого процесса нельзя ни предварительными вопросами, ни комментариями, ни резким повышением голоса, ни равнодушным взглядом. После окончания чтения необходима психологическая пауза. Затем ребятам могут быть предложены вопросы, проверяющие уровень восприятия, отношение к прочитанному. Они могут быть связаны с выяснением настроений поэта, лирического героя, главного пафоса произведения, наиболее ярких впечатлений и т.д. А потом опять - чтение, чтоб еще раз вслушаться в интонацию, глубже пережить настроение, осознать мысль поэта. На уроке это обеспечивается творческим чтением преподавателя, рождающим эстетическое наслаждение, переживание эстетического состояния. В процессе исполнения произведения учитель представляет изображённую жизнь, воспринимает её как свою собственную, искренне разделяет с автором его состояние, стремится передать «чувствуемую мысль» своим юным слушателям, и в его чтении «послышится неведомая сила, свидетель истинно растроганного внутреннего состояния», которая сообщится всему классу. Так, при чтении стихотворения А.С.Пушкина «В Сибирь» ребята восхищаются нравственной позицией автора, смелостью, высоким подвигом декабристов, вместе с ними переживают мучительное состояние в «мрачном подземелье», воодушевляются верой в то, что «оковы тяжкие падут». И в то же время наслаждаются, пусть не всегда осознанно, гармонией ритма и интонации. Все настроения, чувства, картины, возникающие при чтении, объединяют с мыслью автора о бессмертии «скорбного труда».

В средних классах следует чаще прибегать к чтению вслух, в том числе и таких крупных произведений, как поэмы, рассказы. На таких уроках ребята кажутся пассивными. Однако следует помнить, что активность при восприятии произведения носит не внешний характер, она необязательно выражается в решении проблемных задач, устных и письменных ответах, в говорении. Видение изображаемых картин, перенесение себя в состояние героя, сопереживание его чувствам, стремление осмыслить события, дать им оценку – всё это активная познавательная работа, приближаемая к сотворчеству с автором.
Необходимо и выразительное чтение отдельных фрагментов крупных прозаических произведений, которое может сопровождаться лаконичными комментариями, направляющими восприятие, стимулирующими работу воображения учащихся. При этом можно использовать приёмы устного рисования, иллюстрирования, мизансценирования. Коллективное слушание произведения имеет особую значимость в связи с тем, что учащиеся заражаются общим чувством, единым состоянием. В таких условиях незаметно включаются в эстетическую деятельность и ребята, по каким-то причинам относящиеся к урокам литературы безразлично.

В старших классах, несмотря на повышение роли самостоятельности учащихся в освоении литературы, многие лирические произведения, фрагменты из поэм и других крупных произведений читаются учителем или хорошо подготовленными учениками. Особую ценность приобретает чтение эмоционально насыщенных отрывков, дающих возможность пережить ранее не изведанные чувства, настроения, что обогащает их нравственный опыт. Замечено, что чтение эпизода возвращения Николая Ростова из армии (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») создает психологически привлекательный образ семейных отношений, который воспринимается ребятами как желаемых для себя, своих близких. Честность и чистота нравственного чувства писателя воздействует на них благотворно, влияя на духовное развитие.

Чувства, которые рождает чтение литературы, являются специфическими, они всегда проникнуты переживанием эстетического наслаждения. Чем глубже оно, тем плодотворнее освоение идейно-нравственного содержания произведения. Ф.Шиллер утверждал, что «удовольствие, доставляемое искусством, служит само путём к нравственности».

Сила эстетического наслаждения определяется не только совершенством художественного произведения, но и характером его интерпретации, всей структурой, атмосферой урока. Особую значимость этот фактор приобретает при знакомстве с такими лирическими миниатюрами, как «Парус», «Тучи», «Сосна» М.Ю. Лермонтова; «Зимнее утро», «Няне», «Я вас любил…» А.С.Пушкина, стихотворения А.Блока, С.Есенина, что связано с их смысловой и эмоциональной экспрессивностью. С самого начала урока важно создать соответствующий фон, психологическую настроенность учащихся. Вся последующая аналитическая работа над литературным произведением строится на основе его первичного восприятия учащимися. Цель анализа не только в осмыслении идейно-художественного содержания произведения, но и в углублении эмоционального переживания, образного видения самими учащимися.

На следующих этапах работы преподаватель будет опираться не только на аналитическую деятельность учащихся, но и на их способность к художественному творчеству.

Исключительно сильным стимулом познавательной деятельности учащихся является пример самого учителя, его способность к ассоциативному мышлению, сочинительству, к творческому и воссоздающему воображению, импровизации, художественному чтению.
Возникновение эстетического переживания, творчески деятельного восприятия произведения в значительной степени зависит от создания в классе положительных нравственных отношений, обеспечивающих внутреннюю свободу, раскованность каждому ученику. В обратном случае творческая деятельность ребят будет тормозиться или не возникать вовсе. Разве можно вслух воссоздавать картины, фантазировать, выражать свои чувства, суждения, если нет уверенности, что тебя услышат, поймут, не осудят, не засмеют?! Чтобы услышать и пережить красоту поэзии, «нужно разбудить в себе душевную свободу и воображение, способность к бескорыстному восторгу и полноте восприятия». Задача учителя – помочь учащемуся вслух воссоздать картину, пофантазировать, выразить свои чувства, свои суждения. Литературный материал даёт возможность преподавателю целенаправленно развивать в учащихся способность понимать другого, входить в его состояние, сопереживать ему – качества, без которых нельзя создать атмосферу взаимопонимания, уважения к мнению, настроению товарища, искренности, деликатности в оценке его творческих усилий, необходимую для самовыражения каждого.

Таким образом, активность учащихся на первом этапе изучения художественного произведения определяют следующие факторы:
- установка учителя на развитие художественной восприимчивости учащихся, целенаправленное обогащение процессов воображения, умения переносить себя в состояние героя, ассоциативное мышление;
- формирование нравственно- положительных отношений учащихся друг к другу, обеспечение каждому состояния внутренней свободы и раскованности;
- включение учителя в сотворчество с учащимися;
- соответствие эмоционально-эстетического содержания урока его целям, идейно-художественному своеобразию изучаемого материала.

М.В.Вербич, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №535 г.Санкт-Петербурга

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?