Антонина Петровна Селиванова, 23.04.2012 0

Библиотечное дело в образовательном учреждении


Сегодня во всем мире быстро меняются стандарты образования, изменяется парадигма образования. Обучение в ХХ1 веке- это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это прежде всего создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Сейчас в мире разворачиваются процессы, которые называют революцией в обучении. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира. И школьная библиотека должна стать не просто кабинетом №1, а надпредметным кабинетом в школе, развивая не частичное, а системное мышление у школьников.

Таким образом, при смене парадигмы образования школьная библиотека становится местом реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся, а также центром творчества учащихся и мощным ресурсом инновационного развития педагогов.

Естественно, что в связи с этим повышается роль книги и значение школьных библиотек. Мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами, включая, прежде всего, «Закон об образовании в Российской Федерации», «Национальную доктрину образования», Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», а также новый проект (второго поколения) Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) в которых была отражена сущность и содержание модернизации системы современного российского образования, обозначена ориентация на формирование не только образованной, владеющей ключевыми компетенциями, но и богатой личности юных граждан России. (2., С.25) Школьная библиотека на данном этапе и ее поддержка является необходимым условием, которое может духовно обогатить школьника. Именно ее квалифицированные специалисты способствуют осознанию школьной библиотеки как центра информации, культуры, духовного развития школьников, расширяют представление о ней как о важнейшем элементе педагогической системы, содействующем воспитанию и образованию, формирующем информационную культуру юных граждан, которым предстоит жить в информационном обществе, переходном к обществу знаний.

Считаю, что именно школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты – это гарант реализации Федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. Школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. (3., С. 63) Сегодня, в условиях ФГОС библиотеки образовательного учреждения являются информационно-библиотечными центрами информационной поддержки. Социальная значимость и востребованность информационно-библиотечного центра и самой книги сейчас увеличивается, центральное место занимает чтение книги. Сегодня, пришло понимание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе.(5., С. 15) Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цели, задачи, планируемые результаты, и направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей. Библиотеки образовательного учреждения, сегодня реализуют урочную, внеурочную деятельность, дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Реализация целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта возможна только при поддержке и продвижении книги, чтения, что является сегодня актуальным, приоритетным, исторически главным направлением работы школьной библиотеки.(6., С.40) Школьная библиотека играет важную роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями и привитии им любви к чтению. (4., С.55) Из многолетнего опыта работы в школьной библиотеки, могу уверенно сказать, что никакие сверхсовременные технологии и оборудование не могут заменить живого человеческого общения. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения. Опыт работы показывает, что школьная библиотека востребована. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, предлагает те или иные пособия, книги, журналы, выпускает рекомендательные библиографические пособия по чтению книг. Совместное общение родителей и библиотеки – родительское собрание в библиотеке «О пользе чтения, книги, библиотеки», экскурсия по библиотеке с родителями будущих первоклассников, детьми работает на детей и на будущее нашей страны. Родительский авторитет в данном случае играет огромную роль в чтении книги. Ребенок, приходя в школьную библиотеку, просит книгу, которую ему порекомендовала мама, папа - это очень здорово, хороший пример родителей для ребенка. Прочитанная книга ребенком, рекомендованная родителями дает возможность обсудить прочитанную книгу, что позволит укрепит связь, понимание ребенка и родителей.

Таким образом, связь библиотеки ребенка и семьи поднимает престиж чтения книги, что позволяет формировать социализацию личности ребенка. Считаю, что даже несколько минут проведенных в библиотеке родителей с детьми, минутная рекомендательная беседа о пользе книги и чтении, просто задушевная беседа – это очень хороший, положительный заряд, хорошая эмоциональная разгрузка для родителей и ребенка. Побывав один раз в библиотеке, даже самый плохой ученик обязательно посетить ее еще раз. Библиотека для наших детей – своеобразная «духовная скорая помощь», аптека для души. Ведь в помещении библиотеки школьной незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал «Чтение книг помогает российским школьникам становиться добрее, умнее, и жить по тем высоким духовно-нравственным меркам», чтение путь к житейской мудрости, не гнушайся им!» Прочитанная книга в семье становиться для ребенка очередным уроком о добром, о прекрасном.

В заключении хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского «Школа – это прежде всего книга, а воспитание прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».

Список используемой литературы:

  1. Губанова, Е. В. Федеральный государственный образовательный стандарт: формируем заказ / Е. В. Губанова // Народное образование. – 2011. - № 7. – С. 116
  2. Гендина, Н. И. Актуальность и степень разработанности проблемы школьных библиотек / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2011. - № 9-10. – С.25
  3. Жукова, Т. Д. Доклад «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире» / Т. Д. Жукова // Вестник образования россии. – 2011. - № 19. – С. 62
  4. Макарова, Е. И. Технология критического мышления в практике школьных библиотек / Е. И. Макарова // Школьная библиотека. – 2011. - № 9-10. – С.54
  5. Тетерина, С. Л. О состоянии библиотечного дела в образовательных учреждениях / С. Л. Тетерина // Школьная библиотека. – 2009. - № 4-5. С. 14
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты // Вестник образования России. – 2011. - № 15. – С.39
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты // Вестник образования России. – 2011. - № 16. С. 34

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?