16.06.2008 43248 3

Передовой педагогический опыт


Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1.  Образец хорошей работы.
  2.  Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследо¬ваний или успешное применение другого опыта технологии.
  3.  Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Ценен «технологизированный опыт» с выявленными и научно – обоснованными закономерностями, который работает у любого учителя. К такому уникальному опыту можно отнести классно-урочную систему Я.А. Коменского. Все остальные технологии в педагогике субъективны. Од¬на учительница (на своем творческом отчете «Принципы жизни системы Л.В. Занкова») сказала: «В науке результат должен быть повторим, ина¬че это не наука. В искусстве результат должен быть неповторим, иначе это не искусство. А педагогика - это искусство».

У нас чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при ис¬пользовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, по¬этому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедре¬ние же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы:

  •  низкое качество знаний;
  •  слабая математическая подготовка учащихся;
  •  недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
  •  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
  •  низкий уровень воспитанности;
  •  пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета ,обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа на¬учного текста и др.).

Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получа¬ет результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно расска¬зать другим.
Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

  •  высокая результативность в формировании знаний, умений, навы¬ков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;
  •  творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
  •  длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);
  •  актуальность темы опыта, перспективность.
  •  научная обоснованность; научные закономерности, принципы, ле¬жащие в основе опыта;
  •  рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Как работать по обобщению передового опыта?
 

  1.  Сначала его нужно найти и запланировать:
    •  найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме;
    •  найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитив¬ные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;
    •  увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на пер¬вую и высшую квалификационные категории;
    •  запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностиче¬ской основе;
    •  сформулировать вместе с учителем тему;
    •  запланировать самому учителю как тему по самообразованию, ак¬туальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
  2.  Изучается опыт с помощью следующих методов:
    •  анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
    •  посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
    •  изучение УМК учителя;
    •  изучение его рабочей документации (планов);
    •  проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждаю¬щих эффективность опыта.
  3.  Обобщение:
    •  статья о своем опыте работы (сборник статей);
    •  подготовка открытого урока с подробным самоанализом;
    •  подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, со¬общение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведе¬ние мастер-класса;
    •  проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;
    •  методический альбом ОУ.
  4.  Распространение опыта:
    •  педагогический совет;
    •  заседание методического объединения;
    •  творческий отчет;
    •  различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);
    •  научно-практические конференции;
    •  наставничество;
    •  публикации в методических журналах;
    •  мастер-классы;
    •  семинары;
    •  окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы ме¬тодических находок учителей).

Что может быть опытом?

  •  алгоритмы учебных действий по предмету;
  •  технология урока или элементы технологии;
  •  авторская программа (учебного курса, воспитательная);
  •  система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);
  •  эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
  •  реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва¬риативности и др.);
  •  эффективная система оценки знаний и др.

Оформление опыта оценки педагога:

  •  методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методи¬ческого уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих мето¬дических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);
  •  вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Мето¬дического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уро¬ках. Материал постепенно оформляется в альбом);
  •  методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещают¬ся доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях);
  •  карточки ППО.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Энже • 16:29, 03.09.2012
Спасибо, всё "разложено по полочкам"
avatar
1 Ckorpions • 00:12, 10.08.2011
Полезная информация!