Примерные рекомендации по планированию и содержанию работы по проектной деятельности

Lozhkova@yandex.ru

В статье предложены формы и методы работы над исследовательскими проектами для обучающихся 1-4 классов, примерная тематика проектной деятельности в начальной школе.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Авторы - составители: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ложкова Ирина Владимировна, заместитель директора по экспериментальной работе Кукушкина Анна Сергеевна, учитель начальных классов Максименко Лидия Петровна.

В настоящее время, в период введения ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.

Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи.
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
В создании проекта ставятся следующие задачи:
• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи, давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? На этот вопрос можно ответить, если у учителя проявится желание проанализировать, какие он использует педагогические технологии на уроках.

Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.
Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходили из следующих положений:

• Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;

• Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько- нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе, как уже отмечалось, проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.

• Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование;

• Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

Основываясь на этих положениях, попытаемся разграничить работу над проектом по различным областям:

1. Наиболее яркие, значимые виды деятельности для младшего школьного возраста:
- творческие;
- социальные;
- поисковые;
- исследовательские.

2. Содержание проектов, учитывающее интересы младших школьников по предметам:
- экологические;
- филологические;
- информационные;
- художественные;
- исторические и т. д.

3. Работа над проектами может подразделяться на:
- индивидуальные;
- групповые.

4. Выход на аудиторию:
- классные;
- школьные;
- муниципальные;
- окружные;
- городские;
- региональные и т.д.

5. По временным рамкам исполнения:
- долгосрочные;
- краткосрочные.

6. Защита проектов может проходить как:
- научно-практическая конференция;
- стендовая защита;
- видеозащита;
и подразделяться на две формы: очная и заочная.

Предлагаем к рассмотрению последовательность работы над проектом:
1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)
3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
4. Определение цели и задач проекта.
5. Составление плана работы над проектом.
6. Сбор информации:
- анализ предметной и дополнительной литературы;
- опрос;
- использование коммуникативных источников;
- посещение музеев, выставок, библиотек.
7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
9. Защита проекта.
Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

Для каждого класса определена своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

1 КЛАСС

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
1. «Моё имя»
2. «Моя семья»
3. «Моё любимое животное» и т.д.

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой половине I триместра второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй половины I триместра второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.

Вот один из вариантов работы над проектом «Мои друзья».
1. Проводится беседа с учащимися, где предлагается для рассмотрения несколько проблем по различным темам, которые предлагают дети:
- У меня много знакомых, но это не значит, что каждый из них мой друг.
- Все люди на планете знают, что надо беречь природу, но до сих пор существуют «Красная книга» и «Чёрная книга». Значит, недостаточно это знать, надо беречь.
- Мы – москвичи. Но значит ли это, что мы знаем свой город.
В этой беседе учитель должен психологически тонко нацелить детей на выбор той проблемы, которая в данный момент актуальна. Для восьмилетних детей более значима и близка проблема отношений между сверстниками. Поэтому была выбрана эта проблема.

2. Проблема выбрана. Теперь выбираем тему проекта.
Дети предложили назвать проект «Мои друзья». Проходит обсуждение темы проекта. Беседа о дружбе.

3. Дети вместе с учителем составляют план работы над проектом:
- Рисунки и письма к проекту «Мои друзья».
- Создание рисунка в программе «ЛогоМиры» по теме «Портрет друга».
- Ребята пишут мини-сочинение «Письмо другу».
- Обсуждение плана действий по теме «Поход к другу на день рождения» (алгоритм похода, изготовление подарка другу, подбор стихов-поздравлений).
- Проводится конкурс рисунков на тему «Мы с друзьями на прогулке».
- Художественно-творческое оформление пословиц и поговорок о дружбе.
- Работа с конструктором «Лего». «Детская площадка, на которой я гуляю с другом».
4. Создание проекта по этапам плана.
5. Выставка проектов.
6. Подведение итогов.
7. Защита проектов. Рефлексия.

3 КЛАСС

В третьем классе работа над проектом более расширена и начинается с I триместра. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

Тема «Времена года» была выбрана прогимназией. Цель этого проекта – посредством выбранной темы, обсуждения в группах, подбора материала, исследовательской работы, сравнительных характеристик времён года, природных явлений развивать и углублять знания детей природного характера.

Задачи проекта:

• Развивать любознательность, стремление поиска интересных фактов и событий, желание воплотить свои замыслы в художественном исполнении: в рисунках, стихах, поделках, сочинениях.
• Учить оценивать свой труд и труд своих товарищей, как в индивидуальной работе, так и в групповой.
• Продолжать нарабатывать навыки детей в работе с программой «ЛогоМиры» (рисунок, сканирование, переход с листа на лист, работа со звуком).
• При работе над темой «Весенние праздники» стремиться сохранить традиции народных обрядов и обычаев, накопленных веками и передавать их потомкам.

Работа над этим проектом строится следующим образом:

1. Обсуждение выбранной темы, выработка примерного плана работы по данной теме. (1 час)

2. Рассматриваем растения, собранные в гербарий. Обсуждаем группы растений ( по месту обитания: растения леса, растения поля, растения водоёмов, растения луга, садовые растения; по виду: цветы, травы, деревья, кустарники, злаки, овощи; по составу: корень, стебель, лист, плод, семена).
Работаем в графическом редакторе ЛогоМиров: картину «жизнь леса», лесных животных рисуем в виде форм. (2 часа).

3. Конкурс рисунков по теме: «Что я видел летом», «Летняя природа». Вспоминаем раскладку клавиатуры. Делаем подписи под рисунками. «Оживляем» картину «жизнь леса». (1 час)

4. Разучиваем пословицы и поговорки о лете, о летних месяцах. Делаем из Лего-конструктора фигурки лесных зверей и птиц. (1 час)

5. Долгота дня. Измерение температуры. Практическая работа: измерение температуры воды с помощью температурного датчика Лего и программы Robolab. Работа в программе ЛогоМиры: «Путь Солнца на небе (летом и осенью)», работа проводится с использованием форм. Ввод текста: «Летом Солнце поднимается выше, чем осенью» (1 час).

6. Природа осенью. Месяца осени. Изменение цвета растений. Осенняя погода. Придумываем героев осенней сказки. (1 час)

7. Выставка портретов героев осенней сказки. Прочитай высказывания, отметь высказывания, являющиеся истиной. Осенняя сказка. Создаём осенние картины, героев осенней сказки (из природного материала). Стихи об осени, осенних месяцах. Рисуем в программе ЛогоМиры дворец королевы осени. (1 час)

8. Изменчивая дама погода. Пословицы и поговорки об осенней погоде. Сканируем картины осени, фотографируем осенних героев, помещаем их в поле форм программы ЛогоМиры. Украшаем дворец королевы Осени. (1 час)

9. Загадки на осеннюю тему. Вывод по осенней погоде. Из Лего-конструктора построить дворец королевы Осени. (1 час)

10. Зерновые растения. Хлеб – всему голова. Какие овощи и фрукты собирают осенью. Осенние грибы. Стихи, загадки об овощах, фруктах, грибах и хлебе. В программе ЛогоМиры оформить лист «На пиру у королевы Осени». (1 час)

11. Животные осенью. Оформление листов «Дворец королевы Осени», «На пиру у королевы Осени». (1 час)

12. Конкурс рисунков и сочинений «Здравствуй зимушка-зима». Природа зимой. Стихи о зиме. В программе ЛогоМиры рисуем портреты зимних месяцев. (1 час)

13. Зимние праздники. Обычаи празднования зимних праздников (Нового года, Рождества). В программе ЛогоМиры рисуем праздничную открытку. Работа со звуком. (Записываем стихотворение, пожелание, песенку.) (1 час)

14. Конкурс рисунков и сочинений на тему «Зимние каникулы». Ответы на вопросы после зимней экскурсии. Зима в жизни растений. Пользуясь электронным микроскопом, рассматриваем и фотографируем почку с зимней ветки. (1 час)

15. Животные зимой. Конкурс рисунков «Животные зимой». В программе ЛогоМиры рисуем и подписываем следы зверей на снегу. Готовим пирог для птиц. (1 час)

16. Пословицы, поговорки, загадки про снег. Удивительные свойства снега. Где и как рождается снег. Снежные пушинки. Делаем из бумаги снежинки. Сканируем, в программе ЛогоМиры готовим лист «Снегопад». (1 час)

17. Зимние виды спорта. В программе ЛогоМиры готовим интерактивную книгу о зимних видах спорта. Подарок папам, дедушкам ко Дню защитника Отечества. (4 часа)

18. Конкурс рисунков «Весенний пейзаж». Весенние праздники. «Весенние ромашки» – поделка из бумаги, мамам в подарок. В программе ЛогоМиры составляем алгоритм приготовления весеннего печенья. (1 час)

19. Весенние праздники. В программе ЛогоМиры оформляем листы «Весенние картины». (Весенние праздники, пробуждение природы). (5 часов)

20. Весенняя погода. Пословицы, загадки, поговорки о весне. Делаем из бумаги кораблики. Рисуем в графическом редакторе.

21. Поведение итогов.
22. Создание портфолио проекта (папки).
23. Защита проекта.
24. Рефлексия.

Для учащихся третьих классов Западным окружным управлением образования был объявлен конкурс проектов на свободную тему. Проект был краткосрочный. Ребята самостоятельно (без помощи учителя) выбирали проблему, давали тему своему проекту. Но каждый ученик обсуждал с учителем свой план работы над проектом, например: «Морское дно», «На даче», «Зоопарк». Эта работа очень интересная, но трудоёмкая для учителя.

4 КЛАСС

В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

После поездки на экскурсию в Музей истории Москвы ученики одного из четвёртых классов задали себе вопрос «А знаем ли мы свой город?». Этот вопрос подтолкнул детей на определение темы будущего проекта: «Мой город».

Работа над проектом проходила по следующему плану:

1. Выбор темы проекта. Обсуждение темы проекта. Беседа об истории нашего города. (1 час)

2. Конкурс рисунков на темы: «Московский дворик», «Достопримечательности Москвы». Работа с инструментами графического редактора в среде ЛогоМиры. (1 час)

3. Сочинение о Москве. (1 час)

4. Работа в среде ЛогоМиры. Создание титульного листа проекта. Знакомство с командой «Назови лист». (1 час)

5. Конкурс рисунков на тему: «История моего города». Работа с графическим редактором, готовыми формами и штампами в среде ЛогоМиры. (1 часа)

6. Создание рисунков для листа «История города Москвы» в графическом редакторе программы ЛогоМиры с использованием готовых форм и штампов. Редактирование и создание форм в среде ЛогоМиры. Работа в текстовом поле (2 часа).

7. Работа в среде ЛогоМиры. Работа со вставкой графических объектов. Начало мультипликации с использованием команд: новая форма, вперёд, жди. (1 час)

8. Беседа о московских градоначальниках. Работа с текстовым полем в среде ЛогоМиры. Создание листа «Московские градоначальники». (1 час)

9. Подбор стихотворений о Москве. Создание кнопки записи звука. Печать текста стихотворения. Создание иллюстрации. (2 часа)

10. Создание рисунков для листа «Современная Москва» в графическом редакторе программы ЛогоМиры с использованием готовых форм и штампов. (1 час)

11. Создание из конструктора Лего композиции на тему: «Улица моего города». (2 часа)

12. Сочинение о Москве. (1 час)

13. Компоновка проекта. Создание кнопок перехода с листа на лист в проекте. (1 час)

14. Выставка проектов.
15. Подведение итогов.
16. Защита проектов.
17. Рефлексия.

Мы рассмотрели примерные варианты планирования работы над проектом по параллелям, выделяя то главное, на наш взгляд, что необходимо учесть в работе над проектом с детьми разных возрастных групп.

Необходимо сказать о важной черте, которая объединяет работу над проектами во всех классах – это осуществление межпредметных связей. Работая над проектом, мы не можем ограничиться изучением материалов по одному предмету, знания в каждой предметной области переплетаются и дополняются знаниями из другой (или нескольких) предметных областей:
ПРОЕКТ «Мои друзья» - представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – изобразительное искусство – информатика – технология;
ПРОЕКТ «Времена года» - представлены предметные области:
- природоведение – изобразительное искусство – технология – информатика – ОХК;
ПРОЕКТ «Туристический поход» представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – природоведение – физкультура – ОБЖ;
ПРОЕКТ «Народные весенние праздники на Руси» представлены предметные области:
- русский язык – чтение – развитие речи – москвоведение – ОХК – изобразительное искусство – музыка – этикет – технология – информатика.

Один из важнейших и значимых для младших школьников этап – защита проекта. Защита проекта проходит после составления портфолио проекта. Подготовка к защите проводится под руководством учителя. Вместе с учителем дети составляют план выступления, выделяя основные моменты, которые должны быть обозначены в защите проекта. Представляем один из вариантов плана выступления учеников по защите проекта «На даче»:
1. Представление авторов проекта.
2. Актуальность выбранной темы.
3. План выполнения проекта.
4. Составляющие детали плана макета (из чего сделаны, как выполнялось изготовление деталей).
5. Источники получения дополнительных знаний.
6. Проведение экскурсии по макету дачного участка.
7. Для чего выполнялась работа. Вывод.
Надо отметить, что выступление на защите проекта должно быть не более 7 – 10 минут.

Защита может проходить в несколько этапов в зависимости от целей её проведения:
- внутриклассный;
- внутришкольный;
- муниципальный;
- окружной;
- городской и т. д.

Большое внимание развитию проектной деятельности в Западном учебном округе уделяет руководитель лаборатории начального образования Методического центра и методисты лаборатории начального образования. Под их непосредственным руководством эта работа ожила, наши учащиеся с большим энтузиазмом занимаются не только групповыми, но и индивидуальными проектами, и таких желающих с таким годом всё больше и больше.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 irulika12 • 16:17, 28.10.2014
спасибо