Развитие компьютерной грамотности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста

arzhanikova_inna@mail.ru

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования детей Аржаниковой Инны Владимировны по теме самообразования «Развитие компьютерной грамотности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста с помощью игровых технологий».


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Работа по данной теме начата в 2006 году.
Цель: определить влияние игровых технологий на развитие компьютерной грамотности, а также пользу в использовании игр и компьютерных игровых программ на занятиях.

Опыт моей педагогической деятельности составляет шесть лет. В 2006 году мной была разработана дополнительная образовательная программа «Мир информатики». Целью программы является способствование развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на персональном компьютере. Особенностью программы является взаимосвязь дошкольного и начального школьного звена.

Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса, строящегося в парадигме развивающего образования, обеспечивая инновационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функцию. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными возможностями по развитию творческих способностей обучающихся, их познавательного интереса в различных образовательных областях. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Работая над темой самообразования «Развитие компьютерной грамотности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста с помощью игровых технологий» мной изучался передовой опыт Горячевой А.В., З.М. Габдуллина и Н.В. Макаровой, А.П. Ершова.
Компьютерная грамотность – владение навыками решения задач с помощью электронно-вычислительных машин, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества (академик А.П. Ершов). Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности , предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого педагогу необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ребёнку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье – на проверку смекалки и воле к победе. Некоторые игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать свою значимость в коллективе.

В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении информатики в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка.

Как известно, игра даёт перерыв в повседневности с её утилитаризмом, монотонностью, с её жесткой детерминацией образа жизни.
Игра – это работа ребенка над самим собой. Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. В ходе игровой деятельности ребёнка, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения детей к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.
Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Как показывает опыт – элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности являются игровые методики. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Поэтому использование игровых технологий на занятиях не только возможно, но и их необходимо применять, так как игровые технологии позволяют в лёгкой и интересной форме преподнести детям любой материал и он становиться для них более доступным и понятным.
Я, как педагог, использую игровые технологии на своих занятиях. Они помогают мне в красочной форме объяснять новый материал, отрабатывать навыки работы по отдельным темам, например, управление мышкой, работа на клавиатуре, координаты, работа с исполнителем и т.д.

В своей работе применяю современные формы и методы работы в учебно-воспитательном процессе – это информационные технологии, интерактивные технологии, технология критического мышления, исследовательская деятельность, игровые технологии, технология рефлексивного обучения, так как считаю, что процесс обучения должен быть не только занимательным, но и увлекательным. Использование на занятиях игровых моментов позволяет повысить интерес воспитанников к предмету. В процессе игры у воспитанников вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

На занятиях с воспитанниками дошкольного возраста использую игровую программу «Земля до начала времён», где ребята вместе с динозаврами изучают и закрепляют буквы и цифры, учатся составлять слова и рисунки, разгадывать головоломки, выполняют задания на внимательность и память.

Работая с воспитанниками младшего школьного возраста, я также использую различные развивающие игровые программы, способствующие развитию памяти, сообразительности, воображения, а также творческих способностей воспитанников, например.
Уж чего у компьютерных игр не отнять, так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать. В игровой форме даются основные понятия, которые необходимы при работе с компьютером.
Посещая компьютерный кружок «Икс-файл», воспитанники реализуют свои творческие способности, в этом им помогает графический редактор Paint, ребята с удовольствием создают компьютерные шедевры. Мы в кружке организуем выставки детских компьютерных работ, которые дети создают как к календарным праздничным дням, так и на свободные темы.

Общение с компьютером оказывает существенное влияние на различные стороны психологического развития ребёнка. У детей возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с овладением компьютерными играми (исследование, мысленное конструирование, сюжетная игра, творческое экспериментирование и т.д.).
Ведь нужно помнить, что игра с компьютером – это труд.
Увлёкшись, ребёнок не замечает, что учится – он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей. В игровой ситуации воспитанники не только проявляют максимум находчивости, изобретательности, но и мобилизируют все свои знания, творчески подходят к выполнению заданий.

При использовании игровых технологий в учебной и развивающей деятельности ребёнка, кроме формирования учебной деятельности, происходит и развитие его произвольной регуляции деятельности: умение подчинять свою деятельность заданным правилам и требованиям, умение сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Очень важно, что успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в способности решать сложные задачи. А из его позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается и его удовлетворённость, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию у ребёнка таких личностных черт и качеств, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, которые переносятся впоследствии и в другие области его жизнедеятельности.

Считаю, что в процессе моей работы при использовании игровых технологий удалось реализовать следующие поставленные задачи:

  •  развить и расширить познавательные интересы воспитанников;
  •  воспитать компьютерную и информационную культуру;
  •  развить творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка;
  •  повысить уровень усвоения и качества знаний;
  •  сформировать устойчивый интерес к предмету информатики;
  •  способствовать развитию самостоятельного мышления;
  •  способствовать воспитанию духа сотрудничества на занятиях;
  •  снизить нагрузки в процессе обучения.

Использование компьютерных игр позволяет гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время мы узнали и о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.
Положительным показателем своей педагогической деятельности считаю участие педагога в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах педагогического мастерства, участие своих воспитанников в конкурсах, ведь их победа это и моя победа. Вокруг ещё так много информации, которую надо получить, сохранить, обработать и передать моим воспитанникам.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Энже • 22:18, 18.06.2012
"Общение с компьютером оказывает существенное влияние на различные стороны психологического развития ребёнка. У детей возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с овладением компьютерными играми (исследование, мысленное конструирование, сюжетная игра, творческое экспериментирование и т.д.).
Ведь нужно помнить, что игра с компьютером – это труд". Полностью с вами согласна. Очень жаль, что для многих детей компьютер остаётся средством развлеченияЮ а не учения. Благодаря таким учителям, как Вы повысится культура наших детей. Спасибо.