Рекомендации по обучению говорения (из личного опыта)

www. chatter@mail.ru

Я преподаю английский язык уже более чем 20 лет. На своих уроках и на уроках своих коллег я наблюдаю аналогичную ситуацию: у детей достаточный запас лексических и грамматических знаний, но нелегко составляются монологические высказывания. Порой учащемуся трудно сформулировать свои высказывания на родном языке и выстроить их логическую последовательность. Из личного опыта могу подтвердить, что опоры здесь очень уместны на этапе формирования навыков монологической речи.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Самые распространенные опоры - языковые, речевые и содержательные. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Количество и выбор опор определяются в зависимости от конкретных условий обучения. Важно учитывать:

  • Возраст и уровень образованности учащихся.
  • Уровень владения языком всего класса
  • Особенности речевой ситуации.
  • Характер речевого задания.

Особенно важно их использование на начальном этапе обучения английскому языку, когда навыки говорения еще не сформированы, лексический запас учащихся не велик. У детей данного периода обученности англ. яз. всегда возникают сложности в воспроизведении лексических единиц. А речевая опора, составленная с помощью учителя и в то же время, носящая индивидуальный характер, всегда придет на помощь при ответе и поможет воспроизвести высказывание. Иногда детям этого возраста легче не писать, а рисовать свои высказывания. Я всегда приветствую такое творчество и самостоятельность в подготовке учащимися индивидуальной речевой опоры.

Большое значения на уроке я отвожу созданию комфортной психологической обстановки. При проведении уроков английского языка (урок говорения) я часто наблюдаю у учащихся боязнь совершить ошибку, стеснительность. Могу уверенно сказать, что минимизировать это явление поможет создание атмосферы доброжелательности и доверия. "Mistakes are OK, everybody makes them!"

На уроке у нас есть негласные правила: Не бойся признавать свои ошибки, не критикуйте друг друга, Используем коллективные формы работы (парные, групповые, проектные), где успех каждого способствует успеху всей группы и наоборот! Вот пример работы с речевыми опорами на уроке в группах в 9 классе по теме «Телевидение: за и против»

Group work
Points for discussion.

TV is one of the most harmful inventions because (TV)…
… makes us passive.
…some children spend too much time watching rubbish.
… children don’t read books.
… children have no time for doing homework.
…there are a lot of silly and cruel programmes on TV. They teach us cruelty.
… prevents people from communicating.
… children have no time for hobbies.
… children have no interests in such activity as theatre, cinema, sport club.
- People addict to TV. They turn on the telly as they come home.
- The more we watch TV the lazier we become.
- Watching TV people can eat a lot of junk food as… It isn’t healthy.
- There are a great number of American programms.
- Some families have arguments with family members over what to watch.
- It’s bad for our eyes.
- TV is one of the most useful invention because (TV)…
… keeps us informed about latest events.
… entertains us . There are a lot of amusing programmes…
… shows the lives of famous people.
… is a good company for housewives and lonely people.
… most people get the information watching TV news.
… educates us in all spheres of our life.
… gives us the opportunity to visit different places of the world.
… helps us to communicate.
… is convenient and cheap.
… helps to unite a family. In the evening all the family watches TV.
…shows us creative and talented people.
- Everybody can choose a TV program for himself.
- Thanks to TV we are able to learn the culture of different countries, travel all around the world.

Еще немаловажный фактор - мотивация. И тут есть подводные камни. Иногда учащиеся в силу недостатка жизненного опыта просто не знают, что сказать по теме или проблеме. Или не хватает лексических и грамматических структур. Отсюда вывод - уроки развития навыков говорения должны опираться на уже имеющиеся в арсенале учащихся знания умения и навыки. И тут можно уменьшить трудности за счет речевых опор или языкового и речевого плана. Я уже давно использую их в своей практике на этапе обучения говорению. Поверьте - говорят даже слабые дети. С опорой они увереннее и спокойнее. Имею много опор по разговорным темам. Вот например по теме «Английский язык – язык международного общения» в 7 классе. Речевая опора такого вида облегчит работу на уроке и мотивирует подготовку монологического высказывания по теме в качестве домашнего задания.

Continue:
English is an international language because…….

• About 20% of the world's population speak English.
• Doctors and scientists try to answer the same questions all over the world.
• English is called the language of the sky and the sea.
• Most vocabulary in the modern computing is in English.
• English is the language of politicians.
• 75% of all international business letters are written in English.
• English is the language of rock and pop mu¬sic.

It is important to study English at school because……

• English is necessary for communication with people when you are abroad.
• When you listen to songs in English, it's better to understand the words.
• If you know English, you can get information from different newspapers and from different radio stations.
• Watching English and American films in the original is more interesting than watching them in translation.
• There are lots of newspapers and radio programmes in Russian — there is no need to read newspapers and to listen to radio programmes in English.
I study English because I….
• want to go to an English-speaking country as a tourist
• have to learn it as a school subject
• would like to get a better job in future
• enjoy watching American films
• like reading English and American literature
• would like to understand modern pop singers

The easiest way to learn English is…..
• to have a good textbook
• to have a good teacher
• to go to an English-speaking country
• to have an English-speaking pen friend
• to chat on the Internet
• to phone your friends abroad
• to read English books and youth magazines
• to read labels and instructions on everything you buy
• to watch videos and films in English
• to listen to the radio and TV musical pro¬grammes

За свою более чем 20 летнюю работу в школе у меня накопился большой опыт и разнообразные модели речевых опор, которые я с успехом применяю в учебном процессе.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: