Глебова Ольга Дмитриева, 16.06.2012 0

Актуальность изучения церковнославянского языка в современной школе

glebova-o-d-1982@rambler.ru

Церковнославянский язык - важный элемент русской православной культуры. Церковнославянизмы составляют основу духовной и историко-культурологической лексики современного русского языка и высокого литературного стиля, что естественно образует важнейшую часть культурно-языкового пространства для творчества в самых различных областях отечественной культуры.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Знание церковнославянского языка необходимо для понимания русской культуры, особенно литературы, как церковной, так и светской. Разрушение русской культуры, снижение качества гуманитарного образования, духовно-нравственный кризис с одной стороны и возрастание с 90-х годов XX века роли Православной Церкви в жизни российского народа, рост национального самосознания и тенденция общественного развития к возрождению отечественных традиций - с другой - значительно актуализирует проблему изучения церковнославянского языка не только в православно-ориентированных образовательных учреждениях, но и в светских школах.

Задолго до введения в Православной гимназии г. Рославля факультативного курса по церковнославянскому языку “К истокам русского Слова” проводилась работа по этимологии русского слова на уроках русского языка. Так, у учащихся имеются словарики с разделом “Этимологический словарик, или Зри в корень”. На уроках все непонятные слова анализируются вначале самими учащимися, а затем учителем с использованием этимологического словаря. Такая последовательная работа, как показала практика, приносит хороший результат.

Цели и задачи курса
Изучение церковнославянского языка активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к изучению родного языка и литературы, совершенствует речь и дополняет знания в области литературы, русского языка, культуры, истории. Благодаря знакомству с церковнославянским языком школьники обогащают свой словарный запас, понимая происхождение слов, расширяют синонимические ряды, дополняют цепочки однокоренных слов. Всё это способствует повышению грамотности учеников.

Основными задачами изучения курса по церковнославянскому языку являются:

  • формировать у школьников представление о языке как развивающемся явлении,
  • формировать понимание исторической взаимосвязи церковнославянского языка с современным русским языком,
  • познакомить учеников с основами русского литературного языка,
  • формировать навыки чтения по-церковнославянски и перевода церковнославянских текстов и устной речи,
  • способствовать повышению грамотности школьников,
  • помочь учащимся в осмыслении православных и русских национальных ценностей,
  • воспитывать любовь к родному языку и культуре русского народа,
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Церковнославянский язык – это язык священный и высокохудожественный. Знание церковнославянских текстов является чрезвычайно важным для чтения произведений русской классической литературы, насыщенной библейскими и литургическими реминисценциями. Например, уже в ранних стихах Бунин воссоздавал образ молящегося, благоговейно обращенный к иконе Спасителя:

Взгляни, как кротко озаряет
Лампада лик Его святой,
Как этот скорбный лик сияет
Неизъяснимой красотой;
Взгляни, как полон он терпенья,
С каким спокойствием глядит,
А на челе – венец мученья –
Венец страдания лежит.

Этот ориентир духовного существования в подтексте присутствует во всех произведениях Бунина. К примеру, аллюзия с “определением” Христа угадывается в названии “Свет незакатный”, где понятие света – изначально божественная характеристика – растекается в душу человека; а обращение: “О радость радостей” (“О радость красок. Снова, снова …”) заставляет вспомнить Псалтирь. Таких примеров множество у русских писателей и поэтов.

Высокая цель преподавания церковнославянского языка – овладение языком Церкви как в смысле богодуховном, так и лингвистическом.
Основы знания, языка заложены в генетической памяти каждого человека. Именно поэтому ребенок в совершенстве овладевал родным языком с двух до пяти лет. Все сложнейшие грамматические формы церковнославянского языка, все забытые нами славянские корни слов были когда-то и в русском языке, сегодня они утрачены, но это не означает, что их нет в нашей генетической памяти. Задача учителя – при бережном, любовном чтении церковнославянских текстов Святого Писания извлечь эти формы и корни из языковой памяти своих учеников. И тогда церковнославянский язык прорастет в их душах обилием благодатных смыслов.

Детей светских школ следует учить церковнославянскому языку как неотъемлемой части нашей русской культуры, как языку родной словесности, чтобы их души могли защищаться оружием Слова от губительного информационного вторжения.

В методическом отношении преподавание церковнославянского языка основывается на принципе соотнесённости/несоотнесенности орфографии, грамматики, синтаксиса и лексики этого языка с аналогичными понятиями и структурами современного русского литературного языка, который изучается в общеобразовательной школе в наиболее полном объеме.

Основное внимание при обучении акцентировано на несоотнесенных церковнославянских грамматических формах, на особенностях орфографии и лексики богослужебного языка.

Реализация этого методического принципа возможна благодаря тому, что церковнославянский язык очень близок языку русскому (в этих языках около 80 процентов сходных грамматических структур). Вот почему этот курс может составлять 68 часов, и в них возможно уместить краткий рассказ об основных особенностях богослужебного языка Русской Православной Церкви, ведь понимание несложных текстов на этом языке – молитв, евангельских чтений, тропарей обеспечено близкородственной русскому сознанию языковой основой.

На первых уроках по церковнославянскому языку у учащихся формируются навыки письма каллиграфического: вначале это различного рода узоры, состоящие из элементов букв, затем работа по графически точному отображению церковнославянских букв, а в заключение составляются группы слов и записываются в тетради и прописи перьевой ручкой.

Известно, умение красиво писать отражает – а главное, формирует! – глубокое ценностное отношение к родному языку, которое выражается в том числе в уважении к букве и письменности. Это тем более актуально в наши дни, когда многие дети лишены радости понимания красоты литературной русской речи, её бесценного богатства. Практика показывает, что дети младшего школьного возраста хотят научиться писать красиво, но в значительной степени утрачены технологии преподавания каллиграфии.

Навыки письма на церковнославянском языке не ограничены задачами переписывания текстов церковнославянским шрифтом. Дети, как известно, не любят уроки русского языка из-за письма. А ведь письмо стимулирует развитие речи и ума, интеллекта. Поэтому на уроках церковнославянского языка письмо “возрождается”: на первых этапах обучения дети с благоговением и любовью переписывают церковнославянские буквы вначале плоским карандашом, а затем и перьевой ручкой. С любовью к буквам, выведенным своею рукою, запечатленным “памятью руки”, в душу ребенка проникает чувство красоты церковнославянского слова и текста, любовь к слову Божию, что уравновешивает, гармонизирует, стабилизирует личность ребенка.
Факультативные занятия по церковнославянскому языку действенны, приносят радость ученикам и результат в деле воспитания и развития языковой личности.

Глебова Ольга Дмитриева,
НОУ «Православная гимназия №2 ЦРО «Смоленская Епархия РПЦ МП»
учитель русского языка и литературы

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?