Боголюб Людмила Викторовна, 25.07.2012 0

Некоторые подходы к формированию культуры мышления у дошкольников

Ludb@yandex.ru

Наш детский сад №30 участвует в работе городской экспериментальной площадки по изучению проблемы одарённости детей с самого начала её создания. Наши дети занимаются исследовательской деятельностью совместно с педагогами и родителями, а также самостоятельно. Проблема формирования культуры мышления у дошкольников встала перед нами можно сказать сразу после того, как мы начали активно привлекать наших воспитанников к исследовательской деятельности.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Достаточно сказать, что на первых этапах ребята, задавшись изучением проблемы, не видели её глубины, не могли рассматривать её с разных сторон, выносили суждения, не всегда соответствовавшие действительности, но вместе с тем устраивавшие их самих, не очень-то заботясь о проверке их правильности. Конечно же, мы понимали, что это связано с эгоцентричностью детского мировосприятия, недостатком культуры мышления, но нам было также ясно, что необходимы специальные мероприятия, направленные на их преодоление, некие технологии, позволяющие убрать эту ограниченность, не позволяющую ребёнку более широко исследовать окружающую действительность. Они должны быть направлены на формирование основ логически корректного мышления, развитие элементарных логических способностей, мыслительных операций - сравнение, обобщение, абстрагирование, умение выносить суждения, делать простые умозаключения.

Именно такое мышление позволяет ребёнку уже в возрасте 6-7 лет сформировать своё собственное видение жизни, вполне объективное, обладающее особенностями философского мировоззрения. Исходя из этого, мы задались целью определения возможностей формирования у детей дошкольного возраста основ философского мировоззрения.

Руководствуясь этой целью, поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формирование умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли.
  2. Развитие творческого мышления.
  3. Развитие речи и коммуникативных навыков.
  4. Преодоление личностного и познавательного эгоцентризма ребёнка.
  5. Психологическая помощь ребенку в разрешении его личностных проблем.

Данные цель и задачи легли в основу программы, разработанной творческой группой педагогов детского сада, под названием «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования основ философского мировоззрения», которую мы апробируем в настоящее время.

К решению этих задач мы подходим одновременно с нескольких сторон. Так, взяв за основу программу «Воспитательный диалог» Телегина В.М., психолог занимается с детьми обсуждением различных ситуаций из жизни людей и самих детей, обсуждением разных философских проблем. Несмотря на то что вопросы, которые обсуждаются с детьми, имеют, прежде всего, воспитательное значение, главная задача программы - создание психолого-педагогических условий для становления основ мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. В философском диалоге дети получают возможность сравнить собственную точку зрения с точкой зрения других, в том числе и взрослого. Разные участники диалога выделяют разные признаки изучаемого объекта. Постепенно ребёнок учится видеть объект исследования с разных сторон и точек зрения, постепенно преодолевает свой эгоцентризм.

Ставя перед детьми предельно глубокий философский вопрос, не имеющий единственного ответа, мы решаем задачу развития творческого мышления, формирования мотива к философствованию, тем более, что обсуждаются вопросы и факты из повседневной жизни ребёнка, интересные и актуальные для него.

В ходе диалога складывается коммуникативная деятельность - его участники взаимодействуют друг с другом с помощью вербальных и невербальных средств. Так мы решаем задачу развития речи и коммуникативных навыков у дошкольников.

Организуя дискуссию вокруг личностных и мировоззренческих проблем, которые актуальны для самих детей, мы способствуем разрешению их собственных проблем, преодолению сложных психологических комплексов.

Вместе с тем дети занимаются в кружке «Юный исследователь» и эти же задачи решаются здесь уже непосредственно в рамках экспериментально-исследовательской деятельности. Также дети выполняют задания в творческих тетрадях самостоятельно, либо с минимальной помощью со стороны взрослых - педагогов и родителей. И, наконец, работа над собственным проектом под руководством взрослых сама является способом решения вышеуказанных задач.

Вот в таком ключе мы решаем проблему формирования культуры мышления у наших воспитанников. В заключении отметим, что человек, обладающий таким мышлением крепче стоит на ногах, и мы уверены, что заниматься этим «окультуриванием мышления» можно и нужно уже в период дошкольного детства . Конечно же, впереди у маленького человечка длинная и широкая дорога, которая ещё будет давать ему всё большие возможности, но как говорил известный персонаж одного мультфильма, «если мы не увидим рассвет, мы опоздаем на всю жизнь!». А мы от себя осмелимся добавить: если мы упустим предоставленную нам возможность раскрыть у ребёнка его потенциальную одарённость, в широком смысле этого слова, мы рискуем лишить его многих горизонтов, которые сейчас открыты перед ним.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?