Индивидуальные образовательные траектории

ksu.m75@mail.ru

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования «внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса детей младшего школьного возраста. Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы «выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования».


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Огромное место во внеурочной деятельности отводится организации дополнительного образования детей посредством разнообразных форм организации: кружки, секции, творческие объединения и т.д.

Все это наиболее полно можно реализовать в школе полного дня. Школа полного дня – это новый тип школы, открытой целый день и обеспечивающей максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и педагогами, общение и дискуссии с другими обучающимися. Специфической особенностью такой школы является сочетание обязательных для учащихся видов деятельности со свободно избираемыми. Работа нашей школы строится с учетом интересов семьи, возможностей школы, специфики
дифференцированной работы с учащимися, стремлений и интересов самих учащихся. Особая роль в этой работе отводится педагогам, воспитателям, которые являются консультантами и координаторами деятельности детей по выбору того или иного творческого объединения.

В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютора. Именно в школе полного дня воспитателю необходимо обеспечивать тьюторское сопровождение обучающихся, который консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. Воспитатель - тьютор создает благоприятную творческую атмосферу и направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, обеспечивает возможность попробовать себя во всех видах деятельности. Внеурочная деятельность школьников помогает формировать у них такие качества как инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Но далеко не каждый ребенок в 7-8 лет знает, чем он хочет заниматься. А уж о скрытых способностях своих детей не знают даже многие родители. Вот здесь и приходят на помощь воспитатели школы полного дня.

Мы хотим поделиться опытом организации дополнительного образования детей в условиях школы полного дня. С момента поступления ребенка в нашу школу мы проводим диагностическую работу, которая позволяет выявить все личностные качества и возможности конкретного ребенка. И, в зависимости от результатов, планируем работу с тем или иным ребенком. Не бывает одинаковых детей! Именно поэтому, исходя из возможностей ученика, стараемся подобрать тот вид деятельности, который будет интересен конкретному ребенку, а соответственно и будет способствовать его развитию. И в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО. И всегда рядом с ребенком находятся воспитатели, которые помогают, направляют, координируют, советуют, поддерживают, т.е. выполняют роль тьютора.

В нашем 2 «В» классе 28 человек: девочек и мальчиков примерно поровну. И все они с огромным удовольствием посещают нашу школу. Гладя на их счастливые лица, когда они пришли к нам в первый класс, мы с классным руководителем еще не догадывались, сколько творческого потенциала, желания трудиться скрыто за их счастливыми улыбками. И началась школьная трудовая жизнь. В течение всего первого года обучения мы дали возможность обучающимся посещать все творческие объединения, включиться в реализацию дополнительных общеобразовательных программ. А как же еще? Ведь сначала нужно попробовать свои силы и оценить возможности! Ребенок имеет право на пробу и ошибку, свободу выбора любимой деятельности. Каждый ребенок проживает свою жизнь в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, которая выстраивается совместно с помощью всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, воспитателей, родителей для наиболее полного развития каждого ребенка.

Индивидуальная образовательная траектория - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в процессе развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние обучающегося. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п. Благодаря личностно – ориентированному подходу ребенок добивается больших личностных результатов.

В каждом классе есть дети со слабо развитыми коммуникативными умениями, агрессивным поведением. Проведенные совместно со школьным психологом диагностики по адаптации среди учащихся выявили такого ученика с высоким уровнем тревожности и агрессии и в моем классе. На основании полученных результатов психологом были даны рекомендации повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться установкой на его успех. В совместной работе с педагогами дополнительного образования мы выявили у него способности к театральной деятельности, и теперь ни один праздник не обходится без его участия. Кроме того у него прекрасный слух и голос. Именно творческая деятельность стала для него успешной, об этом говорят его победы на городских и областных конкурсах. Благодаря творчеству он завоевал уважение одноклассников. А последние социометрические исследования выявили, что он входит в четверку лидеров класса. Со второго года обучения, по нашим рекомендациям, мальчик начал посещать музыкальную школу, так как родители мальчика решили развивать проявившиеся вокальные способности своего ребенка более профессионально и индивидуально.

Индивидуальные образовательные траектории в нашей школе разрабатываются для каждого ребенка, и если «особенным» детям они помогают адаптироваться в обществе, то одаренным детям - достичь более высоких личностных результатов.

Наши ребята уже в первом классе принесли в школьную копилку несколько дипломов за участие в различных конкурсах. Это всероссийские конкурсы детских рисунков «О далеких мирах», «Паучок и червячок», «Вспоминаем лето». Танцевальная студия «Солнышко», которую посещают наши ученики, стала призером областной экологической конференции «За единство с природой» за театрально-хореографическую постановку «В заповедном краю» и лауреатами всероссийского экологического детского форума «Зеленая планета 2011». Театрализованная постановка «Жила – была Улица» заняла второе место в городском конкурсе экологических театров и дети были приглашены с этим спектаклем на празднование «Дня Волги», который проходил на Набережной.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения общеобразовательных программ, работая по программам дополнительного образования детей мы в большей степени обеспечиваем личностный рост обучающихся. У детей развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из проблемной ситуации; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки «на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формируется целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Все дети талантливы! И наши ученики не исключение. Только может быть им повезло немного больше в том, что они учатся в школе полного дня. И с каждым из них, кроме учителя работает еще и воспитатели, которые вовремя заметят желание ребенка заниматься каким – то видом деятельности, организуют эти занятия, привлекут квалифицированных специалистов.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: