Тема политических репрессий в системе гражданского воспитания

nata174-256@yandex.ru

Задача воспитания гражданственности включает в себя воспитание чувства личной ответственности за происходящие в стране события. Тема репрессий 30-х годов имеет в этом смысле огромный воспитательный потенциал. Настоящий патриот и гражданин своей страны должен знать ее историю во всей многогранности. Только тогда появится шанс воспитать настоящего патриота своей Отчизны. В нашем техникуме ежегодно накануне Дня памяти жертв памяти жертв политических репрессий проводится конкурс «…Чтобы не повторилось». 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В нашем техникуме ежегодно накануне 30 октября – Дня памяти жертв памяти жертв политических репрессий, среди студентов 2 курса проводится конкурс «…Чтобы не повторилось». Выбор данной темы для проведения внеклассного мероприятия не совсем традиционен. Политическая система СССР 30-х годов изучается в курсе отечественной истории, но ограниченное количество времени, выделяемое на рассмотрение этой необъятной темы, не позволяет уделить достаточное внимание отдельным вопросам. Кроме того, внеклассная форма мероприятия позволяет затронуть эмоциональную сторону этой проблемы, поднять вопрос о роли и значении отдельной личности (как выдающейся, так и рядовой) в истории народа.

Для нас с вами не секрет, что в истории, в связи с изменением общественной ситуации, прихода к власти иных политических сил и других кардинальных изменений, периодически появляются отдельные «модные» темы. Иногда они интересны только для специалистов, иногда становятся «откровением» для широкой общественности. Если тема слишком старательно замалчивалась или намеренно искажалась в предыдущий период, то ее широкое обсуждение вызывает шок, а иногда и раскалывает общество на непримиримые лагеря. Такой темой 10 - 15 лет назад стали политические репрессии и роль личности И.В. Сталина в истории СССР.

Но политическая ситуация в очередной раз изменилась. И тот ажиотажный интерес, который наблюдался в конце 80-х – начале 90-х годов, сменился практически полным забвением. Сегодняшний «государственный заказ» на воспитание патриота и гражданина воспринимается многими как призыв использовать только яркие героические страницы нашей истории для целей патриотического воспитания.

Но историю нельзя искусственно расчленять на отдельные фрагменты, выделяя одни и замалчивая другие. Исторические события слишком тесно связаны между собой, одни страницы истории не отделимы от других, как бы мы того не хотели. И воспитать патриота только на примере воинского подвига не возможно. Настоящий патриот и гражданин своей страны должен знать ее историю во всей многогранности. Только в этом случае попытки манипулирования общественным сознанием, которые слишком часто предпринимаются разными политическими силами, будут обречены на неудачу. Только тогда появится шанс воспитать настоящего патриота своей Отчизны, человека, который не продаст Родину за более комфортное жилье или более высокую заработную плату; который, зная настоящую историю своей страны, будет гордиться ее историческим наследием, тем, что она создала величайшую культуру, дала миру огромное число гениальных людей, до сих пор остается нравственным стержнем современной цивилизации. Но этот нравственный стержень сформировался, в том числе, и благодаря именно такому историческому развитию, тем ошибкам и трагедиям, пережив которые наш народ стал таким, каков он есть.

Задача воспитания гражданственности должна пониматься, как мне кажется, прежде всего, как воспитание чувства личной ответственности за происходящие в стране события. Тема репрессий 30-х годов имеет в этом смысле огромный воспитательный потенциал. Студенты должны осознать, что без массовой поддержки населения, т.е. каждого из нас, государство не сможет совершить ничего – ни величайшего злодеяния, ни величайшего блага. Они должны осознать тот факт, что в 30-е годы 80% были осуждены по доносам своих соседей и сослуживцев – обычных, простых людей, пытавшихся подобным образом решить свои личные, финансовые или какие-то другие проблемы. И в демонстрируемом во время мероприятия фрагменте фильма о Г.С. Жженове «Русский крест» не случайно звучат слова о нашей личной ответственности за то, что бы подобное не повторилось.

Структура проводимого мероприятия представляет собой отдельные, достаточно самостоятельные блоки: рассказ ведущего о причинах репрессий и возможных вариантах решения возникших перед страной проблем; фрагменты фильма «Русский крест» о Г.С. Жженове – известном советском актере, репрессированном в 30-х годах и прошедшем все круги ада Колымского, Соловецкого и Норильского лагерей и фильма «Казаки», показывающий судьбу целого субэтноса в 20-30-е годы ХХ века; конкурсные задания разных типов и уровней сложности, которые позволяют актуализировать и расширить имеющиеся у студентов знания. Различная компоновка предложенного материала позволят применить его на разнообразных по форме занятиях как учебных, так и внеклассных. Например, для проведения классного часа преподаватель может использовать рассказ ведущего и фрагмент фильма; для проведения олимпиады - конкурсные задания, которые можно предложить студентам как частично, так и полностью. Предлагаемое конкурсное задание «Вспомним эти имена…» можно расширить до самостоятельного мероприятия, или использовать в качестве учебного занятия – семинара или зачета. Конкурс студенческих презентаций «Вспомним эти имена…» также может быть использован как самостоятельно, так и в качестве отдельной части мероприятия.

Конкурс может быть проведен как среди студентов 2 курса, которые уже изучили отечественную историю в полном объеме и знакомы с политической системой СССР 30-х годов ХХ века, так и среди студентов 1 курса, изучавших вопрос в 9 классе (или среди учащихся 11 класса общеобразовательных школ).

Целесообразно проводить конкурс между несколькими командами (внутри одной группы или между учебными группами). Оптимальный состав команд 5-6 человек. Конкурсные задания разработаны для 5 команд на основе материала учебников «История России» для 11 класса разных авторов.

Членами жюри, в первый год проведения мероприятия, были преподаватели техникума. В дальнейшем, роль судей исполняли участники команды – победительницы прошлого года. Это придает дополнительный стимул участникам соревнования и создает атмосферу преемственности.

Активизации познавательной деятельности студентов способствует конкурсный, соревновательный характер предлагаемого мероприятия. Но для поддержания необходимого эмоционального настроя я периодически подчеркиваю, что победа в конкурсе в данном случае не является главной задачей, важно попытаться задуматься над более глубокими, философскими проблемами: Что такое человек? Можно ли в нечеловеческих условиях оставаться человеком? Кто является настоящим патриотом: тот кто уничтожает десятки тысяч талантливых людей (или всего одного соседа – это не важно); либо тот, кто несмотря на пережитую трагедию не озлобляется, находит в себе силы дарить Родине, людям свой талант, свои знания, свою душу.

Для усиления эмоционального воздействия и развития образного мышления действие сопровождается демонстрацией слайд-шоу, иллюстрирующего все этапы мероприятия. Предлагаемые фрагменты документальных фильмов «Русский крест» и «Казаки» так же несут огромный эмоциональный заряд, вызывают живой отклик студентов, позволяют взглянуть на обсуждаемую проблему глазами очевидца.

Дискуссионный характер и неоднозначность предлагаемой темы подчеркивается на этапе рефлексии, когда студентам предлагается ответить на вопросы: Что нового для себя вы узнали, на что посмотрели по-новому? Вызвала ли эта тема ваш интерес? Задумались ли вы над какими-то новыми для себя вопросами? Один из студентов при обсуждении проведенного мероприятия высказал мнение, характерное для определенной части нашего современного общества: репрессии необходимы для поддержания в обществе порядка, они позволяют быстро и эффективно избавиться от проблем; Сталин только отчасти виноват в произошедшем и только на начальном этапе, когда устранял противников в процессе борьбы за власть, а за дальнейшее ответственность лежит на его ближайшем окружении. Сам факт длительного и устойчивого существования этой точки зрения, то, что она находит сторонников среди молодых людей, является ярким свидетельством актуальности предлагаемой темы, подтверждает необходимость проведения подобных мероприятий, заставляет еще раз задуматься о эффективности существующей системы нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Преподаватель социально-экономических дисциплин
ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский
Мельникова Н. Г
.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: