Емельянова Антнонина Николаевна, 26.07.2012 0

Способы работы с одаренными и проблемными обучающимися

antonynae1958@mail.ru

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всё чаще называют задачу по выявлению одарённых детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности. Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях.
Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одарёнными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всё чаще называют задачу по выявлению одарённых детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности. Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях.

Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одарёнными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчёркивается в Концепции модернизации российского образования.

Цель обучения одарённых детей иностранному языку - развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Иностранный язык прочно вошёл в нашу жизнь. Изучение языка другого народа – явление сейчас нередкое. Но поддерживать у школьников желание работать изо дня в день, продвигаясь вперёд маленькими шажками, - дело нелёгкое. Как организовать условия, при которых обучение английскому языку протекало бы наиболее успешно? Как повысить планку самооценки учащихся? Как учитель, я понимаю, что секрет зависит от умения грамотно выстроить урок, проследить его основную идею на всех этапах, дать своим ученикам возможность осознать своё продвижение в овладении языком. И здесь учителя ин.яз. ожидает немало трудностей. Не имея возможности использовать полученные по предмету знания вне класса, учащиеся порой теряют интерес к изучению языка.

К сожалению, одарённых или даже просто имеющих способности к языкам детей очень мало. Есть учащиеся старательные, которые трудятся и на уроках и дома, выполняют все задания, и всё равно у них не всё получается. По-настоящему способных ребят – единицы, они есть даже не в каждом классе. И тем не менее мы, учителя, должны выявлять детей, имеющих положительную мотивацию к учению, поддерживать эту мотивацию и работать с этими детьми индивидуально. Это значит, необходим дифференцированный подход к учащимся с высокой мотивацией с учётом их возраста, способностей, личностных качеств, интересов, увлечений, микроклимата в классе (группе) и, в конце концов, планов на будущее самих учащихся.

Как правило, одарённые дети, уяснив материал урока раньше других, начинают «скучать». Чтобы этого не происходило, даю этим детям индивидуальные задания. Самое сложное, пожалуй, в изучении англ. языка – перевод с русского на английский, т.е. применение полученных знаний, умений, навыков на практике, проявляя знание тематической лексики, грамматического материала, а также английских реалий, иноязычной культуры, особенностей менталитета, обычаев, традиций и т.д. Не все умеют гладко перевести с английского на русский и наоборот, но сильные учащиеся это делают. Этим детям я даю заданий побольше, посложнее, чем остальным.

В учебниках Кауфман К.И. и Кауфман М.Ю., по которым мы работаем, содержится некоторое количество избыточного материала. Это сделано для того, чтобы предоставить учителю возможность реализовать принцип дифференцированного подхода к обучению и обеспечить возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Одарённым учащимся предлагаются задания, которые трудны для среднего ученика, например:

  • тестовые грамматические задания типа: найди по одной ошибке в каждом предложении;
  • словообразование: образуй нужную по смыслу часть речи от данных в скобках слов с помощью суффиксов или приставок;
  • перефразируй данные словосочетания, используя тематическую лексику;
  • сформулируй вопросы к данным ответам;
  • составь предложения из набора слов;
  • озаглавь абзацы текста (подбери подходящее заглавие из следующих…);
  • прочти текст и вырази своё отношение к данной информации;
  • расставь в правильном порядке (предложения, абзацы) и т.д.

Предлагаю учащимся задания из других, альтернативных источников и учебников: тексты с заданиями по истории англоязычных стран, их культуре, тексты о России, отрывки из художественных произведений, газетных текстов, научно-популярных и т.д.
Одарённые дети в большинстве своём индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные, и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одарённому ребёнку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать своё поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.

Ярким примером одарённого ученика является ученик 10 класса Гнедышев Иван. У Ивана – гуманитарный склад ума, и он, будучи примерно в 8м классе, определился с предметами, которые особенно понадобятся ему в дальнейшей жизни. Имея явные лингвистические способности, Иван обладает ещё и большим трудолюбием, усидчивостью, желанием знать и общаться на английском языке, что мы и делаем с ним при любой встрече, не только на уроках. На уроках он является консультантом, помогает мне и товарищам, выполняет индивидуальные задания по учебнику, рабочей тетради, дополнительные задания из других, альтернативных источников: тесты, грамматические карточки, творческие задания. Он пробует себя и в поэзии, и в прозе, и в песнях. Прекрасно может выразить свою точку зрения в сочинении-рассуждении, пишет личные письма. Иван успешно использует возможности Интернета в совершенствовании языковых навыков, общается в сети с зарубежными сверстниками.

Иван отлично сдал экзамен по англ. языку в 9м классе. Уже 2й год подряд занимает 1 место в районной олимпиаде по предмету. Снова будет участвовать в краевой олимпиаде, где в прошлом году показал очень хороший результат. С Иваном занимаюсь индивидуально на консультациях один раз в неделю: выполняем задания в формате ЕГЭ, практикуем устную речь (монологическую и диалогическую), письмо, тщательно изучаем и закрепляем грамматику английского языка по всем разделам. Такую работу по подготовке к олимпиадам и экзаменам я провожу и с другими учениками в последние годы.

Современные УМК по ин. яз. предлагают актуальные темы, довольно интересные и имеющие жизненный смысл для обучающихся. Они позволяют школьникам «прожить» урок. Но, к сожалению, большая часть учеников каждого класса – это средние и слабые ученики, с низким уровнем мотивации к учению. Социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеющегося опыта общения на родном языке. Почему, скажем, школьник не говорит на иностранном языке? Опыт подсказывает, что проблема заключается не столько в методах обучения иноязычному говорению, сколько в уровне владения учащимися своим родным языком. Попробуйте себя в роли ученика и в 15-20 предложениях на русском языке расскажите о туризме или о роли СМИ в Вашей жизни, и Вы испытаете значительные затруднения. В процессе овладения иностранным языком необходимо использовать возможность опираться на знания и умения, сформированные в процессе изучения других предметов.

Слабоуспевающие ученики с низкой мотивацией испытывают трудности при работе со всем классом, т.к. методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным способностям. Они требуют к себе только индивидуального и дифференцированного подхода. Важно строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Принцип «ты можешь выразить это по-английски, даже если не помнишь грамматику и лексику, – один из основополагающих принципов ситуации успеха. Переход на русский язык – это капитуляция перед учеником и предметом. Сделать общение более реальным, а также создать ситуацию успеха помогут междометия. Учитель должен выражать свои эмоции так, как это принято в иноязычной культуре: wow (кла-а-асс!), oops (ой! Не получилось!), yuppie (ура!), yuk (фу!), ouch (ой! Больно!), blimey (чёрт!) и т.д.

Наиболее доступным видом деятельности для учащихся с низкой мотивацией является чтение, т.к. чтение – рецептивный вид деятельности, который так или иначе усваивается легче, чем продуктивные виды речи на неродном языке. Надо сказать, что слабоуспевающие ученики либо читают очень плохо, либо не читают вообще, т.к. они не запоминают или забывают даже элементарные правила чтения. Поэтому задача учителя – научить учеников ориентироваться в тексте, упражнении учебника. В работе с этими учащимися соблюдаю основные требования:

  1. Выбор материала для чтения следует соблюдать, исходя из интересов и возможностей учащихся;
  2. В ходе работы в классе слабоуспевающий ученик может неоднократно обращаться к тексту;
  3. Контроль чтения и процесс обсуждения прочитанного можно осуществить на родном языке;
  4. Желательно поддерживать всякую попытку ученика использовать иностранный и родной языки вперемежку в ходе выполнения упражнений в связи с чтением;
  5. Не допускаются постоянные наказания слабоуспевающего ученика отметкой или какое-

либо сравнение результатов его работы с лучшими результатами успевающего ученика.

Прежде чем приступить к работе с текстом, я стараюсь добиться того, чтобы слабые ученики так или иначе освоили тематическую лексику. Слабые учащиеся долго учат слова. В словарях вместо транскрипции им разрешается записывать произношение русскими буквами. По моей карточке учащиеся читают слова в английском варианте и переводят их на русский и наоборот. Если им и это не под силу, даю карточки с двумя вариантами: русским и английским и задание: «Соотнести английский и русский варианты слов», и они соединяют слова линиями или стрелками. Потом мы эту лексику закрепляем. Для этого используются опять же карточки с различными заданиями:

  1. Перевести на русский язык несколько предложений, содержащих одно и то же слово по теме (только конвертируемое; в одном случае это, например, существительное, в другом – глагол);
  2. Вставить пропущенные слова в предложения (5 предложений);
  3. Найти 10 слов по теме на «буквенном поле».
  4. Дети очень любят кроссворды, которые я тоже иногда использую. После этого этапа учащимся даются посильные тексты со следующими заданиями:
    • найти в тексте знакомые слова по теме;
    • выбрать из текста имена собственные, названия;
    • закончить предложения словами из текста;
    • найти ответ на вопрос;
    • поделить текст на смысловые части, используя план.

Таким образом, слабые ученики постоянно участвуют в учебном процессе, по крупицам добывают себе знания и «зарабатывают» оценки.
Немаловажную роль в повышении интереса учащихся к английскому языку играет кабинет. Переступая порог кабинета иностранного языка, ученик должен оказаться в другом мире – мире английского языка и культуры, где всё, начиная от традиционных наглядных пособий и кончая мелочами, должно выглядеть непривычно, не так как в любом другом кабинете школы. В нашем кабинете достаточно грамматических таблиц, страноведческих карт и картин, предметных картинок, есть хорошо оформленные стенды о России и Великобритании. Всё служит для повышения мотивации к изучению предмета.

Ежегодно в школе проводится первый этап муниципальной предметной олимпиады, в которой обязательно принимают участие одарённые дети, но и кроме них находится много желающих попробовать свои силы. Цель олимпиады – выявление учащихся, готовых и способных вступать в межкультурную устную и письменную коммуникацию на английском языке. Одна из задач олимпиады – способствовать развитию навыков и умений пользоваться телекоммуникационными технологиями. Кроме того, многие ученики нашей школы принимают участие в краевой дистанционной олимпиаде «Интеллект», где добиваются неплохих результатов.

Определённую роль в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка играет внеклассная работа. Формы её самые разнообразные: от КВН в младших классах до вечеров на английском языке для старшеклассников. В последние годы в нашей школе успешно проходят Недели английского языка. Учителя-предметники, организаторы этих Недель, прилагают все усилия для того, чтобы каждый класс, группа, ученик были задействованы в мероприятиях, проводимых в рамках Недели, чтобы это был действительно праздник языка и культуры в школе, а не просто грамотно оформленные бумаги. Мероприятия, проводимые в рамках Недели – самые разнообразные: нетрадиционные уроки, познавательные викторины, конкурсы, презентации и обязательно хотя бы одно большое общешкольное мероприятие. План проведения последней Недели английского языка прилагается.

В заключение хочу ещё раз отметить следующее: Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться». Какие бы современные методики обучения мы ни применяли, какую бы разнообразнейшую наглядность ни использовали на уроках, как бы ни стремились создавать атмосферу общения в учебном процессе – результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если это записано в уставе. Пока обязанность не будет осознана учеником как его обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?