05.09.2012 1364 0

Процесс обучения химии на основе модульной системы


В соответствии с направлениями развития общества в настоящее время становится явным, что современные школы нуждаются в такой образовательной системе, которая могла бы удовлетворить различные потребности в образовании каждых учащихся индивидуально, в соответствии с его особенностями, интересами, склонностями и возможностями. Необходима переориентация самого учебного процесса. Центральной фигурой в процессе обучения становится личность учащегося, способы управления их деятельностью.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Наиболее подходящей в данных условиях является система модульного обучения, которая и делает обучение индивидуально направленным, создавая все необходимые условия для познавательной, а главное – самостоятельной деятельности учащихся. Технология модульного обучения – одна из современных образовательных технологий, которая, по сути, является личностно ориентированной. Это важно, потому что «человеческая личность – это сложнейший сплав физических и духовных сил, мыслей, чувств, воли, характера, настроений. Без знания всего этого невозможно ни учить, ни воспитывать». Модульная технология позволяет построить учебный процесс с учётом психических, физических и познавательных особенностей личности. Одновременно, данная технология позволяет обеспечить целостность и оптимизацию учебного процесса, в период развития личностной, познавательной сфера учащихся.

Технология проблемно-модульного обучения реализует на практике следующие идеи, принципы и правила:

  • проработка учебного материала учащимися осуществляется преимущественно самостоятельно;
  • методическая система учителей является открытой, т.е. вся программа по изучению материалов, планирование работы на уроках учащимся сообщается заранее;
  • учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора формы, темпа работы, уровня усвоения рабочего материала;
  • выполнение домашней работы – добровольное;
  • взаимопомощь учащихся в процессе работы, самоконтроль во время урока;
  • участие в творческой деятельности;
  • учащиеся принимают непосредственное участие в оценке качества и эффективности процесса обучения.

Как пример рассмотрим методическую модель, разработанную на основе модульной системы и, по согласованию с преподавательским составом школы № 45, использованную в процессе преподавания. Модульное тематическое планирование уроков предполагает личностно ориентированную организацию учебного процесса, при которой учащийся сам оперирует учебным содержанием и осознанно усваивает его. Это весьма удобно в связи с сокращением числа часов на изучение химии. Модуль – это методическое руководство, целевая программа основных действий, которые обеспечивают исполнения установленных целей.

Модули по теме: «Металлы главной подгруппы I и II группы».
Модуль 0 – Комплексная дидактическая цель.
Модуль 1 - Взаимосвязь строения металлов I и II А групп и их физических свойств.
Модуль 2 - Взаимосвязь строения металлов и их химических свойств.
Модуль 3 - Взаимосвязь строения и химических свойств соединений металлов I и II А групп.
Модуль 4 – Окислительно-восстановительные свойства металлов I и II А групп.
Модуль 5 - Получение металлов I и II А групп.
Модуль 6 - Жесткость воды и способы её устранения.
Модуль 7 – Обобщение знаний по взаимосвязи строения металлов и химических свойства соединений металлов.

Рассмотрим структуру модуля 7 «Обобщение знаний по взаимосвязи строения металлов и химических свойства соединений металлов».
Данный модуль включает в себя 7 учебных элементов (УЭ).
УЭ-0 Цели изучения модуля: проработав материал учебных схем и конспектов, используя при необходимости дополнительный материал, а также практические знания, приобретенные в процессе изучения других дисциплин, вам необходимо узнать о нахождении металлов в периодической системе элементов Д.И. Менделеева, строении атомов металлов, строении металлов-веществ, свойствах и применении простых веществ и образованных ими соединений. Изучение данного модуля повысит ваш интеллектуальный уровень, поможет расширить знания и металлах, соединениях металлов.
УЭ-1 Входной контроль.
Цель: определение исходного уровня знаний у учащихся о свойствах металлов, соединений металлов.
УЭ-2 Взаимосвязь строения металлов с химическими свойствами.
Цель: усвоить алгоритм использования определенных методов познавательной деятельности, закрепить знания о металлах главное подгруппы I и II группы.
УЭ- 3 Практическая работа по исследованию изменения температуры плавления металлов и гидролиза солей.
Цель: создание условий для успешного осмысления познавательных действий.
УЭ-4 Взаимосвязь строения металлов с физическими и химическими свойствами.
Цель: повторить физические и химические свойства натрия и кальция в условиях коммуникативной деятельности.
УЭ-5 Взаимосвязь применения металлов с физическими и химическими свойствами.
Цель: создание условий для успешного выполнения самостоятельной работы по теме «Металлы главной подгруппы I и II группы».
УЭ-6 Выходной контроль.
Цель: создание ситуации осмысления школьниками результатов обучения и постановки новых задач.

В процессе обучения по данному проблемному модулю, учащиеся приобретают умения и навыки в соответствии с поставленными педагогическими условиями. Рассмотренный модуль является заключительным в процессе изучения темы металлов. Для определения эффективности модульного обучения может быть проведена сравнительная оценка контрольных результатов экспериментального класса и класса, продолжающего обучение по традиционной системе.
Однако, для определения необходимости использования модульного обучения, необходимо учитывать влияние данной технологии непосредственно на учащихся. Так, по завершении изучения разработанного экспериментального модуля, полезно будет предложить учащимся анкету для определения эффективности модульного обучения с точки зрения учеников.

Безусловно, внедрение модульной системы обучения потребует значительного организационного изменения структуры учебного процесса. Это коснется планирования работы преподавательского состава, подготовки лабораторной базы, формирования контингента школьников, учитывая пропускную способность кабинетов и лабораторий. Потребуется разработка соответствующего методического обеспечения для организации контрольной проверки знаний.
Но тем не менее, возникновение этих трудностей не должно тормозить и сдерживать внедрение инновационной и перспективной формы обучения в общеобразовательных школах.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: