Лобанова Людмила Викторовна, 05.09.2012 0

Методика работы по формированию и развитию умений самостоятельных учебных действий на уроках математики

lobanovalu@mail.ru

Развитие самостоятельности учащихся есть важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, это условие саморазвития растущего человека как личности. Развития самостоятельности можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, к сознательному выбору того или иного действия, самооценке результатов своей работы. В течение трёх лет я работаю над проблемой: «Формирование навыков самостоятельных учебных действий на уроках математики».


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В своей работе опираюсь на труды авторов: Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии», Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», Л.Ф. Батан «Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения», В.А. Далингер «Методика организации и проведения самостоятельных работ учащихся», Царёва С.Е. «Учебная деятельность и умение учиться», использовала концептуальное положение В.В.Фирсова «Технология уровневой дифференциации».

Технология уровневой дифференциации позволяет соблюдать принцип личностно ориентированного обучения, которое выступает как методическое проявление общей гуманизации обучения, основная цель которого – педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику.

Обучение ведется по: Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./ сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Программа обеспечена комплектом учебников по математике.
Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остается наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является развитие у школьников потребности самообразования, критического отношения к результатам своей учебной деятельности.

Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи:

  • разработать алгоритм работы с учебным материалом при изучении новой темы с целью развивать умение выделять главное, анализировать, рассуждать, обобщать, делать соответствующие выводы;
  • разработать карточки, содержащие дифференцированный материал с целью развивать навыки применять знания при решении конкретных вопросов, умение находить рациональные пути выполнения заданий;
  • создавать условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка, поддерживать общий позитивный эмоциональный фон;
  • развивать навыки самооценки полученного результата;
  • воспитывать качества самостоятельного человека-умение делать сознательный выбор;
  • формировать устойчивый интерес к предмету.

Учитывая зависимость развития личности от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса, передо мной возникла важная и исключительно сложная проблема поиска таких условий, при которых обучение и развитие учащихся проходило бы в наиболее благоприятных обстоятельствах. Создать их помогает технология дифференцированного обучения. Считаю, что данная технология позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности личности ученика в условиях классно-урочной системы обучения. Дифференциацию содержания учебного материала провожу на всех этапах обучения: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний, умений и навыков. Учебный материал дифференцирую по трём уровням сложности. Первый уровень представляет обязательный минимум содержания. Второй уровень расширяет материал первого уровня, здесь присутствуют задания, требующие переноса знаний в новую ситуацию. У учащихся вырабатывается умение находить рациональные пути выполнения заданий. Третий уровень содержит существенно углубленный материал, здесь открываются перспективы творческого применения знаний. При работе по таким уровням сложности формируются самостоятельность от первого до четвёртого уровня.

Формирование учебной самостоятельности на уроках математики провожу через самостоятельные работы учащихся. По дидактическим целям выделяю письменные самостоятельные работы: обучающие, тренировочные, закрепляющие, контролирующие, развивающие и творческие. Самостоятельную деятельность учащихся организую на различных уровнях сформированности самостоятельности: от воспроизведения действий по образцу, до составления модели и алгоритма действий в стандартных и нестандартных ситуациях. Технология формирования навыков самостоятельных учебных действий на уроках математики сформировалась в систему занятий.

При составлении заданий для самостоятельной работы учитываю, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей, т.е. применяю технологию уровневой дифференциации. Я работаю в общеобразовательных и гимназических классах. Обучающиеся в этих классах имеют различный уровень мотивации обучения и способности к изучению точных наук. Чтобы узнать, какой вид мотивации преобладает у каждого из учеников, и на каком уровне она развита, я беседую с учителем начальных классов, использую результаты работы школьного психолога. Эти исследования позволяют учесть такие индивидуальные особенности детей, как работоспособность, вид памяти, уровень мотивации, способность к репродуктивному и продуктивному мышлению, а затем определить состав гомогенных групп. Эту группировку я провожу для собственной ориентации, с целью индивидуализации учебного материала.

Эффективным приемом работы над умением выделять главное, анализировать, рассуждать, обобщать, делать соответствующие выводы, является самостоятельное изучение нового материала.
Подготовка учащихся к изучению нового материала начинается на предшествующих уроках, где повторяем материал, знание которого необходимо для успешного усвоения нового учебного материала. Приступая к работе над новым материалом, провожу совместную с детьми работу по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности, постановке учебных задач. Если новый для изучения материал, начинается с объяснительного текста, то даю возможность учащимся самостоятельно изучить объяснительный текст, используя алгоритм работы с учебным материалом. После этого учащиеся коллективно обсуждают результаты усвоения учебного материала, отвечают на возникшие вопросы одноклассников. В атмосфере педагогической поддержки, учащиеся не стесняются задавать вопросы. Объяснительный текст заканчивается разъясняющими примерами. Выполнение упражнений, следующих за объяснительным текстом, способствует сознательному усвоению изучаемой теории, развивает навыки применять знания при решении конкретных вопросов. В задания включаю дифференцированные по степени сложности упражнения из учебника.

Таким образом, формируется первый и второй уровень самостоятельной деятельности. При выполнении заданий допускаю индивидуальные консультации. Внимательно слежу за выполнением работы и если обнаруживаю, что учащиеся допускают ошибки в упражнениях, то отсылаю их к объяснительному тексту, предлагаю вновь выполнить вычисления. Если же вижу, что большинство учащихся испытывают затруднения, то самостоятельное выполнение заданий прекращаю, объясняю часть материала сама, разбираю два-три упражнения на доске или провожу фронтальную работу с классом. Лишь убедившись, что учащиеся усвоили материал, приступаем к дальнейшему выполнению самостоятельной работы. Обучающую работу рассматриваю как первую стадию изучения нового материала. Информация, которую я получаю, анализируя результаты работы, позволяет мне определить содержание заключительной беседы, систему упражнений для тренировки. Заключительная беседу провожу за 10-15 минут до конца урока. Во время беседы выясняю, как учащиеся усвоили определения, правила, факты, встречающиеся в объяснительном тексте, умеют ли они применять полученные знания при выполнении упражнений, какие ошибки допускались. Далее провожу работу над ошибками, уточняю ответы учащихся, даю возможность ученикам сделать дополнительные разъяснения одноклассникам. В конце урока обеспечиваю возможность учащимся провести самооценку полученного результата, сделать для себя выводы о полученных результатах, поставить перед собой задачи на следующий урок, а так же домашнюю работу. Домашнее задание всегда задаю дифференцированно по степени сложности, таким образом, воспитываются качества самостоятельного человека-умение делать сознательный выбор. Домашнее задание первого уровня сложности обычно проверяем устно с места, второго и третьего уровня - у доски, чтобы весь класс имел возможность прорешать более сложные упражнения.

Тренировочные самостоятельные работы. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Например: среди функций, заданных формулами у = х + 0,5, у = – 0,5х + 4, у = 5х – 1, у = 0,5х + 1, у = 0,5х, выделить те графики, которые параллельны графику функции у = 0,5х + 4. В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, определения, свойства тех или иных математических объектов и др. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий по разноуровневым карточкам, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся (особенно слабым) оказываю помощь. На уроке разрешаю пользоваться учебником, записями в тетрадях, схемами, таблицами и т.п. Для слабых учащихся тренировочная карточка состоит из чередования трех частей: 1 – опорная формула или алгоритм решения; 2 – решенный пример; 3 – задание для самостоятельного решения. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся, в таких условиях они легко включаются в работу и выполняют ее. При проведении этой работы особое значение я придаю тому, чтобы ученики осознавали, какие действия они выполняют, почему именно эти действия в определенной последовательности. Таким образом, цель выполнения самостоятельной работы становится личностно значимой.

Закрепляющие самостоятельные работы. Закрепляющие самостоятельные работы служат для формирования и развития третьего уровня самостоятельности. К закрепляющим, можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. По результатам проверки заданий данного вида определяю, нужно ли еще заниматься данной темой. Такая самостоятельная работа является контролем-диагностикой, выполняет развивающую функцию, так как содержание карточек для учащихся содержит дифференцируемый материал.

Контролирующие самостоятельные работы:
- контролирующие самостоятельные работы направлены на предоставление учащимися результатов своих знаний. При проведении таких самостоятельных работ мотивирую учащихся достойно представить уровень своих знаний, для этого обговариваем требования к оформлению работы. Осознание требований помогает учащимся контролировать собственную деятельность. Предоставляю учащимся право выбора материала для самостоятельной работы при ограниченном времени. Т.е. при наличии разнообразного по объёму и уровню трудности дидактического материала учащийся сам решает, какие задания ему выполнять, чтобы показать, насколько хорошо он знает пройденный материал.

-контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. При выполнении контрольных работ развиваются навыки применять знания при решении конкретных вопросов, умение находить рациональные пути выполнения заданий. На уроках-коррекции знаний в совместной деятельности с учащимися мы не просто находим и исправляем различные виды ошибок, но и анализируем, есть ли положительная динамика в выполнении контрольных работ ученика. Если положительная динамика отсутствует, пытаемся разобраться в причинах неудачного выполнения контрольных работ.

-тестовые задания. В своей работе применяю стандартные тесты и индивидуальные тесты на компьютере (кабинет оснащён компьютером). Индивидуальные тесты либо составляю сама с помощью программы «Конструктор школьных сайтов», например: 8 класс, тема: «Четырёхугольники»: Вместо пробелов нужно написать на компьютере слова с маленькой буквы в именительном падеже:1.фигура, состоящая из четырёх последовательно соединённых отрезков, называется…(четырёхугольник); 2.как называют две несмежные стороны четырёхугольника?....(противоположные), 3.как называется четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны?...(трапеция), 4. как называется четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны?...(параллелограмм);5. прямоугольником называется …, у которого все углы прямые(параллелограмм);6. параллелограмм, у которого все стороны равны, это…(ромб); 7. прямоугольник, у которого все стороны равны, это…(квадрат); либо использую библиотечный фонд дисков. Актуальность введения тестирования в школьную практику обусловлена тем, что все чаще ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий на уровне города, округа и в ВУЗах. Для внеклассной работы в 2007 году разработала и апробировала элективный курс для 9 класса «Технология тестирования», идея была взята из Интернета.

Развивающие и творческие работы. Это наиболее важные из всех видов самостоятельных работ, помогающие сформировать и развивать четвёртый уровень самостоятельности Они требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельно решения. На уроках – это самостоятельные работы, требующие умения решать задачи несколькими способами. С классом рассматриваю все предложенные варианты решения задачи, показывая этим, что они « молодцы» уже только потому, что думают и предлагают.

В своей работе применяю выполнение учащимися творческих самостоятельных работ: сочинения, сообщения учащихся, сочинение сказок, составление математических игр, кроссвордов, задач и примеров и т.п. Например, когда я принимаю учащихся в 5 классе, то на первом уроке я прошу написать дома сочинение «Роль математики в жизни нашей семьи» или «Математика в профессии моих родителей». Учащиеся составляют условие задачи в разных формах: сказка, приключение и т.д.

Важным является умение пользоваться дополнительной литературой. Поэтому на уроках математики приучаю учащихся к самостоятельной подготовке сообщений, в дополнение к изучаемому на уроке. Сначала я учащимся указываю литературу, а затем, предлагаю подбирать самим. Вкрапление в урок небольших сообщений учеников, заранее запланированных и проверенных, очень оживляет урок. Это математический материал (например, другое доказательство теоремы), или историческая справка. Такие задания, в зависимости от сложности материала, предлагаю дифференцированно, но поочередно всем учащимся класса. При заключительном повторении учащиеся готовят сообщение, для подготовки которого отрабатывается умение самостоятельно отыскать необходимую литературу и отобрать в ней нужный материал.. Такие сообщения, оформленные в виде презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint, потом заслушиваются на уроках-семинарах. В течение учебного года под моим руководством, как консультанта, учащимися готовятся исследовательские работы. Все работы заслушиваются в классе, отдельные работы в школе.
Во внеклассной работе развивающими и творческими работами являются подготовка к олимпиадам, проведение в школе "недели математики", внеклассные занятия. Внеклассная работа помогает создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Дети с большим удовольствием готовят математические игры, с огромным желанием посещают занятия по техническому моделированию, участвуют в изготовлении поделок из природного материала. С поделками участвуем в школьных и районных выставках технического творчества и прикладного искусства. Поделками учащихся из природного материала украшен кабинет, что создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке. Технические модели так же находят достойное применение: учащиеся самостоятельно придумывают задачи, связанные с моделями. Например: На покраску кузова машины требуется 120 г краски на 1м2. Узнайте, сколько всего потребуется краски, если известно, что модель машины выполнена в масштабе 1: 45. Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение с детьми. Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно. В результате такой деятельности, на уроке не боятся высказываться самые слабые ученики, формируется устойчивый интерес к предмету.

Все перечисленное, я считаю, формирует навыки самостоятельной деятельности, а главное – формирует личность, помогает процессу ее социализации.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?