Национально-региональный компонент на занятиях по прикладной композиции в детских художественных школах. Роспись по ткани (батик)

editast@yandex.ru

«Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация». Г.Н.Волков


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Одной из главных задач, как общеобразовательной школы, так и учреждений дополнительного образования детей, является задача воспитать через искусство интерес и уважение к культуре своего народа, сохранить и передать национальную самобытность, материальные и духовные ценности через художественное образование. Неоспорим тот факт, что человек, утративший связь с народными корнями и культурой своего народа, становится духовно нищим. Человек, не знающий родной язык, историю, культуру, отчужден от своей нации.

В рамках ФГОС одно из приоритетных направлений - это национально-региональный компонент. В художественном образовании имеется огромное пространство для применения национальной тематики.
Наша Республика Саха (Якутия) - один из замечательных уголков России. Это край несметных природных богатств и удивительных, мужественных, смелых, добрых и щедрых душой людей: охотников, оленеводов, звероводов, земледельцев, рыбаков, талантливых мастеров. Материальная культура якутов, коренных малочисленных народов Якутии своеобразна. Она воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы. Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условиях севера: дикие и домашние животные, лес, птицы - давали материалы для производства ценностей. В художественной культуре якутов народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа.

Сохранить и передать национальную самобытность, материальные и духовные ценности посредством применения разных материалов, техник, средств декоративно-прикладного искусства - задача педагогов художественной школы. Мы должны научить ребенка восхищаться народным искусством, стремиться беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. В нашей школе мы знакомим детей с различными видами декоративно-прикладного искусства. В нашей системе художественного образования национальная тематика проходит красной нитью. На занятиях дети осваивают традиционные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по кости, по дереву, плетение из конского волоса, национальная вышивка. А также дети знакомятся с другими видами декоративно-прикладного искусства: роспись по стеклу, лепка из глины, батик и т.д. В своей педагогической деятельности ставится цель не просто ознакомить своих воспитанников с разными техниками, материалами и видами декоративно-прикладного искусства, но обязательно в контексте с национальной тематикой. Чем более разнообразными техниками владеет ребенок, тем богаче и разнообразнее становится его творчество, тем ему легче выражать свои мысли, фантазии, реализовать свои творческие задумки.

Цель использования национально-регионального компонента - это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитании е любви и уважение к историческому и культурному наследию родного края.
Отдельно хотелось бы остановиться на занятиях по батику (роспись по ткани). Занятия проводятся в часы отведенные на предмет «Прикладная композиция». Одна тема в год. Дети знакомятся с различными видами росписи по ткани: свободная роспись, холодный батик, горячий батик, смешанная техника, декорирование различными видами контурной краски.

  1. Первый год обучения - свободная роспись. Беседа «Что такое батик?». Знакомство с техникой. Работа над эскизом. Практическая работа с выполнением композиции на заданную тему. Примерные темы: «Цветок Севера», «Северное солнце». Итоговая выставка.
  2. Второй год обучения - холодный батик. Беседа «Удивительный мир батика». Знакомство с техникой. Работа над эскизом. Практическая работа с выполнением композиции на заданную тему. Примерные темы работ:« Рыбаки», «Мастерицы», «Якутский натюрморт», «Сказки, эпосы моего народа », « Национальный праздник Ысыах». Итоговая выставка.
  3. Третий год обучения - горячий батик. Беседа «Рисует воск горячий свой узор…». Знакомство с техникой. Работа над эскизом. Практическая работа с выполнением композиции на заданную тему. Примерная тематика работ: «Край суровый - край прекрасный», «Наскальные рисунки», «Олонхо». Итоговая выставка.
  4. Четвертый год обучения - итоговая проектная работа. Свободный выбор техники росписи, материала, темы. (Это может быть роспись в технике батика моделей одежды, палантина, платков, деталей интерьера или декоративное панно. (Индивидуальная работа с каждым учеником). Защита творческой работы.

Каждое занятие по своему содержанию логически связано как с предшествующими занятиями, так и с последующими, чтобы по каждому занятию складывалась целостная система. Используя национально- региональный компонент на уроках важно придерживаться определенных принципов:

  •  систематичность
  • доступность
  •  наглядность
  •  разнообразность материала
  •  связь материала в учебной и воспитательной работе
  • взаимосвязь местного и общего исторического, географического, культурного материала.

Наглядность должна широко использоваться на уроках – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд - фильмы. На уроках также нужно использовать коллекции предметов материальной культуры своего народа, что позволит « прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, понять для чего они предназначались, как их использовали в быту. Учебный материал закрепляется посещением музеев, выставок.

Красиво выполненная работа доставляет радость детям, воодушевляет на новые творческие дела, обогащает духовно, расширяет их кругозор.
Опора на национальную культуру делает естественным приобщение детей к фольклору, изобразительному творчеству, сказкам и эпосам своего народа. Через такие занятия у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма. Показателем работы педагогов школы является тот факт, что в малых дипломных работах национальная тема является основной в выпускных работах. Это показывает системную работу школы в данном направлении.

Использованная литература:
1.Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.-М.: Просвещение,1984.-160 с.,ил..
2.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3.Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. -М.: Радуга ,2002.- 160 с., ил..
4.Каплан Н.И. Тропою северных оленей. Декоративно прикладное искусство народов Крайнего Севера. - Л.:Аврора.1997.- 77 с., ил..
5.Неменский Б.М. Мудрость красоты. 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: Просвещение,1987.-255 с.,32 п. ил.: ил.
6. Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты Саха: альбом (Мандар Уус.Автор идеи И.М. Андросов) - Якутск: Бичик, 2007 – 288 с.: ил..
7.Синеглазова М.О. Батик. - М.: Издательский дом МСП, 2005,-96 с.,ил..
8. Хабарова М. В. Народное искусство Якутии: - Л.: Художник РСФСР,1981,-143 с.: ил..


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: