Игра учителя. «Весь вечер на манеже»

alicebkf@mail.ru

Нужен ли учителю артистизм? Наверное, да, но в меру. Мы же не просто играем, а часто заигрываемся. Получается не артистическая игра, а играние. Прибавляет ли нам это здоровья? Общаться с детьми искренно и просто – это сложно или непедагогично?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Нужен ли учителю артистизм? Наверное, да, но в меру. Мы же не просто играем, а часто заигрываемся. И тогда получается не артистическая игра, а играние. Играние радости, играние гнева, играние любви к детям. Как мы выглядим со стороны? Боюсь, что многие из нас смешны, нелепы в своём фальшивом и приторном артистизме.

Неестественность жестов и поз (одна поза руки в боки чего стоит!), вытаращенные глаза, многозначительные (как нам кажется) паузы. Длинные монологи, произносимые с пафосом; постоянное эмоциональное возбуждение и, вообще, повышенная возбудимость. Излишняя говорливость, многословность, словесный понос; отсутствие лаконичности в наших театрализованных диалогах.

*Любим мы объяснять объяснение, определять определение и высказывать высказывания.

А наше выражение лица? Над этим надо работать отдельно и постоянно следить за собственной мимикой. Всё перечисленное выше ведёт не к артистизму, как нам кажется, а к истеричности и невротичности поведения. Мы, учителя, любим из своих уроков разыгрывать мини-спектакли с завязкой, кульминацией и развязкой; вносим в само действо урока излишнее эмоциональное возбуждение; берём очень напряжённый тон, высокий темп речи, как будто взбираемся на трибуну и с неё вещаем. Излишне суетимся и торопимся сами, постепенно доводя себя до невротического состояния. Мы почему-то боимся быть простыми и естественными. Наша речь изобилует использованием преувеличений и сравнений. Мы изобретаем целый арсенал средств воздействия на ребёнка.

Общаться с детьми искренно и просто – это сложно или непедагогично?
Просто общаться с детьми в школе не принято. У нас в отношениях «учитель – ученик» присутствует огромная дистанцированность.
Итак, мы ежедневно воздвигаем себя на сцену, выводим на манеж. Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны. Давайте работать и мысленно смотреться в зеркало. Нам надо уйти со сцены или с манежа, искоренить фальшивость и искусственность собственных манер, перестать работать на зрителя. Ведь мы любим, разговаривая с одним учеником, чтобы нас слышали другие дети. Мы играем спектакль «Чтобы другим не повадно было».

Дети больше ценят искренность и естественность, они не очень-то верят в наш артистизм, по крайней мере, очень тонко чувствуют нашу фальшивость и неестественность.

Так нужно ли быть эмоциональным на уроке? Может быть, иногда и нужно, особенно в начальных классах, если мы читаем детям сказку про страшного серого волка или коварную Бабу-Ягу. Излишняя эмоциональность каждый день – это уж слишком! Это лишь будоражит и нервирует наших слушателей.

Любопытно отметить, что у каждого класса после окончания начальной школы наблюдается свой характер. Один класс – спокойный и работоспособный, другой – очень шумный и слишком подвижный, третий – никак и ничем не расшевелить. Размышляя над причинами данного явления, я вдруг поняла, что очень многое в характере класса зависит от того учителя, который учил ребят три года начальной школы. И здесь ясно видно, что наш излишний артистизм, граничащий с истеричностью поведения, накладывает свой отпечаток на весь класс в целом. У спокойного учителя – спокойный класс, у истерично-артистичного – класс становится соответствующим. Так много, оказывается, зависит от нашего стиля поведения с детьми, от наших манер общаться. Именно поэтому, не смотря на разный подбор детей, после окончания начальной школы у Марьи Ивановны – ребята в классе всегда спокойные, дружелюбные и умеющие слушать; а у Клавдии Петровны – дети в классе всегда шумные, крикливые, говорливые и не могут никого дослушать до конца и, вообще, агрессивные. Подобное явление наблюдается не только в начальных классах, а на протяжении всех школьных лет.

Давайте задумаемся, какими дети выходят с наших уроков. Не мы ли формируем их неумение сосредоточиться, их злорадство, агрессивность и стойкое желание «брать всё горлом»?

А, быть может, за искусным, как нам кажется, артистизмом мы прячем и скрываем наше истинное отношение к своим ученикам, которое мы не хотим никому демонстрировать и афишировать, вообще? Психологи выделяют несколько типов отношений учителя к своим ученикам.
Краткая справка: Типы педагогического отношения учителя к детям по исследованиям психологов Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько.1

  1. Устойчиво-положительный тип. Ровное, душевное отношение к детям, забота о них, помощь при затруднениях, преобладание положительной оценки ребёнка, искренность, такт. Больше убеждения, чем принуждения. Все слова, улыбка, мимика, пантомима направлены на поддержку ученика.
  2. Пассивно-положительный тип. Нечётко выраженная эмоционально-положительная направленность на ребёнка. Сухой, официальный тон в общении с детьми.
  3. Неустойчивый тип. Ситуативность поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Учителя такого типа нередко попадают под власть своих настроений и личных переживаний. Их оценка ребёнка в значительной степени зависит от личного настроения и сложившейся ситуации.
  4. Открыто-отрицательный тип. Негативное отношение к детям и педагогической работе, вообще. Создание в классе атмосферы постоянного напряжения, сосредоточенность учителя на отрицательных поступках и фактах плохого поведения учащихся. Возникновение между учителем и учащимися психологического барьера. Необходимость у учащихся постоянно защищаться от учителя. Высокомерное поведение учителя.
  5. Пассивно-отрицательный тип. Скрытая отрицательная направленность педагога к детям и к педагогической деятельности, вообще. Создание педагогом внешних признаков хорошей организации работы. Полное безразличие к детям, внешне скрываемое.


* Каким отношением относимся мы к своим ученикам? И что пытаемся скрыть за своим артистичным артистизмом?
Психологами выделены следующие психологические особенности подростковой среды: повышенная агрессивность, обидчивость; полная концентрация на себе; крайние слишком бурные эмоции; постоянная игра «на зрителя». Так что же получается, учителя, часто и много общаясь с подростками, им же и уподобляются, становятся такими же?
Просто цитата: «Общение с подростком – это проверка нашей мудрости и человеческой зрелости. Увидеть за колкостью, своеволием и упрямством подростков ранимость, незащищённость, понять и полюбить их. И помочь каждому из наших учеников состояться как человеку, а себе – как учителю. Это путь, которым идём к ним и к себе. Главный принцип обучения и воспитания»1. (Е.Н. Ильин, педагог – новатор)
Обычно, работая в классе, где 30 и более детей, мы стараемся всё контролировать, за всем следить. Давайте не будем упускать ещё одного человека, за которым нужно постоянно следить и каждый взгляд и шаг которого необходимо контролировать – себя!
Предлагаю игру «Весь вечер на манеже» заменить на другую – «Человек на своём месте».
Афоризм нашего времени: Урок учителем красен.

Методы самокоррекции.
Метод№1. «Говорим как можно тише».
Это полезно и для нашего здоровья, и для психики слушателей. Постоянно следим за громкостью своей речи и, по возможности, снижаем её. Представим, что за дверью нашего класса стоит человек и подслушивает наш урок, а мы не хотим, чтобы ему было что-нибудь слышно из сказанного нами.
Метод №2. «Говорим по очереди».
Особое внимание обращаем на длительность собственного монолога и строго следим за тем, чтобы не превратить урок в «Театр одного актера».
Метод №3. «Жесты, мимика, лицо».
Строго отслеживаем все свои жесты, а также собственную мимику и выражения лица. Смотримся мысленно в зеркало. Смотрим на себя со стороны, убираем лишнее.
Метод №4. «Гасим эмоции».
Следим за своими эмоциями и темпом речи, замедляя последний. Убираем излишнюю эмоциональность, стараемся говорить спокойно и убедительно.

Просто призыв к коллегам: Следите за выражением своего лица и особенно – за выражением своей души! И вообще – поосторожней в выражениях! Поаккуратней с выражениями! Попрошу выбирать выражения! Тщательно выбирать!

Книги Алины Бикеевой: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/

* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009 г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
* Алина Бикеева «Ребёнок + взрослый: рецепты общения, понимания, прощения». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 г.
http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0060969



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: