Барсукова Татьяна Викторовна, 05.09.2012 0

Проектная деятельность в системе личностно ориентированного обучения и воспитания

tanyushech@yandex.ru

Каждый учитель, размышляющий над тем, чему и зачем он учит, приходит к выводу, что нужно не просто дать ученику объем знаний, но и научить его учиться, размышлять, действовать. И здесь нам на помощь приходит метод проекта, способный организовать самостоятельную творческую деятельность учеников, помогающий воспитывать неравнодушного человека, расширяющий круг знаний, порождающий жажду творческого поиска, дающий возможность проявить личностные качества ученика.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Наиболее удачно, на мой взгляд, использование проектного метода при изучении тем по драматургии. На сатирическую драматургию В.Маяковского в учебном плане отводится всего два часа. Понятно, что детально проанализировать пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня» за такой промежуток времени невозможно. Однако пьесы эти принципиально важны и актуальны, т.к. поднимают проблемы бездуховности, воинствующего хамства и невежества, особенно остро стоящие сегодня, они содержат в себе большой воспитательный потенциал не только для молодежи, но и для всех нас. Поэтому для изучения драматургии Маяковского конца 20-х годов мною был использован метод проектов.

Урок «Драматургия Маяковского. Пьесы «Клоп» и «Баня» в контексте времени» проводится в форме деловой игры – «заседание художественного совета», на котором решается вопрос о возможности постановки в Театре юного зрителя этих пьес Маяковского. Такая форма урока за сравнительно короткое время позволяет проанализировать оба произведения, раскрыть их суть, оценить с разных позиций, показать их актуальность, углубить представление учащихся об особенностях художественного мастерства писателя. Во время подготовки к уроку и его проведения в работу включаются все творческие способности ребят и их личные пристрастия (художественные, актерские, музыкальные, литературные), формируются исследовательские навыки, развивается самостоятельность мышления, углубляется интерес к литературе, искусству, совершенствуются навыки свободного обсуждения, общения. Такая форма работы обеспечивает участие всего класса. Каждый ученик выбирает ту сферу деятельности, где смогут ярче проявиться его умения, навыки, талант, таким образом реализуется принцип личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

Приблизительно за неделю до урока учащиеся разбиваются на три группы, две из которых - «молодежные студии». Перед ними ставится задача исследования пьес Маяковского с точки зрения режиссера, сценариста, художника-декоратора, художника по костюмам, звукорежиссера и т.п. Представить свою исследовательскую работу группы должны в виде проекта спектакля молодежной театральной студии. В каждой из групп выбираются «режиссеры», «сценаристы» и «актеры», которые обдумывают сценическое воплощение пьесы, персонажей, подбирают небольшой отрывок из произведения, «художники-декораторы» готовят эскизы декораций, «художники по костюмам» - эскизы костюмов и защищают свои проекты на художественном совете. Художники-оформители предлагают эскизы афиш и программок к спектаклю. «Заведующие музыкальной частью» продумывают музыкальное оформление пьесы, решают технические проблемы звукового оформления спектакля. Оба коллектива должны подумать над следующими вопросами:

  • Почему избрали для постановки именно эти произведения?
  • Почему решили ставить в ТЮЗе?
  • Что дадут эти пьесы подрастающему поколению?
  • Будут ли постановки актуальны, поучительны?
  • Какова идея спектакля, ваша суперзадача?
  • В какой жанровой тональности будет поставлен спектакль?
  • Каким будет его музыкальное оформление?

Эти же вопросы ставятся и перед членами «художественного совета» - третьей группой ребят: «заведующим литературной частью», «театральным критиком», «заведующим художественно-постановочной частью», «музыкальным критиком». Изучив немало дополнительной литературы, критических статей, газетных публикаций и др., они знакомят учащихся с особенностями сатирической драматургии Маяковского, со сценической историей пьес «Клоп» и «Баня», с различными режиссерскими трактовками этих произведений. Учитель берет на себя роль «председателя художественного совета» и ведет обсуждение, вносит поправки, делает обобщения, подводит итоги.

Обсуждение проекта молодежной театральной студии начинается с выступления режиссера, который рассказывает о своем замысле, о трактовке комедии Маяковского, «художники» демонстрируют эскизы декораций и костюмов, обосновывая их. Например, декорации спектаклю «Большая стирка. «Баня» по мотивам пьесы Маяковского отвечают основной задаче спектакля. В центре располагается эмблема пьесы – водоворот, затягивающий в себя и «стирающий» бюрократов и подхалимов. По стенам разбросаны бюрократические лозунги конца 20-х годов. Внизу – поезд – символ движения вперед.

«Художник по костюмам» предлагает свое «прочтение» героев пьесы:
Пьеса «Баня» публицистична и задумывалась как зрелищная постановка, учитывая это, были разработаны костюмы для каждого персонажа. Победоносиков – собирательный образ бюрократа, человек, примазавшийся к действительности. Он занимает фантастически бессмысленную должность – главначпупс. Самодовольный и малограмотный, он держит себя с подчеркнутой важностью и выглядит при этом нелепо и смешно. В нем собраны все атрибуты госслужащего 30-х годов: расшитая косоворотка, узкий пиджак, галифе, высокие сапоги и маленькие усики.

Бельведонский – художник-халтурщик, приспособившийся к новому времени. Он смотрит угодливыми глазами и ловит буквально каждое слово начальника. Одетый в стиле 30-х - узкий пиджак в клетку и светлые брюки, - он все же сохраняет главные атрибуты художника: бант на шее и берет.

Фосфорическая женщина вообще представляется не как человек, а как идея, механизированный робот, включенный на какое-то время. Все эти моменты отражают в ее костюме, который больше напоминает униформу. Таким образом, подчеркивается полное отсутствие индивидуальности. Ее волосы серебряного цвета. В одежде преобладают холодные металлические материалы. В ней нет ничего от живого человека, это подчеркивается даже в макияже. Но все же она несет на себе символику социализма – серп и молот. На ней красная косынка, красная звезда на платке.

«Заведующий музыкальной частью» комментирует фрагменты музыкального сопровождения:
Для дополнения образа главначпупса Попедоносикова была использована песня «Смело товарищи в ногу».
Художник Бельведонский появляется на фоне знаменитого «Неудачного свидания» Цфасмана.
Характер брошенной жены Победоносикова Поли отражен романсом «Отцвели уж давно хризантемы в саду.
Образ Фосфорической женщины дополнен музыкой из фантастического кинофильма «Пятый элемент».

Музыкальные отрывки звучат не только для характеристики героев, но и для характеристики отдельных сцен. Например, в сцене отправления героев в будущее звучит музыка Свиридова «Время вперед». А в финальной сцене - музыкальная тема из кинофильма «Титаник», так как коммунизм представляется мне в виде корабля, утонувшего в океане современной жизни.

«Актеры» выступают с небольшой инсценировкой отрывка из пьесы. Затем в обсуждение включаются члены «художественного совета»: «музыкальный критик» оценивает музыкальное оформление, «зав.художественно-постановочной частью – эскизы декораций и костюмов, «театральный критик» - сценическое воплощение пьесы и т.д. В обсуждении принимают участие все присутствующие. Высказываются различные точки зрения, задаются вопросы участникам постановки, например:

  • Почему постановки пьесы «Баня» оказывались неудачными?
  • Можно ли назвать «Баню» автопародией на прежние революционные «мистерии» Маяковского, бунтом против многих прежних ценностей?
  • Нет ли в пьесе пессимизма, ведь если все лучшее нужно в будущем, то что же останется в настоящем?
  • Зачем нужно говорить о Победоносикове сейчас?
  • Как решаются в пьесе вопросы театра?
  • По чему бьет сатира Маяковского?
  • Слышится ли в этой пьесе гимн труду, новому человеку?

«Молодежная студия» отвечает на вопросы, отстаивает свой замысел, пытается убедить «членов художественного совета» в целесообразности и обоснованности данного прочтения комедии.
Так же защищает свой проект и вторая студия. Затем итоги обсуждения подводит «председатель художественного совета», еще раз обращая внимание на главную проблему, поднятую Маяковским в обеих пьесах, – утрату духовности. Маяковский выносит приговор несовершенному обществу, не только мещанско-бюрократическому, но и стерильно-механизированному утопическому «раю», который он гениальным чутьем художника почувствовал уже тогда, в конце 20-х годов.

В заключение можно сказать, что подготовка и проведение такого урока обусловливают творческий поиск учащихся, дают огромный воспитательный эффект, учат проявлять самостоятельность, реализуют личностный потенциал не только ученика, но и учителя. Подобное сотворчество – способ самореализоваться, проявить индивидуальность, свои личностные качества.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?