Трудности преподавания фонетики в 5 классе детям мигрантов

kristi-18@mail.ru

Ни для кого не секрет, что в последнее время ситуация с детьми мигрантов из стран СНГ приближается к статусу критической. Заметим, что суть проблемы состоит не в том, что их много (в нашей школе в некоторых классах их, к примеру,– 55%), а в том, что на современном этапе образовательного процесса еще не разработаны полноценные методики преподавания русского языка в классах с многонациональным составом.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Особняком стоят разработки по преподаванию русского языка как иностранного, применение которых в современной школе невозможно в силу того, что основная часть учеников все-таки его носители. На каждом уроке по факту получается, что класс делится на «родных» и «неродных», а уже само такое деление предполагает крах любого начатого процесса. Говорить о том, что дети-мигранты мешают полноценному развитию остальных учеников, конечно, небезосновательно. Однако испокон веков всегда даже в самом «хорошем» классе находилось 5-6 детей, отстающих по программе, у которых ритм деятельности замедлен, что, кстати, не говорит об их неспособности работать. И никогда профессионал своего дела, учитель, заинтересованный в результатах своей работы, которой он подарил свою жизнь, не разводил руками и не обвинял других в своей неспособности научить. Каждый педагог уже давно четко усвоил термин «индивидуальный подход» и, готовясь к урокам, составляет отдельные карточки отстающим, более сложные задания для ребят способных. Почему же тогда все мы разводим руками перед будущим ЕГЭ, заранее зная, что ребенок, русский язык для которого не является родным, скорее всего, не перешагнет минимальный порог и станет черным пятном на нашей репутации успешного педагога?

Пытаясь ответить на все эти вопросы, перелистав большое количество методик преподавания русского языка иностранцам, я поняла, что необходимо не просто готовить карточки для индивидуальной работы таким ученикам. Необходимо самих учеников готовить к следующему уроку. При нашей нагрузке и количестве дополнительных часов, конечно, нельзя говорить об отдельно выделенном на ребенка времени. Однако всего несколько минут для сообщения индивидуального домашнего задания ребятам выделить из урока можно. Следует обратить особое внимание, что очень важно учитывать, сколько ресурсов затрачивает обыкновенный русскоговорящий ученик на выполнение простого домашнего задания, и сколько приходится затрачивать сил ребенку-мигранту.

Так, в 5 классе при изучении Фонетики всему классу на доске мы обозначаем в виде таблицы только термины, предполагая, что ребята в начальной школе уже владеют их определениями. По ходу урока ученики приводят по одному-два примера к каждому термину, работают с усердием и довольно быстро приводят примеры с такими звуками.

Однако дети из стран СНГ являются носителями другого языка, который, к примеру, может иметь совершенно другой фонетический состав, поэтому дополнительно такому ребенку я даю задание заполнить каждую графу этой таблицы при помощи алфавита, причем указываю на то, что в русском языке 33 буквы, и надо постараться все их внести в таблицу. Если вдруг он встретит такие буквы, которые нельзя внести в таблицу по какой-то причине, то их нужно выписать отдельно. Заранее во время урока на доске, согласно теме, выписаны непарные звуки. Поэтому ребенок не будет испытывать сложности. Выполнение этого задания усложняется тем, что каждый звук нужно показать на примере слова. С целью формирования лексической грамотности можно круг слов для примеров сузить по темам. Например, ударные гласные – животные, безударные – птицы, звонкие согласные – предметы интерьера и т.д.

Важно понимать, что объем данной работы велик для ребенка, поэтому ее выполнение лучше сузить до одного столбика в день. В результате за две недели ученик с вашей помощью освоит звуковой состав языка, что поможет ему лучше графически воспринимать слово, а вместе с тем, подготовиться для изучения новых орфограмм.

Проверять столбик лучше каждый день перед уроком и обязательно комментировать. Причем лучше не акцентировать внимание на звуках речи, если они подобраны правильно, а лучше сконцентрировать внимание ребенка на том, почему он выбрал, к примеру, именно волчонка. Это и позволит наладить контакт с учеником, поможет ему развивать устную монологическую речь, хорошо подготовить его к фонетическому разбору слова и, конечно, поможет адаптироваться в чужом коллективе и в чужой стране, что, пожалуй, самое важное в наше не самое легкое время.

Чичкина Кристина Игоревна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 749 г. Москвы, ЗАО.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: