Культурное возрождение русских традиций на уроках хореографии


Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. На занятиях знакомимся с историей народного костюма, его элементами. Рассказываю, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как носить костюм.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Может ли хореографическая культура появиться неизвестно откуда? Можно ли обойтись при создании народного танца без национального генетического фонда? Можно ли стать вообще культурным человеком, отбрасывая национальное духовное наследие своего народа?

Необходимо помнить об истоках народного танца. Хранить народные традиции, обряды, самобытное творчество. Ф.М. Достоевский писал: «Великий Пушкин, по собственному признанию, принужден был перевоспитывать себя и обучаться духу народному, между прочим, у своей няни Арины Родионовны…» Приобщаться к культуре, к традициям - значит надо её сохранить.

У А.С. Пушкина есть такая мысль: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». С древних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей и зрителей. Они развлекают и завораживают, заставляют переживать или радоваться, словом не оставляют равнодушными никого. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, взрослых людей самых разных возрастов и профессий, детей.

В программе «Детский массовый танец» уделяется большое внимание изучению народного наследия. Урок народного танца, особенно в начале обучения, выстраивается не сразу, а постепенно. Из отдельных элементов, движений, из освоения характера и манеры исполнения движений, из развития актерских способностей получается яркая палитра того или иного народного танца, этюда. При разучивании движений народного танца стараюсь донести все нюансы изучаемой композиции. Здесь особенно важен практический показ элементов, как педагогом, так и просмотр видеозаписей ведущих народных коллективов нашего города -ансамбля народного танца «Задоринка», руководитель И.Малиновская; области - ансамбля народного танца «Белогорье», руководитель Н. Чендева; России - государственного ансамбля танца «Березка», государственного ансамбля имени И. Моисеева.

Важную роль в процессе изучения русского танца имеет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия; наиболее подходящая музыка – баян, аккордеон, оркестр народных инструментов. Подбирается музыкальный материал одновременно и простой, доступный для детского восприятия, и в тоже время яркий, соответствующий стилю национальной окраски, воспитывающий художественный вкус детей. Для хороводов, например, музыка: «В огороде мята», «Во полюшке липушка», «Девка посаду ходила». Для плясовых: «Калинка», «Барыня». Также прививаю любовь к музыке нашей местности, например, танцы нашего региона «Акулинка», «Матаня».

Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. На занятиях знакомимся с историей народного костюма, его элементами. Рассказываю, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как носить костюм.

В программе второго года обучения проводится урок – сказка из истории костюма (тема: «Выражение характера танца через костюм»). Демонстрируя слайды, рассказываю о том, как раньше люди одевались в праздники, какие головные уборы носили, как долгими вечерами трудились крестьянские девушки, готовя себе приданное, украшали костюмы.

Проводя практическую работу, танцоры надевают костюмы: девочки – кокошники, мальчики – кушаки. Затем мы обсуждаем все этапы работы. Часто на костюме изображали солнце (это отражало покровительство и защиту дневного светила), на краях рубахи вышивали орнаменты, таким образом защищались от нечистых сил.

На занятиях показываю, как бы могли украшать другой вид костюма отрицательных героев народного былинного этноса. Например: колдуны, Кощей Бессмертный, Баба – Яга, и другая нечистая сила украшают себя и свою одежду разной нечестью - лесной, болотной, небесной – это драконы, змеи, летучие мыши, пауки. Грубоватые люди, например, такие как Баба – Бабариха, Ткачиха и Повариха из пушкинской «Сказки о царе Салтане», украшают свои наряды броско, безвкусно, грубовато, согласно своему характеру.

Это умение украшать костюмы сказочных героев разного характера, как и умение, передавать характер героев эмоциями, движениями, помогает при разучивании сложных этюдов. Например, образ лисы можно предложить детям воплотить на русскую народную мелодию «Ой, все кумушки домой». При исполнении этого этюда танцевальные движения сочетаются с изящной, мягкой пластикой характерной для данного образа и для хороводного, лирического русского танца. А для воплощения образа зайца можно подобрать плясовую музыку прыжкового, зазорного характера «Пляска» Т. Ломовой. Этюд будет более интересным, если использовать кроме прыжков, характерных для зайца, присядку с каблучками, простейшие дроби и так далее, передающие русскую удаль.

Дети самостоятельно в конце третьего года обучения составляют сюжетные этюды по сказкам «Репка», «Колобок», «Волк и Красная шапочка» и так далее, передавая характер русского танца в движении, костюмах, эмоциях.

На занятиях применяются игры: «Со вьюном хожу», «Плетень», «Каравай», «Плести венок», «Снежные горки», «Бабушкины вкусности». В играх передаются сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные идеалы, понятие об окружающем мире, о традициях и обычаях. Они способствуют развитию творческой активности, развитию личности, так как игра является фундаментальной её основой.

Народный репертуар, который изучается с воспитанниками, всегда востребован в концертах. Для выступления в больших концертах провожу с учащимися дополнительные репетиции. Каждый ребенок имеет желание показать свое творчество, это с большим успехом мы делаем и в несценических формах: на родительских собраниях (отчетный концерт для родителей), перед детьми других групп, во время уроков – концертов.

В программе «Детский массовый танец» воспитанники соприкасаются с народным искусством и традициями, духовно обогащаются, у них проявляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа – это равнозначно закладыванию в них сильной иммунной системы, которая может противостоять вредоносному влиянию антикультуры.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: