Евсюкова Ольга Юрьевна, 11.09.2012 0

Стандарты второго поколения (ФГОС). Пять шагов на пути к цели

lelik19712010@yandex.ru

Наиболее эффективным способом создания условий, максимально приближенных к реальным, необходимым для формирования у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей, которые позволяют быть успешным вне школы, является метод проектов.Предлагаю в качестве примера организации проектной работы в начальной школе индивидуальный проект под названием "Как жить в ладу с природой", выполненный учеником 3 "А" класса Чичковым Михаилом.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования , достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Наиболее эффективным способом создания «естественной среды»,т.е условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности и существует как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Очень важно, чтобы результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, были «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, должно быть конкретное ее разрешение, оформленное в виде информационного продукта, если практическая проблема, должен быть конкретный продукт, готовый к использованию. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. С этой целью в МОУ СОШ №10 "Успех" ежегодно проходят конференции (несколько этапов) под общим названием «Первые шаги в науку», где учащиеся с 1 по 7 классы предлагают свои проекты , которые представлены в различных секциях: биология, социология, химия, экология, валеология, зоология и т.д.

В качестве примера организации проектной работы в начальной школе предлагаю индивидуальный проект под названием «Как жить в ладу с природой» ученика 3 класса. Прежде чем ученик начнет работать над проектом, необходимо, чтобы он определился в самых общих чертах относительно своего проектного замысла. Размышления ученика могут начинаться с ситуативной рамки (например: «Почему у нас такая некрасивая пришкольная территория?»). Формы организации самоопределения учащихся относительно своего будущего проекта могут быть разнообразными. Например, предварительная консультация с руководителем проекта. Здесь следует отметить , что ученик редко приходит с описанием проблемной ситуации. Обычно его слова такие - «интересно узнать», «хочу сделать так» или «это нужно сделать». С помощью серии вопросов ( «Когда это было?». «Что ты увидел?», «Что тебе запомнилось?», «Что тебе понравилось?» и т.д) руководителю проекта нужно вернуть ученика к той ситуации, в которой возникла эта идея, попросить рассказать о ситуации, что в ней не устроило ученика.

Так произошло и с нашим учеником. Этим летом он ездил с родителями на машине на Черное море. И по дороге замечал, что некоторые города совсем не хуже нашего, а некоторые ему понравились даже больше, чем Самара. А 1 сентября мальчик был в Сочи и видел, как сочинские школьники идут в школы. Они были такие счастливые и веселые. А какие у них красивые школы, сколько там зелени и цветов, какие там школьные дворы!!!

Когда мальчик вернулся домой, то, к сожалению, стал замечать, что в нашем городе не так уютно и красиво. И его школа совсем не похожа на те, что он видел в Сочи. А школьный двор больше похож на площадку для выгула собачек. Территория пришкольного участка плохо огорожена и там нет даже элементарных спортивных сооружений для детей.
Администрация школы ,оказывается, уже много лет решает проблемы школьного двора. Но..

Так возник вопрос: «А может и нашу пришкольную территорию можно облагородить, сделать красивой и уютной?».
С этого вопроса и стала определяться тема проекта.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логики. Работу над проектом можно разбить на 5 этапов.
1 этап - Поисковый –определение и анализ проблемы .Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной ситуацией (школы в городе Сочи) и реальной (пришкольный участок нашей школы). В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск, направленный на обоснование идеальной ситуации (работа с теоретической литературой «Город Сочи», социологический опрос учащихся 1-6 классов «Как должна выглядеть наша пришкольная территория?»). Для детализации сведений о реальной ситуации использовались: метод наблюдения за территорией, социологический опрос учащихся 1- 6 классов «Как вы оцениваете нашу пришкольную территорию?».

2 этапом проектной деятельности является Аналитический -определение целей , задач и продуктов проекта:
Цель проекта: разработать и воплотить в жизнь программу «Голубая аллея» ( улучшение состояния пришкольной территории через озеленение ).
Задачи:

  1.  Проведение социологического опроса в школе с целью оценки учащимися состояния пришкольного участка.
  2.  Создание плана обустройства пришкольной территории
  3.  Привлечение внимания районной администрации к данной проблеме

Продукт : Голубая аллея ( ежегодная посадка голубых елей учащимися 1-х классов).
На этом этапе проходила работа с информацией. Проведенный анализ анкет показал :
-учащиеся хотели бы иметь другую пришкольную территорию ( со спортивной площадкой, с озеленением пришкольного участка, с лавочками, с клумбами ).
-учащиеся оценили пришкольную территорию по-разному:
1-2 классы «Хорошая»
3-6 классы «Плохая».

3 этап- Практический – выполнение плана работ.
К проектной деятельности неплохо бы привлекать и родителей. В данном проекте родители ученика приняли активное участие. Его папа нашел в интернете спутниковый снимок пришкольной территории и помог в разработке плана ее обустройства, а мама помогла составить презентацию на компьютере и отредактировать текст. А дальше встал вопрос: «Как привлечь районную администрацию к вопросу улучшения нашего пришкольного участка?». Мальчик вместе с мамой записались на прием к депутату Городской Думы. На этой встрече была показана презентация и озвучены проблемы:
• необходимость улучшения территории пришкольного участка,
• введение хорошей традиции в школе по посадке голубых елей.
Депутат с пониманием отнесся к вопросам, затронутым в работе, и обещал помочь.

4 этап - Презентационный- подготовка презентационных материалов и презентация продукта.
Презентация работы была на разных этапах прохождения конференции «Первые шаги в науку» (школьный, районный и городской туры) и ставила собой цель: просвещение и формирование общественного мнения к экологическим проблемам. Девятилетний ребенок поднимал проблемы, касающиеся не только школы, но и всего города в целом. Это и озеленение города, и поддержание чистоты в нем, и создание детских площадок, которых так не хватает малышам, и само отношение людей к родному городу.

Этот проект был одним из наиболее ярких выступлений учащихся на конференции «Первые шаги в науку».

5 завершающий этап проектной деятельности - Контрольный -анализ результатов выполнения проекта, оценка продукта.
Проект заканчивается не тогда, когда получен продукт, не тогда , когда достигнут результат, и даже не тогда, когда продукт проектной деятельности представлен на презентации. Завершение работы над проектом предполагает обсуждение и оценку результатов деятельности. Оценкой проекта явилось торжественное закладывание голубой аллеи на пришкольном участке, на котором присутствовал депутат Городской Думы, администрация МОУ СОШ №10 «Успех» в лице директора, завуча, родители учащихся и просто прохожие. Сколько радости было в глазах детей! Каждый ребенок принял участие в посадке первой ели. Торжественно была вбита памятная табличка. Дети стали сразу договариваться , кто и когда будет приходить и поливать елочку. Этот проект захватил всех! И это только начало большого и нужного дела!

Деятельность ученика была оценена очень высоко , и мы надеемся , что положительный пример нашей школы будет подхвачен другими, и мы все вместе сделаем наш город еще лучше!

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 «Успех» г.о Самара
Евсюкова Ольга Юрьевна.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?