Косарева Елена Алексеевна, 11.09.2012 0

Общеобразовательное и воспитательное значение уроков тематического рисования

cosareva.elena@yandex.ru

Тематическое рисование является интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета "изобразительное искусство". В этот вид рисования входит изображение по памяти, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты. Именно этот вид рисования дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное по памяти, а так же с помощью воображения. Этот вид рисования является наиболее творческим, где школьники изображают разнообразные сюжеты и решают сложные композиционные задачи.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Тематическое рисование необходимо преподавать в органической связи не только с остальными разделами изобразительного искусства, но и другими школьными предметами. Связь эта выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Из таких дисциплин, как физическая культура, музыка, окружающий мир, литературное чтение и пр. можно почерпнуть много сюжетов для тематических рисунков. Эти предметы дают фактический материал, который ученики могут использовать в создании художественных композиций. Лучшие работы с успехом можно применять потом как наглядные пособия на уроках по различным предметам. Например, литературное чтение дает возможность иллюстрировать басни, сказки, стихи, рассказы и т.д. Уроки физкультуры способствуют развитию отчётливых двигательных ощущений, а это очень помогает школьникам ярче и выразительнее передавать движение в своих рисунках. Дополняя различные движения, дети овладевают пространственными и временными понятиями об окружающей действительности. Чтобы правильно изобразить фигуру человека в движении, следует учитывать законы биомеханики. Нельзя, например, изобразить бегущего человека, у которого левая рука и левая нога одновременно выдвинуты вперёд, что представляет собой дискоординацию движения. И таких примеров можно привести много.

В области обучения тематического рисования в школе преследует следующие цели: создавать рисунки на заданную или выбранную тему, находить более выразительное решение сюжета, наблюдать окружающий мир, компоновать эскизы и использовать их при выполнении окончательного рисунка, делать наброски с натуры, добиваться выразительного цветового конструктивно-пропорционального решения рисунка с учётом явлений перспективы, учиться видеть прекрасное в жизни и передавать его в рисунках.

В числе воспитательных задач на уроках тематического рисования следующие: развитие зрительной памяти, пространственных представлений, образного мышления; воспитание художественного вкуса интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни; развитие творческих способностей; развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.

Исходя из этих целей и задач, а так же положений психологии и дидактических принципов педагогики, которые обязывают учитывать возрастные особенности учащихся, добиваться сознательного усвоения детьми учебного материала, выполнять требования наглядности, последовательности и систематичности обучения, программа устанавливает конкретные задачи и содержания тематического рисования в разных классах средней школы.

В первом классе главное внимание уделено иллюстрированию сказок. Здесь требуется передача смысловой взаимосвязи предметов и, для большой композиционной насыщенности, использование «загораживая» одних предметов другими. В первом классе уже требуется передача образных представлений о персонажах литературных произведений.

Во втором классе включено и рисование на темы окружающей действительности и иллюстрирование литературных произведений. Здесь от учащихся требуется: «передача сюжета, совершенствование умения передавать пространство, в том числе по средствам уменьшения величины удаленных предметов; выработка умения более точно передавать тон цвета прибавлением в краску воды…»

В третьем и четвёртом классах больше внимания и времени уделено рисованию на темы из окружающей действительности. В третьем классе требуется определять тему и сюжет рисунка, выразительно его компоновать, передавать характер изображаемых персонажей.
Кроме того школьники должны развивать умение изображать фигуру человека в действии, передавать пространство, учитывая многоплановость расположения предметов, а также зрительное уменьшение предметов по мере их удаления.

В четвёртом классе основной задачей является дальнейшее изучение окружающей жизни и природы с последующим выполнением рисунка на заданную тему. При иллюстрировании сказок детям следует выделять человека как действующие лицо, а педагог должен развивать эмоциональную сторону детской фантазии.

В пятом классе школьников можно уже заинтересовать целенаправленным наблюдением явлений действительности, у них развивается наблюдательность и зрительная память, вырабатывается активное отношение к выбору ракурса, уровня зрения, умение находить выразительное решение темы.

В шестом классе происходить дальнейшее развитие навыков наблюдения разнообразных явлений жизни, совершенствуется умение делать рисунки на заданную или самостоятельно придуманную тему. Учащиеся должны творчески подходить к рисованию на тему. Достичь этого им помогают знания, умения и навыки в изображении человека, природы и объектов окружающей действительности, которые они получают на других уроках изобразительного искусства. Главное здесь – знание пропорций и строения фигуры человека и животных, основ перспективы.

Темы сюжетных рисунков могут быть одинаковыми для детей начальной и средней школы. В то же время учебные задачи, поставленные пред учащимися, в разных классах будут различны. Отсюда и решение сюжета будет различное, в зависимости от уровня общего развития детей, от запаса накопленных ими знаний. Если с требованиями перспективы правильности цветового, тонового и светотеневого решений и т.д. учащиеся начальной школы знакомятся в элементарной форме, то ученики средних классов имеют больше знаний и от них требуется более углублённая проработка задачи по этим разделам. Каждый из этих разделов имеет большое конкретное содержание, которое необходимо раскрыть перед школьниками, обучить их применять эти знания в тематическом рисовании.

На уроках тематического рисования воспитание художественного вкуса, интересы и любви к изоискусству достигается, во-первых, обучением основам реалистического изображения окружающей действительности и основам композиции, во-вторых, путём связи тематики бесед об изобразительном искусстве с вопросами, касающимися выполнения сюжетных рисунков (разъяснением школьникам в этих беседах роли и значении композиционных решений в картинах художников, роли формы, цвета и т.п. для выразительности произведений), в-третьих, путём специальных бесед о художественном вкусе с использованием различного иллюстративного материала.

Для развития художественного вкуса детей большое значение может иметь самостоятельный анализ учениками своих работ. Такой «самоанализ» разовьёт критическое мышление. Сравнивая свои рисунки с работами одноклассников, учащиеся сами становятся способны уловить разницу в качестве делать правильные выводы.
Недостаточность знаний, умений и навыков некоторых учеников в основном зависит от неправильно организованного обучения и воспитания. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования и в частности тематического, можно улучшить качество их работ.

Косарева Е.А
Учитель изоискусства
Школы №581
Приморский район С-Пб
2012 год.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?