Марина, 25.09.2012 5611 1

Роль народной игрушки в воспитании детей с проблемами в развитии

rabota1961@inbox.ru

Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она – не случайное явление, а устойчиво развивавшаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего многообразия русских народных игрушек, я выбрала дымковскую глиняную игрушку, так как считаю, что она разносторонне воздействует на развитие чувств ребенка.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, этические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она – не случайное явление, а устойчиво развивавшаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего многообразия русских народных игрушек, я выбрала дымковскую глиняную игрушку, так как считаю, что она разносторонне воздействует на развитие чувств ребенка.

Не секрет, что у наших детей с интеллектуальным недоразвитием мир чувств беден. А чувство – это особая форма отношения человека к многообразным явлениям и сторонам действительности. Наблюдения показали, что комплекс различных, коррекционных психолого-педагогических приемов, построенных на основе единства игры, речи, лепки, рисования, используемых в воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития, значительно способствует социальной адаптации и психологическому развитию таких детей.

Рассматривая игрушки из села Дымково, дети испытывают чувство радости, удовольствия от удивительной простоты и наивности, которые сочетаются с яркими красками: красный, желтый, зеленый, синий. У детей поднимается настроение, перед ними раскрывается мир веселого праздника.

Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности воспитателя, я начала свою работу с того, что изучила материалы, касающиеся истории дымковского промысла. В этом мне помог альбом «Русская народная игрушка» Москва 1988 г., где подробно рассказано где и как лепили дымковскую игрушку. Так же уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с дымковской игрушкой.

Поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой.
  2. Приобщать детей к деятельности по изготовлению игрушек.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащать словарный запас.
  4. Формировать основы эстетического вкуса детей, способствовать, самостоятельно оценивать свои работы и работы товарищей.

Знакомя детей с дымковской игрушкой, я провела беседу у красочного панно, которое находится на первом этаже нашей школы. На занятиях использовала иллюстрации по дымке, но этого было явно недостаточно для того, чтобы вызвать у детей желание самим делать такую же игрушку. Для того чтобы произвести на детей сильное впечатление, нужны были настоящие дымковские игрушки. Я обратилась за помощью к сотрудникам нашей школы, которые помогли мне в решении этой проблемы. Надо было видеть глаза детей, когда они увидели индюков, барыню, коня, петушка. Яркие, веселые игрушки вызвали радостное изумление и восхищение. Дети долго их рассматривали, им хотелось не только подержать в руках, поиграть с ними, но и сделать таких же.

Чтобы познакомить детей в полном объеме с народным промыслом, вспомнив русскую пословицу, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вместе с родителями организовали экскурсию в этнографический музей, где особо обратили внимание на экспозицию «русские» и выставку народной игрушки.

Следующим этапом было освоение отдельных элементов дымковского орнамента. Дети воспринимали весь цветовой фон целиком, не расчленяя его на отдельные детали, поэтому роспись им показалась очень сложной. Я рассказала, что сложный узор состоит из простейших знакомых частей – точки, кольца, линии, волнистой, клетки. Показала, как нарисовать несложный узор, затем предложила детям сделать самим. Тем, у кого не получилось, предлагала посмотреть таблицы с различными вариантами узоров. А так же использовала «подвижную аппликацию», где путем наложения можно составить узор в любой цветовой гамме на платке – это квадрат, салфетке – круг, фартуке – треугольник, на силуэтах дымковских игрушек. Но больше всего детям понравилось составлять узоры на белой ткани из клюквы, брусники, горошин черного перца, сушек и зеленого горошка. Эти узоры замечательны тем, что они легко запоминаются, их можно попробовать.

Дети даже придумали названия узорам: клюквенный, сушечный, разноцветный. Постепенно они усвоили определенный ритм узора, элементы росписи. Сначала рисовали на геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике), затем перешли к росписи бумажных силуэтов дымковских игрушек. Узоры составлялись без наложения цвета на цвет. Затем начали осваивать лепку дымковских птиц. Способ лепки всех птиц один и тот же, разница только в деталях (длина шеи, форма хвоста, головы). Много приходилось работать индивидуально, объясняя и показывая насколько раз различные приемы лепки.
На занятиях и в бытовой деятельности использовала пословицы и поговорки. Они подчас заменяли прямые формы нравственного воздействия, и дети их хорошо понимали.

Например,
Доброе начало – половина дела.
Каков мастер – такова и работа.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
Где много слов, там мало дела.
Делу время, потехе час.

Через пословицы и поговорки у детей формируется положительное отношение к труду, стремление добиться хорошего результата.
Работа над дымковскими игрушками продолжается и усложняется.
Далее приступили к лепке и росписи четвероногих животных (коня, оленя). Для этой работы я сделала ярмарочную карусель, чтобы обыграть сделанные игрушки. Сам процесс лепки и росписи очень сложный и трудоемкий. Требующий терпения и выдержки. Ребята очень критично подходят к процессу лепки. Говоря об игрушке Паши П., Марина К. сказала: «ноги у коня получились разные, одна толще, другая тоньше, нужно исправить». Света Л. посмотрела на коня Алеши Б. и отметила, что грива и голова получились как у настоящего дымковского. после того, как работа вылеплена, исправлены ошибки. Игрушку обваливают в муке для того, чтобы она впитала жир, который находится в пластилине. Затем лишнюю муку осторожно удаляют мягкой кисточкой. Красят водоэмульсионной краской, после окраски игрушка становится белой и достаточно крепкой.

Рисование на объемной игрушке намного труднее, чем на листе бумаги, пришлось немало потрудиться, чтобы дети правильно оформили свои работы.

Хотя детские работы далеки от совершенства, им присущи все характерные признаки дымковской игрушки. Итогом нашей работы стала школьная выставка, где мы с гордостью продемонстрировали свое творчество. Знакомство с дымковской игрушкой помогло сформировать устойчивый интерес к лепке, рисованию. Работа по изготовлению игрушек способствовала совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она направлена на обогащение и развитие речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся в коррекционной школе.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Таня2933 • 13:05, 01.10.2012
интересно и поучительно