25.10.2012 1121 1

Изучение народного искусства как важный момент нравственного воспитания учащихся


Интерес к народному искусству в целом и декоративно - прикладному в частности возник не случайно. На фоне общего обесценивания нравственных, моральных ценностей, замена их яркой, комуфляжной заграницей, китайским ширпотребом требуют от нас наконец – то повернуться лицом к национальной культуре. А гордиться здесь есть чем! Развитие, возрождение ремесел не только в глухой провинции, но и в районных городках, областном центре идет наперекор и вопреки законам технократического мира.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Мы, педагоги, работающие в школе, должны рассматривать народное искусство прежде всего как культуру духовных ценностей и работать в тесной связи со многими преподавателями – предметниками в этой области – здесь и история, и литература, музыка, театральное искусство будут неотъемлемой частью общего дела – воспитание нравственно красивого человека. Задача эта не из легких.

Не всегда просто найти верный ответ на вопрос: ради чего человек создавал вокруг себя красоту, вкладывая её в обычные необходимые вещи – нужно было это только для продажи, выживания или это внутренняя потребность делать мир добрее, красивее, принося своим близким радость, даря вокруг эту радость и свет. Из исторических источников казалось бы всё ясно – выживать нужно было прежде всего и чем лучше и интереснее у человека изделие – будь то прялка, туесок, необычно выполненные игрушки, тем больше у него возможности её сбыть, продать, тем лучше можно обустроить свою жизнь. Но в этом случае речь идет о труде ремесленника.

Настоящий же мастер всегда в поиске, он уже не может думать только о выгоде своего дела, мастерство его неспокойно, оно постоянно и напряженно заставляет работать его ум, чувства, душу, созидая еще большую красоту. В таком понимании мы имеем перед собой вдохновленного творца – созидателя. Очень точно об этом написал в своём рассказе «Птицы на ветках» Анатолий Рогов, описывая труд резчика по дереву:

«Гладить свежеоструганные доски Вася очень любил, они на ощупь бархатистые, и тепло у каждой своё, и если легонько руку вести, то кажется, что это не ты, а она тебя гладит – нежно, нежно, будто разговаривает с тобой: «Не бойся, мол, я податливая». Вася прижмет рукой – успокаивает. Ему тогда всё на земле, даже камни и песок казались живыми. Утопишь резак в дерево – а оно вроде само его тянет, ведет, линию подсказывает… И какая бы ни была доска, с узором в такое дивное диво превратится, что дух захватывает. Ощущение появлялось такое, будто уже и не режешь, а куда – то уходишь, вроде в сказку. И нет уже никаких усилий, нажимов, никаких стружек, нет и хруста дерева. А есть только ворожба. Иной раз и не верилось, что сам всё вырезал».

Опыт мастеров сродни опыту ребенка в прикладном творчестве. У тех и у других присутствует свобода творчества, полет фантазии, увлеченность. А то, что детям не всегда хватает умения – это дело времени, так как увлеченному человеку все дается легко.

Настоящих мастеров немного и далеко не из всех детей можно сделать больших профессионалов в области народного творчества, в этом нет и необходимости. Но незаменимый опыт общения с настоящими творцами прекрасного нельзя недооценивать. В школе на уроках важно не только приобщить ребенка к искусству, а и разбудить его чувства, разблокировать двери души, заставить сопереживать, научить уважать труд других, удивляться творением рук больших мастеров. Ведь созерцать – уже включиться в сотворчество, заинтересоваться – это начать действовать.

Работы настоящих мастеров я всегда стараюсь приобретать сама и показывать детям на уроках. Это и работы по инкрустации соломкой местного мастера, Заслуженного работника культуры Алексея Георгиевича Кырчанова и его учеников, изумительные коклюшные кружева Людмилы Павловны Ковязиной, резчиков по дереву, мастеров по плетению из лозы и многих других. После этих знакомств некоторые умельцы приобретают учеников из среды школьников. В настоящее время до нескольких десятков ребят из 5-8 классов обучаются ремеслу на индивидуальных занятиях у резчиков по дереву, художников –живописцев, инкрустаторов. Как знать – может через несколько лет это увлечение выльется в профессию и станет основным занятием в жизни сегодняшних подмастерий? При общении с мастерами на таких занятиях удивляешься их терпению, усидчивости, постоянному поиску новых форм, сюжетов, новых материалов для работы, стремлению к вершинам мастерства. А как они умеют радоваться за своих воспитанников! Оставаясь в жизни как правило скромными и незаметными, они счастливы тем, что не умирает их ремесло, находит место в современном мире, принося людям радость и красоту.

Добиться старания и приохотить ребят к декоративному творчеству можно. На своих уроках с помощью местных умельцев-токарей мы работаем по росписи на точеных изделиях- матрёшках, стаканчиках, блюдцах, пасхальных яйцах разделочных досках. Это повышает интерес к работе, появляется желание выполнить ее хорошо, многие изделия становятся подарками, сувенирами, участвуют в выставках, ярмарках,олимпиадах по защите проектов.

Приобщая детей к народному искусству, важно показать, что это опыт, накопленный десятками и сотнями лет. Рукотворную красоту никогда не заменит даже дорогая штампованная вещь, поэтому она и ценится так высоко.

Сохраняя и развивая народные ремесла, общаясь с народными мастерами – умельцами, мы обогащаем себя и преобразуем, строим свою жизнь по законам гармонии и красоты, воспитываем в наших детях любовь к своему народу, земле, уважение к чужому и своему труду.

Рейсма Людмила Григорьевна,
учитель технологии и изобразительного искусства
МКОУ СОШ №2 г. Орлова Кировская область



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Fornoreason • 06:38, 20.03.2013
согасна полностью с идеей статьи!