К вопросу о современных подходах в мотивации учащихся на уроках географии


Статья представляет собой анализ современных проблем, с которыми сталкивается учитель географии при мотивации учащихся на своих уроках. Делаются акценты на коллективных особенностях обучаемого контингента. Подчёркивается необходимость трансформации устаревших подходов в силу быстрого развития ИКТ, геоинформационных систем и систем глобального позиционирования. Предлагаются авторские методические рекомендации по решению выявленных проблем.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Сегодня географическое образование, как в России, так и в других странах постсоветского пространства требует учёта специфики коллективных особенностей обучаемого контингента. В частности речь идёт о мобильности, оперативности и высокой адаптации к жизни в информационно-коммуникативном пространстве учащихся современной школы.В контексте заявленной тематики автор предлагает выделить три проблемных аспекта, приобретающих с каждым днём всё большую актуальность.

Во-первых, развитие цифровых технологий накладывает свой отпечаток преимущественно на стиль мышления подрастающего поколения. Многие школьники постоянно проводят свой досуг в условиях компьютерных игр, характеризующихся не только трёхмерным изображением, но и использованием в большинстве случаев карт, планов и других форм отражения географического пространства. Это способствует развитию пространственного мышления, тренирует географическую память, заставляет решать географические (топографические) задачи. Наиболее распространённой разновидностью такого рода игрушек могут вполне выступать различные военные стратегии и миссии: Minecraft, LinegaII, WorldofThank, Stalkeron-line, ShogunII, Worldofdattles и другие., каждая из которых заставляет школьников прикладывать огромное множество усилий для изучения пространственно-временных закономерностей, а значит развивает знания и умения в области ориентирования. Конечно, это ориентирование является виртуальным, однако использование 3-D изображения делает игры мало чем отличающимися от реальности.

Большая часть упомянутых автором детских компьютерных развлечений практически всегда снабжается использованием электронного компаса (расположенного, как правило, в одном из углов монитора), которым всегда пользуется геймер в ходе выполнения тех или иных игровых задач. Таким образом многие учащиеся 6-ого класса не только прекрасно владеют компасом, но и вполне могут ориентироваться по географическим координатам, ещё до того как учитель раскроет сущность соответствующей темы в программном материале.

Ещё одним важным аспектом родственного характера является развитие геоинформационных систем и систем глобального позиционирования. Спутниковые технологии, позволившие создать навигаторы для индивидуального пользования, которым оснащены автомобили, планшеты и даже обычные наручные часы, должны заставлять задуматься авторов новых программ и учебников по географии, а также учителей-географов. Если раньше урок, где ребят учили определять стороны горизонта по Солнцу или, к примеру, по старому пню, был сам по себе весьма актуальным, интересным, жизненно-необходимым и не требовал от педагога дополнительных шагов по мотивации обучаемого контингента, то в условиях наличия у половины класса Смартфонов и Айфонов последнего образца, снабжённых навигаторами, часть которых ещё и с трёхмерным изображением, только озвучивание соответствующей темы может вызвать иронию со стороны подопечных в адрес наставника. Для школьников такие тенденции, безусловно, носят прогрессивный характер, однако высоко поднимают планку для самих педагогов, которым становится всё сложнее и сложнее заинтересовать учащихся банальными темами. Это требует от большинства учителей, воспитанных в иных условиях и при иных подходах активно использовать ИКТ и хоть частично заимствовать из ученической среды ту информацию, которая при условии её дидактической обработки, могла бы стать элементом образовательного процесса и сделать тем самым последний более интересным, в отличии от простого изучения параграфа, содержащего методические разработки ультраконсервативного характера.

Во-вторых, постиндустриальное (информационное) общество, в котором живут сегодня ученики, способствует чрезвычайно быстрому обмену и распространению информации о мире, а,следовательно,и о географическом пространстве. Динамика макроэкономических, политических, культурных, технологических изменений настолько велика, что зачастую ребята владеют более свежей и/или достоверной информацией, нежели их педагоги. Постиндустриальная эпоха приводит к деградации методических подходов былых времён. Современная жизнь формирует в сознании школьников множество новых фактов и ценностей, о которых не умолкают СМИ и Интернет. Нынешнему ученику средней школы больше интересно услышать что-то свежее о компании Apple, выяснить географию рынка этой транснациональной корпорации, узнать, где находится их головной офис, нежели услышать из уст лектора тривиальную и всем известную информацию о том, как выглядит флаг США, какая валюта ходит в этой стране или что Соединённые штаты Америки делятся не на области, а на штаты.

Третий аспект, которым характеризуется современный контингент учащихся, является репрезентативным, так как имеет своё проявление преимущественно в элитных школах очень крупных российских городов. Ребята в таких школах, как правило, являются выходцами из социально благополучных и материально обеспеченных семей. Для них туристическая поездка летом в какую-нибудь экзотическую страну является программой-минимум. Некоторые из ребят за год, только с родителями могут побывать в нескольких странах. Добавим к этому туристические туры, которые организует школа. Частые поездки по российским городам, финансируемые из бюджета образовательного учреждения вообще являются сами собой разумеющимися. Можно себе только представить кругозор ученика элитной школы, который формируется у него к 8-9 классу. Такие тенденции, конечно же, носят для ребят исключительно положительный характер, однако вызывают немало трудностей у их географических наставников. Не случайно принято считать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Учителю иногда приходится повествовать о том, чего он сам не видел, но о чём когда-то слышал от преподавателей ВУЗа много лет назад, или читал в журнале «Вокруг Света». Для учителя достаточно сложным может оказаться урок, на котором ему придётся рассказывать о Дубае классу, добрая треть которого знает об этом городе как минимум в два-три раза больше чем их наставник только по тому, что бывали там, а некоторые и не раз.

Таким образом, перечисленные выше тенденции требуют от современного учителя географии не просто уделять большое количество времени повышению своей методической грамотности и расширению своего собственного багажа знаний, но и просто идти в ногу со временем. Важно не только адаптироваться к геоинформационному миру, но и ассимилировать из среды учащихся те элементы, которые вызывают у них самих интерес. Нужно знать, чем сегодня интересуются школьники той или иной возрастной категории, какие фильмы они смотрят, в какие игры играют. Именно на использовании актуальной информации должна строиться концепция мотивационных стимулов современного педагога. При подготовке к урокам следует как можно чаще использовать Интернет. На самих уроках было бы правильно чаще ссылаться на интернет-адреса с которых учитель брал те или иные факты. Следует понимать, что материальные носители информации с каждым годом будут терять свои позиции и уступать электронным. Именно поэтому следует постепенно уходить от домашних заданий, в которых нужно поработать с каким-то журналом или с какой-то книгой из школьной библиотеки. Задания из категории «Найти сайт…», «Выписать из Википедии…», «Прописать в Яндексе…» или «Посмотреть со спутника…», будут с большим энтузиазмом восприняты ребятами, нежели задания в роде «Пойти в библиотеку и …».

Учителям географии требуется уделять внимание самообразованию в части использования геоинформационных систем и освоения специфики работы приборов глобальной навигации (GPS, ГЛОНАСС и др.). Гораздо более практичным и интересным автору видится урок, на котором учитель мог бы рассказать ребятам об алгоритме работы прибора GPS, о том, что важно знать при его использовании, в каких случаях и при каких обстоятельствах навигатор может не работать, как устранить эту проблему и т.п. Понятно, что это требует не только кардинальной смены поурочного планирования, но и соответствующих разделов программы, а это уже проблема гораздо более высокого уровня.

Добиться знания географической карты является, одной из основных целей любого учителя географии. Времена, где для простоты изучения той же политической карты мира было достаточно разделить её на капиталистический и социалистический лагерь, давно прошли. Для выработки новых мотивационных стержней учитель должен постоянно следить за сферами интересов его подопечных. К примеру, улавливать темы их разговоров в классе на переменах или в автобусах при поездке на экскурсию. Такие наблюдения позволят узнать, кто сегодня является для учащихся моральным авторитетом, что на данный момент для них актуально и интересно, а что нет. Примером может послужить идентификация стран посредством привязки к ним известных брендов крупных транснациональных корпораций и популярных людей в мире высокотехнологичного бизнеса. Для мальчиков это могут быть популярные футбольные команды или их фавориты, для девочек это конкурсантки «Мисс мира» или компании занимающиеся производством парфюмерии и косметики. Географическое расположение Сирии ученик запомнит быстрее и лучше, если сказать ему о том, что изобретатель Айфона Стив Джобс был по крови выходцем из этой страны.

Географизируя рынки сбыта Орифлейм или Эйвон старшеклассниц проще будет заинтересовать изучением очень большого числа стран современного мира. Процесс изучения политической карты Европы и Южной Америки может стать для сильной половины класса в несколько раз интереснее, если каждую страну ассоциировать с именитым футбольным клубом или футболистом.

Перечислить все методические приёмы и хитрости, которые потенциально может применить любой учитель невозможно. Кроме того их формат и содержание не должны оставаться делом творчества и было бы не правильно их регламентировать. Главное понимать, что педагог не может кого-либо чему-то учить, если в это же время не учится сам. Для того чтобы быть современным учителем нужно не бояться того, чего многие опасаются – учиться у своих подопечных, понимать их, думать как они, интересоваться тем, чем они. Только тогда можно рассчитывать на результативность и успех, только тогда твои уроки будут актуальны, востребованы, конкурентоспособны и самое главное креативны.

Учитель географии АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» П.П.Федоров


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 LaVida • 03:07, 05.11.2012
Актуально!
Огромное спасибо за интереснейшую статью.