Театрально-игровая деятельность на хоровых занятиях с детьми младшего школьного возраста в рамках работы ОДОД

sisididi@mail.ru

Хоровое пение, как известно, один из самых доступных видов музыкально-исполнительской деятельности детей. Сегодня почти в каждой школе есть детский хор. В тоже время в каждом районе нашего города существуют и музыкальные школы, и хоровые студии, где занимаются дети с выраженными музыкальными способностями, и обучение ведётся на высоком профессиональном уровне. В сравнении с ними в обычном школьном хоре основополагающим принципом выступает общедоступность и отсутствие каких-либо предварительных тестирований.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Таким образом, образовательный процесс в хоровой студии должен быть ориентирован в первую очередь на развитие личности учащегося.
Следовательно, как приоритетные, перед педагогом школьного хора выделяются следующие задачи:

  •  сформировать высокую мотивацию к занятиям у детей вне зависимости от уровня способностей;
  •  организовать развивающую среду, актуальную для детей разного уровня музыкальных способностей и социальной компетентности;
  •  создать условия для преодоления ребенком психологических барьеров «я не могу», «я не умею»;

Использование форм и методов театрально-игровой деятельности на занятиях в хоровой студии позволяет педагогу создать эффективные условия для развития личности учащихся.

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Театрально-игровая деятельность – универсальный способ развития человека, который позволяет интегрировать интеллектуальную, эмоциональную, телесную и духовную сферы в структуре личности, обеспечивая тем самым ее комплексное развитие.

Театрально-игровая деятельность способствует развитию навыков общения и коммуникативных способностей. Массовое раннее увлечение компьютером приучает детскую психику к алгоритмизации мышления, ограничивает развитие творческого начала и общение. В театрально-игровой деятельности ребёнок из пассивного потребителя информации превращается в активного участника происходящего. Живое общение участников игрового действа учит главному – жить среди людей (уметь договариваться, находить общее), формирует в сознании участников необходимость соблюдения принятых норм.

При интеграции театральных методов в образовательный процесс сохраняются основные характерные черты игры:

  •  Игра – это свободная деятельность, которой присущи импровизация и активность, но в рамках правил. Для игры обязательны структура и правила. Свобода не может быть безграничной, она всегда связана с ответственностью. Правила не закрепощают игру, они предоставляют способы достижения цели. Соблюдение правил – условие обязательное, игрообразующее.
  •  Удовлетворение потребности в удовольствии, праздничность, эмоциональная приподнятость.
  •  Неутилитарное значение игры, бесполезность, отрыв от сугубо материального, т.е. понимание игры как самостоятельной ценности.

Игра может быть признана игрой, если существует равенство всех участников, поэтому педагог вступает в игру наравне с детьми как участник, он «в», а не «над» игрой. Взаимодействия в театрально-игровой деятельности происходят на уровне СОдействия, СОтворчества в результате которых создаётся новый продукт (не только материальный, это может быть идея, мысль, образ).

Педагог должен сам уметь играть, быстро менять ролевую позицию, передавать полномочия, должен быть заинтересован, мобилен, действовать импровизированно и гибко. Педагогическая театральность – это, прежде всего, мобильность и гибкость.

Несмотря на то, что установкой современного воспитания и образования стала ориентация на творчество, по прежнему часто происходит скорее формальное насыщение знаниями, нежели развитие творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления проявляет себя в виде общей незаинтересованности, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обеднённости, в отсутствии навыка общения. Реалии таковы, что большинство детей имеют дефекты развития артикуляционного аппарата (трудность произношения согласных букв, зажатость или вялость аппарата). Другой проблемой является зажатость детей в эмоциональном отношении, т.е. даже разговорная речь невыразительна и малоэмоциональна.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это интеграция театральных методов в образовательный процесс.
Привлечение театрализации обучения оправдано и психологическими особенностями данного возраста. Именно форма игры создаёт на занятиях атмосферу непринуждённости и эмоциональной отзывчивости. Ребёнок, поставленный перед необходимостью создания определённого образа (через определённую музыкальную и речевую интонацию, характерные движения, костюм, мимику), активизирует свой ум, привыкает к самостоятельному художественному высказыванию, приобретает веру в собственные творческие силы. Эта установка переносится на другие области мышления и деятельности.

«Ребёнок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни; игра становится для него подготовкой к жизни потому, что люди организуют её так, чтобы она была таковой. Возможность так её организовать обусловлена тем, что в игру, …, естественно, закономерно входит прежде всего новое, нарождающееся и ещё не ставшее привычным, - развивающееся».

Самым ярким воплощением художественной деятельности участников младшего хора может стать постановка музыкальных спектаклей силами обучающихся. В процессе подготовки музыкального спектакля дети обсуждают замысел пьесы, варианты красочного оформления, исполняют музыку, танцуют, декламируют, «проигрывают» все роли, «примеряют» на себя характеры всех персонажей, создают иллюстрации, афиши, сочиняют рассказы, что, безусловно, развивает их многостороннюю творческую активность.

Внедрение в репертуар хорового коллектива музыкально-театральных произведений позволяет привлечь в коллектив больше детей, расширить круг их интересов и увлечений, даёт возможность каждому участнику коллектива проявить свои способности и творческую инициативу.
Необходимо отметить, что привлечение театральных методов в образовательный процесс не предполагает развитие театральной одарённости ребёнка, а, прежде всего, способствует развитию креативных способностей. «Процесс обучения предполагает воспитание творческого типа человека: раскрытие возможностей, выращивание задатков, активизацию имеющегося творческого потенциала, а не театральных способностей».

Интеграция театрально-игровых методов обучения не ограничивается репертуарными изменениями. Театрально-игровая деятельность может осуществляться на всех этапах работы хорового коллектива.
Первый и очень важный этап в жизни хорового коллектива – этап знакомства. Педагог помогает детям познакомиться друг с другом, вступить в контакт, учит представлять себя, осознавать себя в группе и, в конечном итоге, способствовать формированию социальной компетентности детей. Формирование и становление межличностных отношений у членов хорового коллектива является очень важным моментом его существования. Известный американский дирижер Роберт Шоу сказал: «Если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен!»

Следовательно, педагог обязан заранее продумывать и организовывать данный этап работы.
Вот всего несколько игровых ситуаций, которые могут пригодиться на этом этапе:
- Игра-знакомство «Хоровик».
Дети становятся в круг, передают друг другу игрушку-символ и поют:
Я весёлый Хоровик, унывать я не привык,
Я смеюсь и хохочу, познакомиться хочу.

Когда песенка заканчивается, тот ребёнок, в чьих руках оказалась игрушка, знакомится с Хоровиком: «Здравствуй, Хоровик, меня зовут…». Педагог может отвечать за Хоровика: «Здравствуй, …, как хорошо, что мы с тобой познакомились». Если ребёнок отказывается назвать своё имя, Хоровик не настаивает: «Я с тобой в другой раз познакомлюсь» или «Я тебя и так знаю». Игра помогает застенчивым детям освоиться в группе. Управляя игрушечным Хоровиком, они становятся смелее.

- Игра-знакомство «Представление себя».
Встать в круг. Каждый, стоящий в круге, должен представиться, назвав своё имя, делая шаг вперёд и производя любой жест. Остальные участники сразу же повторяют это имя и произведённый жест, делая шаг вперёд, а потом возвращаясь на место. И так продолжается, пока все не представятся.

Данную игру можно использовать также во время работы над образом. Представлять можно не себя, а персонаж, при этом в жесте передавать характерные черты.

После этой игры можно провести игру «Вспомни имя».
- Игра-знакомство «Вспомни имя».
Работа в кругу. После игры «Представление себя» дети по очереди произносят имена и повторяют жесты всех, кого запомнили.
Различные формы и приёмы театрально-игровой деятельности можно использовать на следующем этапе работы с хором - распевка.
На всех этапах распевки (дыхательная гимнастика, миогимнастика, голосовая гимнастика, вокальные упражнения) стоит избегать специальной терминологии, непонятной детям. Целесообразнее использовать различные ассоциации и погружение в игровое пространство (оказаться в волшебном лесу, понюхать цветочек, задуть свечи на торте, зевать как лев, выдох «дракончик» и т.д.).

При работе с детьми применение вокальных упражнений так же имеет ряд особенностей. Для детской психики характерна конкретность и образность мышления. Поэтому в качестве вокальных упражнений целесообразнее применять фрагменты из различных вокальных произведений, народных и детских песен.

Очень важно, чтобы каждое вокальное упражнение несло определённый музыкально-художественный образ, чтобы упражнение вызывало у ребёнка определённый эмоциональный отклик.
Например, выстраивание унисона можно проводить в форме игры "Отпускаем из клетки птиц". Птица "У", птица "О", птица "А" и так далее. Открываем клетку так, чтобы птицы не испугались, чтобы им было удобно вылетать. Птицы летят далеко и свободно.

Как упражнения – попевки можно использовать обычные вокальные упражнения, если к ним придумать словесный текст.
При работе над репертуаром, помимо обычных методов работы (повторение, вычленение и сопоставление) можно широко применять приёмы театрально-игровой деятельности.

- Игра «Создай памятник».
Группа делится на подгруппы по 5 человек. Задание: создать памятник персонажу, песне и т.д. На задание отводится 2-3 минуты, затем следует представление памятников и обсуждение. Памятник может «оживать»: изображение характерных черт персонажа средствами пантомимы.

Поиск двигательных характеристик
Работа осуществляется в группах по 5 – 6 человек.
Задание: придумать пантомиму.

  •  обсуждение, распределение ролей в группах;
  •  пробная реализация под музыку;
  •  показ пантомимы каждой группой.

Например, при наличии 3-х групп: 1-я группа показывает пантомиму, остальные две группы поют; затем 2-я группа показывает пантомиму, остальные две группы поют и т.д.

Приём «Цепочка»
Излагая какой-либо материал (стихотворение, песня, ритмический рисунок, скороговорка и т.д.) дети выстраивают непрерывную цепочку (друг за другом), находясь в едином темпоритме. Задача: не разорвать цепочку.

С помощью этого приёма можно разучивать новый материал, закреплять пройденное, проводить контрольные опросы и т.д.
Использование театральных методов предполагает введение на всех этапах хоровых занятий таких видов деятельности как: сценическая речь и движение.
Целенаправленное и продуманное использование на хоровых занятиях приёмов театрально-игровой деятельности позволяет продуктивно решать целый ряд проблем:

  •  Высокая мотивация и включённость в активный процесс детского коллектива на всех этапах хоровой деятельности.
  •  Развитие эмоционально-волевой сферы (самодисциплина, ответственность) учащихся.
  •  Развитие психофизических аппарата и качеств.
  •  Значительное преобладание активных форм работы.
  •  Положительная эмоциональная обстановка на занятиях, дети чувствуют себя более раскрепощённо и непосредственно.
  •  Ребёнок не боится проигрывать. Каждый получает возможность познать себя (самоидентификация), свои особенности.

Внедрение театральных методик позволит педагогу продолжать свой профессиональный путь, с каждым мгновением меняясь, заставляя удивляться всех и удивлять себя, учиться радоваться самому и учить этому своих воспитанников.

Капитанова Елена Геннадьевна
педагог дополнительного образования
ОДОД ГБОУ гимназии №405 г. Санкт-Петербург


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: