Хворова Галина, 23.11.2012 4679 1

Актуализация познавательной и мыслительной деятельности учащихся начальной школы на уроках

kuznechik-gal@ya.ru

Использование элементов занимательности на уроках в начальной школе вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к самому предмету. Занимательные задания целесообразны при первичном закреплении, при проверке домашнего задания, при подготовке к зачетам, во время различных пауз на уроке, а также во внеурочной работе с учащимися.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Все чаще говорят о том, что задача школы не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у него умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, пересмотреть содержание и построение учебного процесса.

Педагогических новаций много, но теория коллективного способа обучения имеет наибольшее число сторонников. Именно КСО – есть осуществление учебного процесса через все четыре организационных формы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. При этом ведущей является коллективная организационная форма.

На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше учение приносит пользы, тем больше он получает от них, тем интереснее развивается сам. Иными словами, эти формы и методы позволяют построить так учебный процесс, чтобы ученик смог передать полученные знания другому и учится от другого тому, что знает его товарищ. При этом ученик имеет возможность каждую новую тему передать столько раз, сколько необходимо для глубокого и прочного усвоения изученного материала, доводя свои знания и умения до определенного совершенства.

Проводя коллективные занятия по русскому языку, математике, чтению и природоведению, с радостью наблюдаю, как дети учатся общаться, самостоятельно работать, принимать решения, помогать друг другу.
Рассмотрим один пример коллективной формы работы на учебном занятии.

Считаю, что на уроке необходимо умело организовать общение учащихся, их работу в парах сменного состава. Вариант работы назовем «Ручеек». В ручейке идет работа ребят одного ряда, где работают 10 учащихся.Для этого урока использую карточки, содержание которых отличаются друг от друга. На уроке использую ЭОР.

На уроке русского языка проводила работу в парах, работая над диктантом. Каждому давался отличный от других текст. Все работали в парах, один читал, другой писал. Потом наоборот. Затем взаимная проверка без карточек и по карточкам. Новому товарищу диктуется тот текст, который диктующий сам писал перед этим. Затем дети переходят на новые места (вторая позиция),образуется новая пара и проводится аналогичная работа.

По моим наблюдениям дети работают увлеченно, с интересом. Над каждым диктантом ученик работал дважды. Да, процесс коллективного обучения - это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке. Уверена, что именно коллективные формы обучения делают урок более интересным и живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебе, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать усвоение знаний, умений и навыков у ребят всего класса при минимальной затрате времени. Дети при такой форме учатся быть терпимее друг к другу,к неудачам товарища, чаще приходят на помощь друг другу, вообще говоря, учатся общаться.

Освоение коллективной формой обучения я начала еще с первого класса. Сначала дети работали парами, а уже со второго класса группами по 4,6,8 человек. На уроках математики после устного счета-разминки дети решают самостоятельно задачи. Причем на начало даю 4 варианта или 6.Сидящие за одной партой должны решить каждый свою задачу, затем задачу соседа, сверить решения и результаты, при необходимости помочь друг другу. Потом меняются местами с любым из товарищей, у которых другая задача. Решивший все 6 задач имеет право на дополнительную карточку. На таких уроках детям можно и нужно дать то, что на обычных не разрешается: двигаться, говорить, подсказывать, слушать подсказки. Они учат помогать и обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе. Это поддерживает интерес к уроку, вызывает желание учиться.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАРТОЧКА
547*309-столбиком
  1. Реши сам по образцу
  2. Объясни товарищу в его тетради
  3. Пусть товарищ объяснит тебе.
Проблема воспитания самостоятельности актуальна на каждом этапе развития ребенка, но особое значение она имеет в младшем школьном возрасте, когда ребенок впервые начинает проявлять самостоятельность, когда закладывается фундамент этого необходимого качества личности.

Чтобы труд ребят был не так утомителен, стараюсь разнообразить приемы работы в парах и группах. А «нестандартные» формы ведения уроков помогают мне соединить эти два приема обучения. Выбор «нестандартных» уроков еще в 1983 году был не случайным. Во-первых , это было совершенно новое, еще мало кому известное направление. Учителя со стажем смотрели на это с опаской .А как же дисциплина? Не приведет ли этот метод, этот выбор к тому, что в классе воцарит хаос.
Нет, я даже не скажу, что мне было трудно сразу перестроиться. Это были мои первые шестилетки. Сразу, с первого дня знакомства, я поняла, что дети пойдут со мной через мир сказки, вместе с симпатичными героями к серьезным школьным проблемам, к познанию нового и еще неизведанного. И не будет им трудно постигать азы школьного обучения, потому что они будут делать все это, приходя на помощь своим любимым героям. Вот тогда и начали «рождаться» уроки-сказки,уроки-мультики,уроки-путешествия.Сейчас,современный урок, оснащен еще и средствами ЭОР, что позволяет облегчить и подготовку учителя к уроку, и ребятам усвоить программный материал.

В первый день сентября- День Знаний. И чтобы он стал для малышей торжественным, необычным , и незабываемым, придумала для ребят-первоклассников и их родителей урок-сказку, небольшое театрализованное представление. На интерактивной доске появлялся то Буратино, то его друзья, не обошлось и без Карабаса Барабаса. Услышав просьбу о помощи:
Сидит Буратино, грустит Буратино
И ключик не может поднять.
Ребята, ему помогите
и ключик со дна поднимите!
ребята тут же принимались помогать поднять со дна болота ключик, а он тяжелый, к нему много заданий прикреплено.Родители принимали активное участие и помогали своим детям выйти из затруднительного положения.

ТСО делают занятия более живым и интересным. Интерактивная доска, мультимедиа, компьютер-все шло в ход. Игра для детей начальной школы является смыслом жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Именно в игре дети способны осознанно понять серьезные вещи..Играя, они учатся читать, , считать, логически мыслить, учатся правилам хорошего тона, культуре поведения, а все это в конечном результате- труд.

Не секрет, что уроки русского языка многие дети считают скучными. Для активизации, повышения эффективности урока, для развития интереса к уроку я использую различные занимательные упражнения, ребусы, загадки, кроссворды. И тут на помощь пришел компьютер. Я составила урок-КВН ,используя этнокультурный компонент. Урок ,из которого дети почерпнули не только знания по грамматике, а еще и знания о своем родном городе.

Каждый учитель думает о том, как сохранить интерес к математике. С этой целью я, начиная уже с первого класса, дополняю содержание изучаемого материала элементами опережения. Так в первом классе элементы алгебры, геометрический материал, логические задачи. Надо отдать должное программе, по которой работают все учителя нашей школы «Школа 2100». Математика под редакцией Л. Петерсон включает в себя все эти элементы.

Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизма умственного развития младшего школьника следует, что не нужно бояться преподнести ученикам что-то более сложное, взятое из будущего материала. Только то обучение является хорошим,которое забегает вперед развитию. Оно придает урокам развивающий характер и вызывает активную умственную деятельность учащихся.

Еще в первом классе дети проявляют интерес к числам «большим». Повторение нумерации в пределах ста позволило ознакомить детей и с нумерацией в пределах тысячи. Материал по теме «Тысяча» не вызвали затруднений, так как он легко соотносился с повторением нумерации, сложения и вычитания двузначных чисел уже в начале второго класса.
Знакомство с многообразием многоугольников позволило затронуть тему «свойства прямоугольника»,которая изучается в 3 классе. Такое знакомство произошло у моих детей на нетрадиционном уроке математики. Урок-сказка «Дом, Гном и Ученый мотылек». Опять-таки на этом уроке присутствовал метод работы по группам. После такого урока, мои второклашки сами мне предложили посочинять математические сказки. И все это в результате вылилось в работу над проектом «Сказка в задачах». Вот уже второй год мы плодотворно трудимся над этим проектом и не без успеха. Многие свои проекты дети могли представить прямо на уроках математики, а некоторые мы представили на суд наших родителей. Все это привело меня на мысль, что труд ребят не должен оставаться на полках, поэтому ,создав свой собственный сайт, я разместила детские работы там. Пришло много отзывов от учителей и Украины, и Белоруссии, и Казахстана.

Чтение –важнейший источник знаний. Книга дает объяснение тому, что вызывает удивление, интерес; воспитывает в детях внимательных читателей, способных правильно разбираться эстетической и художественной стороне произведения..Все дети любят читать и слушать чтение, но и уроки чтения не являются для многих школьников любимым предметом. Я убедилась, что если учебный материал не удивляет, не восхищает ни ученика, ни учителя ,если он не дает возможности читателю обогатиться опытом, который кроме как из книг почерпнуть очень трудно, или вообще не возможно, урок обречен на неудачу. И здесь мне на помощь приходят нетрадиционные уроки. Примером такого подхода был бинарный урок по литературному чтению и музыке. Тема урока была «Русская народная песня. Колыбельная песня. Зазывалки. Заклички. Считалки» На таком уроке, помню, присутствовал профессор Гончаров. Он дал моему уроку высокую оценку.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что все люди любят чудеса. Если вы любите шутить, смеяться, не разучились удивляться и радоваться, то, значит, не все потеряно в жизни. Об этом как раз гласит мудрость: "Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше" Э.Золя.

Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников ,развития их самостоятельности является дидактическая игра. Таким примером может послужить урок-игра «Устами младенца». Трудно представить теперь современный урок без использования электронно-образовательных ресурсов. И на этом уроке широко их использовала. У нас ,следуя правилам этой игры, были загадалки, сочинялки и игра «веришь- не веришь».

Общий итог таков: сейчас учителю дано право отбирать учебный материал к урокам чтения самому, есть возможность дополнить или изменить материал. Видимо,этим правом надо разумно пользоваться. Следует всегда помнить, что…» целью обучения чтению является такой процесс взаимодействия читателя с книгой/миром книг/,в результате которого у читателя и формируется читательская самостоятельность, тоесть, личностное свойство, определяющее интерес, тягу ребенка-читателя к книге без понуждения к чтению извне…» / Светловская Н.Н./ »Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности»

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 qwer6009 • 16:50, 17.12.2012
По моему мнению, для детей начальной школы необходимо использовать мероприятия, где участвуют все дети, пусть даже по группам. Так как это помогает им лучше общаться и знакомиться с новыми людьми, и в дальнейшем не возникает каких либо комплексов, например что человек не может просто знакомиться с людьми. Брать детям что то из будущего материала, хорошо развивает детей. Узнавая что то новое, дети приходят домой делятся этим с родителями и лучше запоминают, усваивают этот материал, тем более что родители могут ещё раз объяснить, если ребёнок что то не понял. Так же дети очень хорошо запоминают материал, если он дан в виде допустим сказки. Во первых-детям это интересно, во вторых- запоминание идёт лучше. Из игр, дети лучше усваивают материал предложенный учителем.