Создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках английского языка

savinova@hotmail.ru

Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Английское слово multimedia в переводе означает «много способов»… Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Школа сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успешному вступлению в жизнь. За урок надо не просто дать материал, его нужно успеть закрепить и научить учащихся применять полученные знания. При этом урок не должен быть рутинным, «тяжёлым» и скучным, чтобы не исчезло у детей желание приходить в наш класс снова. Учителю приходится использовать все возможные технологии и методы обучения, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи. Сделать обучение более интересным, эффективным и успешным – вот то, к чему нам следует стремиться.

Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.

Основная цель применения новых технологий - повышение качества образования. Что кроется за этими словами?
Создавая и используя электронно-образовательные ресурсы, мы можем:
  • сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы;
  • в урок вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;
  • уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний наших учеников;
  • привить учащимся навыки контроля и самоконтроля;
  • повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разно уровневые задания;
  • пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках;
  • сформировать у учащихся навык исследовательской деятельности и т.д.
Применяя ИКТ на уроках, мы должны помнить три золотых правила:
  1. С толком. Это значит, что применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы хотим получить в результате.
  2. В меру Как мы понимаем, урок должен быть динамичным. Учитель старается разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.
  3. Не навреди. Вопрос сохранения здоровья школьников стоит перед нами остро. Мы знаем, что «на сегодняшний момент полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе» . Однако мы должны придерживаться разумных ограничений «по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки». На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз. Опыт разработки и использования электронно-образовательных ресурсов в начальной и средней школе на уроках английского языка.
Для детей начальной и средней школы важна эмоциональная составляющая урока. Принцип «игры и сказки» положительно влияет на результаты обучения. Учитель вовлекает учеников в образовательный процесс – это обязательное условие преподавания в современной школе.

Процесс обучения чтению, как один из самых сложных на начальном этапе, можно построить таким образом, что ребёнок и не заметит сложности поставленной задачи, успешно освоив правила чтения.
Например, нам учиться читать помогает медвежонок Айси. Он появляется каждый раз, когда нам нужно освоить очередное правило, потренироваться в чтении. Общение со сказочным персонажем создаёт положительный эмоциональный настрой, дети хотят поучаствовать в процессе, внимательно слушают друг друга и стараются лучше справиться с заданием. Таким образом, уроки чтения проходят легче, но результативнее.

Игровые ситуации на уроках положительно сказываются на мотивации учащихся, что нужно обязательно использовать. Например, речевая зарядка в начале урока содержит следующую презентацию. На слайде за воздушными шарами скрыты вопросы. Ученик сам выбирает вопрос, отвечает на него. Кому-то из детей хочется открыть новые вопросы, кто-то не очень уверен в себе, но может повторить ответ товарища, открыв уже известный вопрос. За 2-3 минуты мы опрашиваем, таким образом, всю группу. В разных классах можно использовать данный приём не только для речевой зарядки, но и для проверки знаний лексики, грамматики и т.д. Главное, что форма этого задания увлекает учащихся, снимает напряжение и помогает преодолеть сомнение в себе.

В учебнике Spotlight для начальной школы в конце каждого модуля есть сказка для чтения. Сделать урок по этому материалу более динамичным, ярким, результативным позволяет использование интерактивной доски. Сначала мы вспоминаем персонажей сказки, затем мы повторяем ключевые фразы из диалогов и отрабатываем их чтение. Всё это сопровождается иллюстрациями и интерактивными заданиями. После того, как дети «отрепетируют» чтение хором и в группах, выполнят упражнения с лексикой сказки, мы можем «озвучить персонажи», используя иллюстрации на интерактивной доске. Если есть такая возможность, можно записать выступления детей, чтобы они смогли увидеть себя на экране. Или озвучить видеофильм по сказке. Таким образом, мы проигрываем сказку несколько раз. Дети учатся читать, пересказывать диалоги, правильно используя интонацию.

Как известно, детям интересно учиться у других детей, они более открыты другу. Мы используем это в нашей работе. Например, проводя уроки в рамках недели английского языка, мы записываем вопросы по теме урока с учащимися средней школы, чтобы ученики младших классов ответили на них на уроке.

Работая с интерактивными досками, мы имеем возможность за урок решить гораздо больше задач. Рассмотрим работу с лексикой. Не секрет, что в последнее время учащиеся не всегда прилежно выполняют домашние задания и учат слова, без которых успешное овладение языком невозможно. Что делать учителю в данной ситуации? Конечно, уделять лексике больше времени на уроке. В такой работе мне очень помогает Smart. Функция «Интерактивные средства и мультимедиа» даёт возможность «поиграть» на уроке, повторить и выучить лексику.

Сегодня мы используем не только презентации, но и учебные видео. Очень удобно, создав презентацию, записать её в формате видео. Преимущество видео состоит в том, что его можно проигрывать не только на интерактивной доске, но и используя другие технические средства. Например, у нас в классах кроме интерактивных досок есть ЖК-телевизор Philips, который можно использовать на уроке для просмотра учебного видео. Таким образом, мы разнообразим формы работы.

На уроке есть возможность записать выступления детей, чтобы потом детально разобрать плюсы и минусы. Зная, что их монологи или диалоги записываются, учащиеся стараются относиться к своему выступлению серьёзнее, что повышает качество ответов.

Работа на уроках с интерактивной доской позволяет быстро провести самопроверку знаний учащихся. При выполнении задания ответы закрыты шторкой, при проверке – открыты. Есть возможность одному – двум учащимся выполнять это задание на доске. Таким образом, дети имеют возможность проверить свои знания, сравнив свои ответы с вариантами товарищей и с правильными ответами на доске, сразу получить оценку.

Интерактивные доски позволяют делать целые конспекты уроков, включающие в себя аудио и видеоматериалы к уроку. В конспекте мы обозначаем тему и цели урока, имеем возможность доступно изложить материал урока, пользуясь ЭОР. Учащиеся могут познакомиться с дополнительными источниками информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия).

Трудно сегодня представить преподавание страноведческого материала на уроках без разработок, основанных на использовании Интернет-ресурсов. Путешествуя по англоязычным странам, мы можем в режиме онлайн заглянуть на Тауэрский мост http://tvway.ru/index.php?file=11910 , зайти в Лондонский зоопарк http://www.zsl.org/zsl-london-zoo/ , пройтись по залам Британского музея http://www.britishmuseum.org/?ref=header . Такие путешествия поддерживают интерес учащихся к языку, мотивируя их на активную работу.

С каждым годом, а то и месяцем, в нашу жизнь входят новые понятия и вещи. Сегодня каждому школьнику понятно, что такое планшет, какой iPhone вышел в свет и т.д. Учителя стремятся не оставаться позади и используют в своей работе новые программы и интернет-технологии.
Например, очень удобно подобрать упражнения из разных источников по теме, разместить его в программе Filamentality 2.0 и выложить материал на свой сайт для самостоятельной работы или провести урок на этом материале. Простая в использовании, но удобная для планирования урока программа, облегчит работу учителя, сделав урок более насыщенным и полезным. Ученикам понятна работа в таком формате, что обязательно нам следует использовать в процессе обучения. Если в это задание вставить «сюрприз» - занимательную вещь или шутку, то стимул заглянуть на ваш сайт у ребят будет.

Нужно подчеркнуть, что сегодня мы обязаны обеспечить всем учащимся возможность получить качественное образования, не зависимо от того, находится ли ребёнок в классе или вынужден обучаться дома. Дистанционное образование невозможно без использования электронно-образовательных ресурсов. Создавать их, прежде всего, должны практики – мы, учителя. На сегодняшний день у нас есть хороший помощник – Интернет, ЭОР и наше огромное желание быть полезными детям, лишённым возможности учиться в классе.

В заключение хочется сказать, что создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках английского языка и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

Использованные материалы:
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. http://www.ed.gov.ru/
ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Проект "Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями" http://eor-np.ru/
Якушина Е.В. Электронно-образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы. http://www.eorhelp.ru/node/2430
Скриншоты собственных разработок к урокам.
 
Савинова Л.М.
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 291
Красносельского района
Санкт-Петербурга

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 svetlankacom1974 • 01:19, 13.01.2013
Актуальная тема! Спасибо, Лариса Михайловна! С удовольствием ознакомилась с Вашей статьей!