Внимание, творчески одарённый ребёнок!

meladze.olga@mail.ru

В статье обобщён многолетний опыт работы педагога нашего детского сада по выявлению и развитию творческих способностей детей на занятиях кружка "Золотые ручки" по тестопластике.
Мы хотим поделиться своим опытом педагогического сопровождения творчески одарённых детей в условиях ДОУ.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В МБДОУ детский сад №131 под руководством воспитателя Меладзе Ольги Владимировны много лет работает кружок «Золотые ручки», в котором ребята занимаются тестопластикой.

Лепка из солёного теста – занятие интересное и увлекательное, а также одно из самых полезных для детей. Тестопластика повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Работа кружка опирается на программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой. Она позволяет познакомить детей с нетрадиционными и очень интересными для детей приёмами лепки.
Занятия кружка начинаются в средней группе. Надо отметить, что в кружке может заниматься любой ребёнок по желанию.

Уже на начальном этапе у детей 4-5 лет проявляются разные по уровню развития творческие способности. На примере первой совместной работы «Куриная семейка» хорошо видно, что одним кружковцам трудно раскатывание яиц, а другие уже могут вылепить цыплёнка. Есть и такие дети, которые находят оригинальный способ укрепления деталей цыплёнка с помощью зубочистки. А Егор после занятия кружка из оставшихся комочков теста с увлечением вылепил снеговика по той же технологической схеме.

Таким образом, в середине средней группы проявляются первые признаки творческой одарённости детей. Некоторые дети показывают не только высокий уровень знаний и умений в области изобразительной деятельности общего мониторинга, но и творческую одарённость по результатам диагностики, проведённой педагогом–психологом. В данном случае психологом используется тест – обследование познавательного развития детей 3-5 лет по методике Е.А.Стребелевой, тест Торренса. Можно предположить, что у этих детей скрытая творческая одаренность, которая выделяется В.С. Юркевич в отдельную группу одаренных детей. Для них мы разрабатываем программу занятий по принципу «возраст ребёнка + два года».

Один из первых приёмов, которым овладевают кружковцы – «штамп». Ребята выдавливают самостоятельно выбранными формочками фигурки из теста, а затем их раскрашивают (печенье для сюжетно-ролевой игры «Магазин»). В то же время Егор и Кира придумали, как украсить лепные поделки с помощью подручных средств. В результате у них получились ажурные и очень красивые снежинки для декоративной композиции «Метель».

Своим воспитанникам я предлагаю комбинировать различные техники изобразительной деятельности. Создавая задуманный образ, дети знакомятся с формой, пропорцией и размером каждой детали; трогают их, развивая тактильные ощущения и восприятие, совершенствуют мелкую моторику и синхронизируют работу обеих рук, что в свою очередь способствует развитию речи и мышления. В работе «Космонавт на орбите», использовано пальчиковое рисование в комбинации с фигурами из солёного теста. В этой работе явно прослеживаются элементы, выполненные одарёнными детьми. Если звёзды и космонавт сделаны способом «штампа», то в изготовлении ракеты Илья 6 лет использовал надрезание стекой и дополнение лепными деталями.

Находясь в постоянном творческом поиске, одарённые дети активно комбинируют материалы, экспериментируют с цветом, формой и фактурой различных материалов. Это хорошо видно в работе Киры С. «Заюшкина избушка». Своих «героев» Кира «нарядила» в одежду из ткани и меха. Также она придумала использовать ладошковое рисование. Сказочная композиция «Заюшкина избушка» стала победителем на районном конкурсе «Палитра».

Комбинирование природного материала с солёным тестом помогает не только развитию детского творчества, но и развитию познавательной деятельности. В процессе работы дети знакомятся со свойствами природного материала, его структурой и строением.
В панно «Ёжик» использованы семечки, засушенные листья и цветы. Это панно стало основой для конкурсной работы «Осенняя икебана» Алисы Б. семи лет. Участие воспитанников в конкурсах неотъемлемая часть работы с одарёнными детьми. Ведь это повышает их самооценку, даёт уверенность в своих силах, стимулирует к дальнейшему творчеству.

В работе кружка активно используется метод незавершённой композиции, предложенный И.А.Лыковой. Данный метод хорош ещё и тем, что воспитатель, являясь полноправным участником процесса изготовления поделки, может нарисовать качественный фон, объясняя детям в доступной форме законы перспективы. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую даже в начальной школе дети затрудняются в создании сюжета с учётом перспективного построения предметов на листе.
Для усвоения законов перспективы педагог с детьми 6–7 лет рассматривает альбомы с репродукциями картин известных художников. На основе знакомых сюжетов творчески одарённые дети строят собственные композиции, воплощая в жизнь свои собственные замыслы.

К концу подготовительной группы кружковцы овладевают разнообразными приёмами тестопластики, что позволяет им выполнять такие сложные поделки, как «Барышня» по мотивам дымковской игрушки. Выполнение этой сложной и интересной поделки доставило Алсу много удовольствия и радости.

Связь в развитии творческих способностей с положительными эмоциями – очевидна. Занятия тестопластикой доставляют одарённым детям огромную радость. Благодаря этому, их способности развиваются семимильными шагами.

Таким образом, тестопластика благотворно влияет на развитие художественной одарённости у детей, комплексно воздействует на развитие ребёнка в целом. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга знаний, умений и навыков детей, занимающихся в кружке «Золотые ручки», проводимых два раза в год по методике Чернышовой Е.А. «Педагогическая диагностика развития дошкольников по критериям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой».

Литература:

1. Белопольская Н.Л. «Комплект психодиагностических методик для детей дошкольного возраста. Руководство-пользователя», М: «Когито-центр», 2006г.
2. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк», М.: «Просвещение», 1991г.
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки – два разных мира», М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998г.
4. Лыкова И.А., «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «Творческий центр «Сфера». Карапуз дидактика», 2007г.
5. Лыкова И.А., «Педагогическая диагностика. Генезис изобразительной деятельности детей 1-7 лет», М.: «Творческий центр «Сфера». Карапуз дидактика», 2007г.
6. Чернышова Е.А. «Педагогическая диагностика развития дошкольников по критериям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой», Самара, 2010г.
7. Юркевич В.С. «Одарённые дети. Иллюзия и реальность», М.: «Просвещение», 1996г.

Зяблова Елена Геннадьевна – старший воспитатель
Меладзе Ольга Владимировна – воспитатель высшей категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №131 городского округа Самара. 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: