Любовь, 30.11.2012 4849 0

Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и классном руководстве.

laangel@list.ru

Воспитание гражданского самосознания - сердцевина воспитательной системы школы. Совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни. Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Воспитание гражданского самосознания - сердцевина воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Моя миссия – воспитание учащихся в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов с акцентом на российскую действительность.

В наши дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в «угасании» патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Происходит «разрушение традиционных устоев семьи» [5]. Это побудило меня задать себе вопрос: «Как помочь ребёнку самоидентифицироваться как носителю родной культуры?»
Главным в своей педагогической деятельности я считаю не только обучение, но и воспитание гражданина своей Родины, способного вести успешный диалог с представителями других культур.

Я разработала систему урочной и внеурочной деятельности: определила цели и задачи, содержание (усиление гражданско-патриотического компонента), методы, приёмы, способы деятельности, которые приводят к планируемому результату - воспитанию гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру. В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне.

На уроках английского языка
Цель - Патриотическое воспитание я реализую через решение следующих задач:

  • воспитывать патриота своей школы, Перми, России;
  • формировать мотивацию к изучению английского языка - средства
  • общения с представителями другой культуры;
  • развивать коммуникативную компетенцию.


Я учу детей занимать и отстаивать гражданскую позицию, стараюсь пробудить в детях чувства эмпатии, неравнодушия, соучастия и сопереживания к другим людям. Дети не готовятся к будущей жизни, а живут «здесь и сейчас».

Организую работу на уроке так, чтобы учащиеся «пропустили каждую тему через себя», структурируя содержание с акцентом на российскую действительность, активизирую чувства и эмоции, чтобы материал остался в памяти и стал жизненным опытом ученика.

Для формирования и развития умений представления культуры малой родины мною разработан спецкурс «Место, где я живу». Данный спецкурс рассчитан на три ступени учащихся, глубже раскрывает уже имеющиеся в учебном плане темы о России и предполагает изучение тем города Перми, Кировского района. Данный спецкурс способствует расширению кругозора учащихся, формированию языковой компетенции.
Тема программы Развитие темы Проект
П Е Р В А Я С Т У П Е Н Ь (1-4 классы)
Тема «Семья»
("Family”)
Раскрытие особенностей семьи. Традиции. Хобби. Ценности. Семейные реликвии. Проект «Моё семейное дерево»

Тема «Дом. Квартира»
("House. Flat”)
Любимые уголки, предметы в доме. Их ценность. Что в доме вызывает чувство гордости? Почему? Раскрытие понятия «дорогая вещь». Мини – мир (окружение дома, квартиры, домашняя атмосфера) Проект «Мой дом будущего»

Тема «Спорт»
("Sport”)
Различные виды спорта в Перми и Кировском районе. Спортсмены, которыми гордится город. Личный опыт в спорте каждого члена семьи. Проект « Мой любимый вид спорта», «Моя спортивная семья»

Каждая тема базового курса заканчивается проектом, традиционно совместный проект разрабатывают и реализуют ученики разных классов. В такой деятельности я вижу не только развитие коммуникативной компетенции учащихся, но и развитие умений толерантного взаимодействия учащихся между собой, умений уважать культуру других народов, достойно представлять свою культуру в диалоге культур. Тематика проектов разнообразна: «Интересные люди моего района», «Моя семья богата традициями», «У подножия Уральских гор», «Мои соседи по Уралу», «Интернациональная Россия».

Для повышения качества знаний необходимо, чтобы все участники образовательного процесса - родители и учащиеся - чувствовали ответственность за образование. Совместное целеполагание, мониторинги успеваемости, анализ рейтинга успеваемости ведут к стабильному повышению качества знаний учащихся и развитие ответственности за свою учёбу. Это формирует гражданскую позицию учащегося, когда он делает осознанный выбор способов и средств достижения образовательного результата.

Продемонстрировать иноязычную коммуникативную компетентность учащиеся могут, принимая участие в Российской и Оксфордской олимпиадах, что в свою очередь мотивирует их на дальнейшие успехи и достижения.
Количество участников в Российской олимпиаде
муниципальный региональный федеральный
2007-2008 2,1%
2008-2009 2,1% 1,05% 1,05%
2009-2010 3,2% 1,05% 1,05%
Прирост 1,1%
Количество участников в Оксфордской олимпиаде
2006-2007 3,16%
2007-2008 4,21% 1,05%
2009-2010 6,32% 1,05%
Прирост +2,11%

Внеклассная деятельность
Для повышения языковой компетенции во внеурочное время поддерживаю интерес к предмету через разнообразные мероприятия: инсценировка сказки, литературного произведения, участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности ученика.

Третий раз я формирую группу для проведения социокультурных практик в Великобритании. Я уверена, что в обучении и воспитании подрастающего поколения важно уделять внимание семейным духовным ценностям, традициям школы, изучению особенностей своей малой родины.

Классное руководство
Воспитывать патриотизм нужно через любовь к своей семье, школе, поселку. Тематические классные часы направлены на развитие нравственности: «Чувство долга», «Ответственен перед собой», «Даю слово!», «Я защищу тебя!», «Тебе нужна моя поддержка!»; на развитие патриотизма: «Я – частица мира», «Мой дом», «Традиции», «Мои соседи», «Подарки», «Школа среди сосен», «Горжусь тобою, Пермь!»

Большую помощь в сплочении коллектива класса оказывают родители. Сделав три выпуска и воспитывая сейчас детей восьмого класса, отмечаю, что «только в тесном союзе с родительским коллективом можно достичь намеченных целей при условии выработки единых требований ибо родители являются партнёрами в процессе обучения и воспитания детей» [2].

Создан клуб «Корни», совместными проектами детей и родителей которого стали «Семейное древо», «Не забывайте учителей», «Самая старая фотография моей семьи», «Профессии и традиции семьи» вызывает у детей чувство гордости, толерантности, сопричастности и желание продолжить дело родителей, таким образом вырабатывается умение сделать выбор своей будущей профессии, а это - гражданская позиция.

Как результат постоянной работы, направленной на создание комфортного микроклимата для учёбы и общения, для развития лидерских и организаторских качеств, а также в результате совместной деятельности всех участников образовательного процесса в классах, где я была классным руководителем, была 100% успеваемость, 2 золотых медалиста; 4 серебряных медалиста; 18 хорошистов; 12 участников региональных олимпиад по различным предметам.

Мой многолетний опыт по обучению и воспитанию детей показывает, что только во взаимодействии педагога, ребёнка и родителей, через проектную деятельность, через рефлексию своей деятельности, в совместном творческом поиске, происходит, с одной стороны, становление и развитие профессионального мастерства учителя, с другой стороны, максимальное раскрытие потенциала ученика, его личностное самоопределение и становление гражданской позиции.

Используемая литература
1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. – Т.2. - М., 1992
2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие.- М.: ИЦ МарТ Феникс, 2010
3. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006
4. Никандров Н.Д., Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.-М. :Педагогическое общество России, 2000
5. Никандров Н.Д., Россия: Ценности общества на рубеже XXI века.-М.: Педагогическое общество России, 1997
6. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
М.: Издательство "Планета 2000", 2002
7. www.librero.ru/article/social/patriotik.htm
8. www.referats.

Л.А.Бакланова
Учитель английского языка высшей категории
МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Пермь, стаж 29 лет
Практический психолог, стаж 20 лет 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: