Lidiya Ozerova, 25.11.2012 0

Подготовка обучающихся к трудовой деятельности

lidiyana00@mail.ru

Подготовка обучающихся к трудовой деятельности./Из опыта работы учителем физики в коррекционной школе.Подготовка обучающихся к их будущей трудовой деятельности, развитие у них интереса и уважения к труду складываются в процессе обучения физике.Связь обучения физике с практикой, с профессиональной ориентацией обучающихся. Некоторые методы, способствующие улучшению подготовки обучающихся к трудовой деятельности.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи.

Много лет работаю учителем физики в коррекционной школе. Из опыта работы знаю, что большинство выпускников получают рабочие профессии, и в связи с этим на уроках уделяю внимание тому, чтобы психологически подготовить обучающихся к трудовой деятельности. Для этого знакомлю их с фактами из биографии выдающихся учёных, инженеров, например: крупнейшего советского авиаконструктора А.С.Яковлева, электротехника А.Н.Лодыгина, С.А.Чаплыгина - российского учёного, одного из основоположников аэродинамики. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в работе.

Подготовка обучающихся к их будущей трудовой деятельности, развитие у них интереса и уважения к труду складываются в процессе обучения физике из следующих компонентов:

  •  воспитание любви к труду;
  •  осуществление связи обучения физике с практикой, с профессиональной ориентацией обучающихся;
  •  приобретение обучающимися практических навыков при работе в физическом кабинете;
  •  установление связи физики с трудовой деятельностью;
  •  использование положительного влияния на обучающихся таких методов, как экскурсия, лабораторные занятия.

Рассмотрим некоторые из названных компонентов более подробно.
Воспитание у обучающихся любви к труду. Мотивация учебной деятельности обучающихся является очень действенным средством воспитания у них любви к труду. Главный общий мотив – чувство ответственности перед Родиной, например, в качестве мотивации учебной деятельности может выступать необходимость усвоения тех или иных знаний для успешного решения практических вопросов. Так, выяснение того, что произойдёт с двигателем и радиатором (автомобиля, трактора), если в последнем оставить воду во время мороза, с одной стороны, позволяет создать проблемную ситуацию при рассмотрении свойств воды в твёрдом состоянии, а с другой – способствует осознанию обучающимися роли знаний для практической деятельности людей. Воспитание любви к труду связано с воспитанием у обучающихся ответственности за его результаты, с развитием у них чувства удовлетворения итогами своей работы.

Связь обучения физике с практикой, с профессиональной ориентацией обучающихся. Усиление политехнической направленности уроков способствует подготовке обучающихся к практической деятельности, при этом главное – научить обучающихся применению знаний, умению видеть на практике проявление физических закономерностей. Например, при изучении темы «Простые механизмы», следует объяснить действие ножниц, плоскогубцев, весов, подъёмного крана и т.д. Надо, чтобы обучающиеся понимали, например, что напильник в руках рабочего – это тоже рычаг.

Рассмотрение примеров использования и учёта физических закономерностей в работе различных механизмов и орудий труда имеет прямое отношение к формированию у обучающихся умений применять знания по физике при овладении определённой профессией. Профессиональную ориентацию обучающихся стараюсь проводить на базе промышленных предприятий. При изучении темы «Давление. Способы уменьшения и увеличения давления» (7 кл.) обучающиеся решают задачи на вычисление давления, создаваемого Камазом, Белазом, трактором. Или ещё такой пример, изучая тему «Мощность», использую краеведческий материал при объяснении, выясняю с обучающимися значение мощности, зависимости между физическими величинами (N = F•Ѵ). Путём анализа этой формулы обучающиеся подводятся к выводу, что максимальное использование мощности трактора зависит от выбора необходимой скорости при данной силе тяги. Это необходимо знать трактористу и применять в работе, т.е. о выборе скорости трактора в зависимости от глубины пахоты и свойств почвы.

Связь изучения физики с трудовой деятельностью необходимо осуществлять по таким направлениям:
- раскрытие на уроках физических основ трудовых процессов, выработка умения выполнять эти процессы, используя знания по физике. Это важная сторона обучения. В её основе лежат ассоциации между физическими понятиями и законами, с одной стороны, и процессами труда, жизненными ситуациями- с другой. Один из приёмов обеспечения такой связи – использование в обучении трудового опыта обучающихся. Например, при изучении темы «Сила трения. Трение в природе и технике» полезно опираться на знания обучающихся о способах уменьшения или увеличения силы трения, замены одного вида трения другим.
В силу специфики логических структур программ по физике и технологии многие трудовые умения обучающиеся приобретают раньше, чем им можно дать физическое обоснование. Учитель технологии при объяснении правил пользования зубилом не может дать им физическое обоснование, т.к. обучающиеся не знают о моменте силы, центре тяжести.
- установление физических закономерностей путём использования знаний и умений, приобретённых обучающимися на уроках технологии.
- решение на уроках физики задач, связанных с трудовой деятельностью, как правило, это качественные задачи. Их рассмотрение эффективно содействует подготовке обучающихся к труду. Вот несколько примеров:
почему не следует касаться руками насечек напильника?
можно ли работать напильником, смазанным маслом?
для чего делается насечка около шляпки гвоздя?
для чего при вытаскивании гвоздей из доски подкладывают под клещи железную полоску или дощечку?
- анализ на уроках физики технологических операций. Назначение этого приёма такое же, как и предыдущих, способствовать осознанию обучающихся наблюдаемых на уроках технологии процессов и явлений. С этой целью целесообразно рассмотреть, например, следующие вопросы:
Какова причина нагревания детали при сверлении?
Почему паяльник большой массы быстро плавит припой?
Почему при работе на токарном или сверлильном станке с неправильно заточенным или затупленным инструментом увеличивается расход электроэнергии?

Некоторые методы, способствующие улучшению подготовки обучающихся к трудовой деятельности. Здесь уместно вспомнить о кратковременных экскурсиях, являющихся составной частью урока. Объектом такой экскурсии может быть школьная мастерская. Кратковременные экскурсии позволяют убедить обучающихся в том, что без глубокого знания физики невозможно овладеть производственным профессиями. На лабораторных занятиях больше внимания уделяю приобретению обучающимися первичных умений и навыков пользоваться измерительными приборами. Каждый обучающийся должен научиться определять цену деления шкалы, пределы измерения.

Важнейшей составляющей трудового воспитания обучающихся в процессе обучения физике служит формирование умений и навыков культуры труда. Необходимо воспитывать бережное отношение к приборам, вырабатывать чувство ответственности за экономное расходование материалов, электроэнергии, формировать убеждение в обязательности выполнения правил безопасности. К воспитанию культуры труда следует отнести и рациональное расположение приборов на столе, выбор целесообразной последовательности действий. Например, при выполнении лабораторной работы в 7 классе «Определение плотности твёрдого тела» обучающиеся должны обосновать рациональность расположения мензурки перед весами, объяснить, почему сначала следует взвесить тело, а только после этого определить его объём, используя мензурки, а не наоборот.

За урок, до проведения лабораторной работы даю опережающее задание, чтобы обучающиеся вместе с родителями подготовили ответы на следующие вопросы:
Чтобы не облить водой весы при определении объёма тела, где удобнее расположить мензурку – перед весами или за ними?

Почему рациональнее сначала взвесить тело, а потом определить его объём? Какое лишнее действие придётся выполнить, если сделать наоборот?
Следует отметить необходимость усиление самостоятельности обучающихся в выполнении работ. Это, в частности, касается выбора самими обучающимися приборов и материалов для проведения опытов. При выполнении лабораторной работы в 7 классе «Измерение массы тела на рычажных весах», в 8 классе «Измерение напряжения на разных участках цепи» всегда выдаю обучающимся только один прибор, а все необходимое они должны взять сами.

Всё это указывает на необходимость использования возможностей урока, ведь будущий выпускник получит возможность научиться рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?