Использование рейтинговой накопительной системы оценивания деятельности учащихся на уроке информатики


В процессе обучения учащиеся овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних знаний можно решать частные вопросы, на основе других — более широкие, общие проблемы. Аналогичная картина наблюдается и при контроле системы знаний. Проверка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, умений, навыков, проверка других указывает на знание обобщенных понятий, владение широким кругом умений и навыков.
Очень часто мы затрудняемся при оценивании устных ответов или письменных работ своих учеников. И спрашиваем потом себя, справедлива ли поставленная отметка?

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В процессе обучения учащиеся овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних знаний можно решать частные вопросы, на основе других — более широкие, общие проблемы. Аналогичная картина наблюдается и при контроле системы знаний. Проверка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, умений, навыков, проверка других указывает на знание обобщенных понятий, владение широким кругом умений и навыков.

Очень часто мы затрудняемся при оценивании устных ответов или письменных работ своих учеников. И спрашиваем потом себя, справедлива ли поставленная отметка?

Оценка знаний с помощью баллов, как нам кажется, – это наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься.

Мы начали работать с РНС недавно. В качестве пробы применили РНС на обобщающем уроке информатики по теме «Устройство компьютера» в 7-м классе.

Для урока мы подготовили задания 3-х уровней: базового, повышенного, высокого уровня и продумали систему оценивания каждого задания в баллах.

Задания базового уровня проверяют знания и умения, предусмотренные стандартами базового уровня подготовки по данному разделу. Сюда мы включили 3 задания (расставить подписи к изображениям различных устройств, соотнести названия устройств с описанием их функций, соотнести названия устройств с их описание). За их выполнение можно набрать максимум - 6 баллов.

Задания повышенного уровня проверяют владение всем содержанием темы в целом и требуют углубленных знаний. Сюда мы включили задания расшифровать названия устройств и исключить лишнее (признак группировки учащиеся определяют самостоятельно), венгерский кроссворд и продолжение построения ассоциативного ряда. За их выполнение можно набрать максимум – 14 баллов.

Задания высокого уровня обеспечивают всестороннюю проверку знаний. В эту часть мы включили компьютерный тест по теме «Устройство компьютера».

В тесте используются задания 3-х типов: с выбором одного ответа, с множественным выбором и с вводом краткого ответа специальное поле. Вопросы и варианты ответов появляются в случайном порядке. Что позволяет обеспечивать многовариантность теста. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Максимальное количество баллов – 30.

Сумма баллов за выполнение всех заданий дала возможность выставить оценку по данной теме, а также определить рейтинг каждого ученика при изучении конкретной темы.

Максимальное количество за урок – 50 баллов
«5» - 41 – 50 баллов
«4» - 30 – 40 баллов
«3» - 19 – 29 баллов

Мы думаем, что рейтинговая система обладает большой гибкостью, что позволяет выстроить учителю свою систему оценивания по предмету с учетом его специфики и особенностей учащихся. А при творческом к ней подходе эффективно стимулирует ученика к проявлению большей познавательной активности, подразумевает творчество учащихся, уменьшает субъективизм педагога в оценке знаний, обеспечивает соревновательность в учебном процессе.

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей, обеспечивать необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Литература:
1. Казакова Л. В. Оценочная деятельность учителя. Рейтинговая оценка знаний учащихся. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6046/Itemid,118/#comments
2. Удова О. В. Практическое применение модульно-рейтинговой технологии преподавания базового курса информатики http://festival.1september.ru/articles/500050/
3. Мащенко Т. П. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5733/Itemid,118/
4. Кузичева Л.С. Самостоятельная работа как средство организации текущего контроля по алгебре http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b3bc78a4c53b89521316d37_0.html

Курбанова Ирина Борисовна,
Хайми Наталия Ивановна

учителя информатики
ГБОУ СОШ № 594, Санкт-Петербург


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: