Алагуева Наталья Саяновна, 09.02.2013 1

Системно–деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС


Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Огромную роль в реализации системно – деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения».

Системно – деятельностный подход предполагает:
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта (развитие личности);
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучащихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

В качестве примера приведу фрагмент урока: теорема Виета.

Изучение теории – один из наиболее трудных вопросов преподавания математики.
Теорема Виета. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

После формулировки учащимися предлагается рассмотреть приведенное квадратное уравнение x2 + px + q = 0 и написать в тетрадях формулы для его корней x1и x2. Далее учитель предлагает ученикам найти сумму и произведение корней.

Рассмотрим доказательство теоремы, обратной теореме Виета:
Теорема. Если числа x1и x2 таковы, что их сумма равна – p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения x2 + px + q = 0.
Ученикам предлагаются следующие задания:
  • Запишите в тетрадях равенства, выражающие сумму и произведение чисел x1и x2 через – p и q.
  • Используя равенство для суммы, выразите x2.
  • Подставьте полученное выражение в равенство для произведения. Посмотрите, какое равенство получится.
  • Полученное равенство означает, что x1 является корнем уравнения x2 + px + q = 0.
  • Аналогичным образом покажите, x2 является корнем этого уравнения.
В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

На уроках информатики также можно использовать различные приемы для мотивации обучения. Например, при изучении темы «Кодирование текстовой информации» в 8 классе.

Учащимся предлагается способ кодирования информации, предложенный Юлием Цезарем (I век до н.э.). Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, т.е. после буквы я рассматривается а. Так слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлф. Обратный процесс расшифровки данного слова – необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую слева от нее.

Учащимся предлагается применить этот метод кодирования на практике. Придумать свой способ кодирования.

Привести примеры двоичного кодирования (например, азбука Морзе).
Рассмотреть принцип двоичного кодирования, вывести формулу: 2i = N. Подвести к понятию байт. Можно применять много других приемов на уроках и во внеурочной деятельности.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 nouvelle9556 • 07:50, 14.05.2013
Извините, но Людмила Георгиевна Петерсон - дама, хоть и профессор.
Поэтому ее фамилия не склоняется.
То есть "профессора Петерсона", а "профессора Петерсон".
А так то статья нужная. хорошая) Я сама системно-деятельностный подход уважаю и прменяю давно, ибо за ним будущее. Даже если и без ФГОС.
[Материал]