13.02.2013 0

Развитие речи учащихся


Как гордо звучит: русский язык – национальное достояние России! Но что же в нынешнее время происходит с нашей речью? Почему «правильная» речь стала редкостью? Эти вопросы волнуют человека, который думает о будущем России. О человеке мы судим прежде всего по его речи: кричит, ругается – злой; косноязычен, запинается – обделен языковыми нормами. Речь характеризует человека. Лев Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом же можно служить вражде и ненависти». [1,3].


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Во многих пословицах и поговорках говорится о слове и русском языке, который является «общим нашим инструментом, орудием мысли, чувства и дела». [1,3]. Под влиянием социальных сдвигов нашего времени изменение в структуре общественно-политического строя приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм. Русская речь звучит сегодня на радио и телевидении гораздо демократичнее, чем в предыдущие годы. Молодое поколение повторяет слова, «залепанные многими губами». [2;3].

Н.К Рерих писал: «…Но не скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, выразительности, о вместительности своего родного языка». [6,3]. У школьников необходимо воспитывать языковой эстетический идеал, помочь прибрести им убеждение, что «…родной язык не только универсальное средство общения людей, национально-культурное общение, но и эстетический феномен, способный вызвать языковое эстетическое чувство». [6,3].
Развитие речи вошло в программы русского языка и в учебники, в настоящее время расценивается как главная задача. Но, несмотря на сумму полученных заданий, многие выпускники школ по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это, например, показывают результаты централизованного тестирования по русскому языку, уже несколько лет проводимого в нашей стране. Их трех разделов текста: «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», - как показывает опыт, самым сложным является последний раздел.
Для учителя-словесника развитие речи учащихся – наиболее важная и трудоемкая задача. В своей педагогической практике часто сталкиваюсь с проблемой развития коммуникативных и языковых компетенций у учащихся.

Чтобы максимально развить речь ребенка, учитель-словесник должен учить детей речевому творчеству, адекватному восприятию чужой речи, развивать навыки устной и письменной речи, воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Обращаясь к историческому аспекту развития русского языка, можно увидеть, что изучением культуры речи занимался М.В. Ломоносов. Последователи Ломоносова – Н.М. Карамзин, А.И. Галич продолжили работу ученого деятеля. «Раскрытие А.И. Галичем признаков «современного языка» - это, по существу, теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи». [6,8].

В наши дни интерес к культуре речи продолжает возрастать. Это связано с социальными и общественно-политическими изменениями в обществе. Какова современная концепция культуры речи? Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норма. Становление норм современного литературного языка неразрывно связано с А.С. Пушкиным. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден, состоявший из диалектов, просторечия и других обособленных образований. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать язык, принятый обществом. С появлением литературного языка возникает и культурная речь, состоящая из нормативного, этического и коммуникативного аспекта.
Нормативный аспект культуры речи требует создания определенного текста, который с максимальной эффективностью будет выполнять поставленные задачи общения или коммуникативные задачи.

Второй аспект – коммуникативный, требующий активный речевой деятельности с использованием литературного языка. Как отмечал С. И. Ожегов, что «высокая культура речи – это умение правильно и выразительно передавать свои мысли средством языка, которая заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное и, следовательно, стилистически оправданное». [7,17].

Этический аспект требует знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.

Культура речи тесно взаимосвязана с языком. Язык – общая схема всех «речений». В школе изучается язык для совершенствования речи учащихся. К сожалению, познавательные и духовно-нравственные горизонты школьника сейчас в большей мере определяется средствами массовой информации, журнальной литературой, популярной эстрадной музыкой, низкопробными фильмами, рекламными роликами. На смену традиционным методам в последнее время пришли интегральные технологии, где решающее место занял компьютер. Несомненно, это приводит к расширению интеллекта ребенка, но постепенно происходит отторжение школьника от общения с окружающими людьми, в жизни школьника становится невостребованным языковое и коммуникативное обучение.

Учитель-словесник в своей педагогической практике опирается на определенную и установленную им методику преподавания уроков развития речи. В нашей педагогической деятельности уделяется внимание развитию языковой культуры у учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении русского языка посредством работы с текстом. Поэтому вводятся в практику работы, которые позволяли бы ученику видеть в каждом уроке урок осмысления жизни. Воспитываются через текст нравственные качества личности, нравственные основы поведения и формируется языковая культура. Необходимо сформировать у детей языковую потребность, стремление пользоваться разнообразными языковыми и речевыми средствами родного языка, понимание того, какие преимущества дают разнообразные языковые и речевые умения, как с их помощью можно мыслить, выражать себя.
Школьные уроки с применением текстов нравственного характера развивают в детях уверенность в себе, способность решать проблемы и создавать здоровую обстановку в своем окружении; готовность содействовать делу справедливости в их повседневной жизни; уважение прав друг к другу, другим людям, школе и обществу. Поэтому стараемся предоставить ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, самостоятельно строить процесс познания.

Глядя на привычное «новыми глазами», стараемся осуществлять свободный поиск методических идей и приемов. На наш взгляд, изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. Личность ученика и язык вступают как взаимосвязанные части одних и тех же структур. Поэтому необходимо, чтобы Слово для подростка стало явлением, событием, ключом к познанию мира и высшего смысла. Уроки развития речи являются главным связующим звеном в формировании коммуникативных и языковых компетенций у учащихся. Сформировать мотивацию можно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным умением, он расширяет свои возможности в области знаний родного языка.

Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и методы, зависящие от личности самого учителя, и от его специфики учебного предмета. Русский философ И.А. Ильин отмечал: «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть России, когда они познают и почувствуют нашу речь. А до тех пор Россия им будет непонятна и недоступна». [1, 46]. Но в первую очередь сами русские должны «познать и почувствовать» русский язык, так как многие из них недостаточно хорошо его знают. И только русские несут ответственность за состояние русского языка, его дальнейшее развитие, обогащение, его достойное место в мире. Формирование языковой культуры - это сложнейшая деятельность, включающая в себя использование языковых средств, предполагающих сознательное отношение к системе языка, его категориям и нормам, умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Нам, учителям – словесникам, необходимо показать детям красоту русского слова, продолжать развивать эстетическое чувство к языку, так как молодое поколение является проводником сохранения русской культуры слова в будущем.

Список литературы

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. - М:. Издательство РАПС, 2005. - 581с.
2. Голуб И.Б. Книга о хорошей речи – М:. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 268 с.
3. Колесов В.В Гордый наш язык - издание 2, АВОЛОН, Санкт-Петербург, 2007.-346 с.
4. Лымарь Н.А. Азы красноречия – М:. Институт учебника «Пайдея», 1998.- 227с.
5. Любичева Е.А. Учиться языку как искусству – Санкт-Петербург, «Паритет», 2005.- 264 с.
6. Русский язык в школе. - 2004. - № 6.
7. Ширяев Е.Н. Культура русской речи: учеб. пособие – М:. Издательство НОРМА, 2005. – 549 с.
 
Т.Н. Зинькова, учитель русского языка и литературы, 
О.В. Кулабухова, учитель начальных классов, 
МБОУ «Большанская ООШ» 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?