Максимова Наталья Михайловна, 17.02.2013 0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ГБСКОУ VIII ВИДА.

maksik2006sam@mail.ru

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда.
Профориентационная работа в первую очередь должна решать задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей детей в связи с тем, что данные учащиеся имеют определенный ряд противопоказаний к специальностям, а так же ограниченно количество учреждений начального профессионального образования, где могут обучаться наши дети. Решение этой задачи ведется на протяжении всего периода обучения школьников. Главная цель нашей школы – социализация через общение и труд.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда.

Профориентационная работа в первую очередь должна решать задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей детей в связи с тем, что данные учащиеся имеют определенный ряд противопоказаний к специальностям, а так же ограниченно количество учреждений начального профессионального образования, где могут обучаться наши дети. Решение этой задачи ведется на протяжении всего периода обучения школьников. Главная цель нашей школы – социализация через общение и труд.

Основой социализации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общество является трудовое обучение и профессиональная подготовка, поэтому перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит задача психолого-социальной подготовки выпускников к жизни и труду в новых социально-экономических условиях.

Профессиональная ориентация в специальной (коррекционной) школе VIII вида – система мероприятий, помогающих выпускнику школы в выборе профессии с учетом его способностей и социального заказа. Работа по профориентации делится на 3 этапа: выбор профессионального трудового обучения, допрофессиональная подготовка, углубленное трудовое обучение
  1. 1. Выбор профессионального трудового обучения. На этом этапе проводится диагностика учащихся 4-5 классов, ребята знакомятся с различными видами труда и трудовыми мастерскими школы. Так же этот этап включает в себя:
    1. Совместная работа с педагогом-психологом (анкетирование, беседы)
    2. Совместная работа с медиками: психиатрия – допуск по состоянию психического здоровья, педиатр – соматическое здоровье
    3. Совместная работа с родителями
    4. Совместная работа социального педагога с учащимися (изучение возможностей и желаний учащихся) По итогам работы специалисты школы определяют каждому ребенку индивидуальный маршрут соответствующий профессиограмме выбранной специальности, который в силу определенных обстоятельств может гибко меняться и варьировать исходя из потребностей каждого отдельного ученика.
  2. Допрофессиональная подготовка. Этот этап рассчитан на учащихся 6-9 классов. В него входит выбор профиля труда и трудовое обучение учащихся в соответствии с психолого-медико-педагогическими рекомендациями. На протяжении всего обучения мы стараемся научить учащихся реально представлять свои возможности в своей будущей трудовой деятельности. Н.Л.Коломенский считает, что такая работа должна начинаться еще при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке. Учителя трудового обучения, выполняя практические задачи, проводят большую работу по профориентации учащихся. Такая работа в нашей школе включает в себя ряд основных моментов, которыми являются: подготовка учащихся к правильному выбору профессии, формирование положительного отношения к ней, правильного представления о профессии, о значении выбранной профессии. В исследованиях профессора К.К.Платонова убедительно показано, что профессиональная направленность личности немыслима без интереса к данной профессии. Интерес же этот, как и любой другой, опирается на соответствующие знания и включает в себя положительные эмоции. Количество профессий, по которым могут обучаться наши учащиеся ограниченно. Поэтому перед нами стоит задача из небольшого списка предлагаемых специальностей выбрать ту, которая будет соответствовать учащемуся по интересам, желаниям, а главное возможностям подростка.
  3. Углубленное трудовое обучение. Работа на этом этапе проводится с учащимися 10-12 классов и направлена на углубленное трудовое обучение (профессиональная подготовка) по определенному виду труда в соответствии с программой трудового обучения.
Учащиеся 9-12 классов посещают ярмарки профессий (городские и районные), экскурсии в профильные ПУ и лицеи, на базе школы проводятся выставки творческих работ. На протяжении всего года данные учащиеся посещают факультативные занятия «Психологическая подготовка к труду». В апреле месяце социальный педагог и психолог проводят «круглый стол» с привлечением специалистов из ПУ и лицеев, с приглашением родителей и выпускников, где обсуждаются пути дальнейшего профессионального обучения выпускников. Демонстрируются презентации ПУ и лицеев, специалисты отвечают на вопросы родителей, возникающие в ходе беседы. Тем самым осуществляется преемственность между школой и городскими учреждениями начального профессионального образования (профильные училища, лицеи).

Важным моментом в профориентационной работе является то, что в течение года проводится патронаж выпускников школы, с целью оказания своевременной социальной помощи и поддержки учащимся и их семьям.

Сложнее складывается ситуация с выпускниками класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Такие ребята в силу своих ограниченных возможностей здоровья не могут продолжать свое профессиональное обучение. После 10 лет насыщенной школьной жизни учащиеся сидят дома, лишенные возможности не только обучения, но и общения. Не один год нас волновал этот вопрос, а что же дальше? Мы нашли выход. Стали сотрудничать с Региональной Общественной организацией инвалидов «Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами развития». Ребята посещают их мастерские (ткацко-валяльную, керамическую, полиграфическую). Учащиеся получают не только удовольствие от работы и общения, но и имеют возможность заработать, что ранее казалось неосуществимым. Так же ребята посещают занятия в кружках СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района» (отделение социальной помощи семьям, имеющим детей инвалидов), где ребята не только овладевают трудовыми навыками, но и имеют возможность общения.

В силу особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья профориентационная подготовка является достаточно сложным процессом, в котором участвуют все службы школы, района, города. Как известно, только в том случае, когда профессия соответствует возможностям и стремлениям человека, труд его становится продуктивным, т.е. человек значительно быстрее и успешнее овладевает трудовыми умениями и навыками, необходимыми знаниями, достигает достаточных показателей в труде при минимальной затрате усилий. Его профессиональная зрелость способствует успешной профессиональной адаптации.

Cписок использованной литературы:
1. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.. Наука, 1986
2. Коломенский Н.Л. Критерии эффективности психолого-педагогической подготовки учителей // Пути совершенствования психологической подготовки учителя в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Полтава, 1985.
 
Максимова Наталья Михайловна 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ГБСКОУ VIII ВИДА.
ГБСКОУ школы № 657, Санкт-Петербург, Россия
 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?