Матзянова Раушания, 19.02.2013 0

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Выступление на семинаре классных руководителей (из опыта работы)


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Матзянова Р.Г., классный руководитель 7 Б класса МБОУ «Сармановская гимназия»
Сармановского муниципального района РТ

Сегодня каждый классный руководитель чувствует, что воспитанию личности уделяется большое внимание. На уровне правительства РФ и РТ принято ряд документов, определяющих приоритет воспитательной миссии школы.
Работая классным руководителем с 5 по 11 класс, мною были определены следующие задачи воспитательной работы с классным коллективом:
- формирование личности ребенка, способной адаптироваться в современных условиях;
- создание в классе условий для воспитания, развития и самореализации
каждого ребенка;
- работа по социальной защите детей и компенсации просчетов семейного
воспитания.

Для решения задач была составлена программа развития детского коллектива в соответствии с минимальным социальным стандартом и Программой развитии воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ. Разработаны требования к учащимся, к родителям, учителям-предметникам.

В настоящее время государство обратило внимание на здоровье нации. Нет ничего важнее здоровья для ребенка, для родителей и для классного руководите¬ля, поэтому сотрудничество с учителями, родителями, медиками - острая необходимость. По результатам ежегодною медицинского осмотра учащихся составляется полная картина физического состояния подростков, на основе которой создастся «Паспорт здоровья» и определяется содержание работы. Например, по итогам обследований выяснилось, что более 60% детей жалуются на частые головные боли. В ходе индивидуальной работы с родителями были выявлены при¬чины: несоблюдение режима, недостаточное питание, заболевания, требующие лечения. В дальнейшем совместными усилиями родителей и медицинских работников школы проводится работа по решению возникших проблем.

Классному руководителю для успешной и результативной работы необходимо изучить семью каждого ученика. По результатам этой работы подготовлен полный банк данных о родителях. Коллектив родителей состоит из 24 человек, из них 18 полных семей и 6 неполных. 50% родителей - рабочие, с высшим образованием - 15%.
Большое внимание уделяется проведению совместных мероприятий с родителями: конференция отцов, «круглые столы», соревнования, индивидуальные беседы. Таким образом, складывается новое взаимоотношение полноправного партнерства, формируется образовательно-воспитательное и духовное пространство.

Из числа опрошенных мною родителей только 20% беседуют с детьми на темы о здоровье. Это навело на мысль, что сегодня возникла проблема информационного центра для родителей. Многие родители не знают, как правильно по¬ступить в той или иной ситуации. Для решения этой проблемы создали информационный центр на базе школьной библиотеки, по итогам изучения вопросов родителей организуется психолого-педагогическое просвещение.

Отрадно, что в Сармановском районе при управлении социальной защиты создан отдел социальной помощи семье и детям, где работают психологи, социологи. Совместная работа со специалистами данного отдела приносит достаточно высокие результаты.

Работа с семьями стоит на контроле у главы администрации, многие важные вопросы рассматриваются на совещаниях с участием руководителей района. Не случайно на традиционной седьмой район¬ной родительской конференции в декабре 2003 года глава администрации четко обозначил приоритеты семейного воспитания, роль руководителя предприятий в повышении статуса семьи.

Особое внимание уделяю воспитанию нравственности. Порой в нашей работе важна не только высокая успеваемость, но и уровень воспитанности учащихся. Опрос детей показал, что им интересны занятия спортом, информатика, краеведение. Дети распределись по секциям, привлекла родителей, которые возглавили эти студии, тем самым сплотила детей и взрослых. Анкета, в которой ранжировались нравственные категории, показала, что на первое место ставится честность и благородство. Это меня радует как классного руководителя.

Мною создана система воспитательной работы по этике и эстетике. Дети с удовольствием участвуют в диспутах «Критика и самокритика», «Правила вежливого ученика». «О красоте внешней и внутренней». Эта работа принесла уже положительные результаты: выпускники готовы к жизни, успешно сдают экзамены, учатся, работают на предприятиях, при этом не забывают о школе.

Как учителю татарского языка и литературы, как классному руководителю мне всегда интересно знать, что думают мои воспитанники о себе и об окружающих их людях. Ряд работ (сочинения «Что ценю в себе, в окружающих», «Кто такой порядочный человек?», «Кого считаю идеальным человеком?») позволяют мне иметь некоторые знания и суждения об уровне нравственности учащихся. Обобщая написанное детьми, прихожу к выводу, что чаще всего наблюдения они черпают из той среды, в которой общаются. Так на первое место ставятся внешние качества, а не нравственные. Опрос учителей и родителей показал, что мало говорим о морали. Возникла необходимость в специальном курсе «Нравственное воспитание подростков». Учащиеся моего класса участвуют в работе музея боевой и трудовой славы, выпускают специальные газеты на нравственные темы.

Очень важна в моей работе организация совместной деятельности и с работниками центральной районной больницы, правоохранительными органами.
Только объединив все усилия, можно педагогически грамотно регулировать процесс социального становления личности.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?