Переход на конкурсную систему отбора директоров школ: задачи, опыт регионов и предложения по нормативно-методическому обеспечению


Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации (Пр-1140 от 2 мая 2012 г.) реализуется переход на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений. Он предусматривает в числе прочих мероприятий представление кандидатами на должность директора программы развития школы и последующим заключением срочного трудового договора с победителем конкурса. На данный момент работа Минобрнауки РФ в этом направлении сфокусирована на разработке показателей эффективности работы директора школы – в том числе с учетом мнения родителей и обучающихся, которые являются основными потребителями образовательных услуг.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Актуальность поставленных задач основана на возможности для потенциальных директоров общеобразовательных учреждений выйти за рамки ежедневной рутины, за пределы замкнутой системы «школа», и получить извне импульсы для развития, увидеть новые подходы к решению управленческих задач. Для конкурсной комиссии, которая будет заниматься отбором и оценкой кандидатов новая система показателей эффективности работы директоров – это возможность выявить и изучить лучшие образцы управленческого опыта потенциальных директоров школ России, проанализировать способы и методы решения возникающих при этом проблем и предъявить результаты сообществу. Кроме того, для повышения объективности определения победителя в народной номинации предлагается ввести оценку учителей, учеников и их родителей для отбора лучшего, по их мнению, руководителя школы.

По заказу Минобрнауки РФ АНО «Центр исследований корпоративных отношений» ведет научно-исследовательскую работу по формированию нормативно-методического обеспечения процедуры перехода на конкурсную систему отбора директоров школ. Специалистами был проведен комплексный анализ нормативно-правовой и методической базы на различных уровнях управления данным процессом – регион, муниципалитеты, школы. Был организован мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации (72 муниципалитета и 63 школы из всех федеральных округов России). Изучалась система оценки эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений и то, каким образом внедряется в эту систему учет мнения учащихся и их родителей.


Обобщая региональный опыт по разработке показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, а также лучших практик процесса перехода на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, можно выделить направления деятельности руководителя, которые должны быть учтены при оценке ее эффективности:

 

 

  • качество и общедоступность общего образования в учреждении;
  • создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса;
  • кадровые ресурсы учреждения;
  • социальный критерий;
  • эффективность управленческой деятельности.

Отдельные регионы, например, Костромская область, помимо перечисленных направлений отмечали следующие направления для оценки деятельности руководителей общеобразовательных учреждений:

 

  • обеспечение деятельности образовательного учреждения в соответствии с законодательством;
  • финансовое обеспечение образовательной деятельности;
  • обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением;
  • оценка эффективности деятельности руководителя образовательного учреждения родителями, обучающимися и общественностью.

Последнее направление говорит о том, что регионы отмечают значимость учета мнения потребителей образовательных услуг.

 

Интересный опыт реализован в нескольких регионах - основным информационным источником при оценке эффективности работы директора является Публичный отчет общеобразовательного учреждения, ежегодно представляемый руководителем Учредителю и размещаемый на сайте школы. Данные публичного отчета учреждения позволяют оценить эффективность управления учреждением по пяти основным направлениям:

 

  • эффективность реализации образовательной программы ОУ;
  • эффективность инновационной (научной, методической, организационной) деятельности общеобразовательного учреждения;
  • эффективность реализации государственно-общественного характера управления общеобразовательным учреждением;
  • эффективность финансово-экономической и имущественной деятельности общеобразовательного учреждения;
  • уровень исполнительской дисциплины.

 

Таким образом, при оценке эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений должны быть учтены три основных вектора оценки:

 

Вектор «Личностные и профессиональные компетенции» нереализуем без участия школьного психолога, который проводит комплексную оценку компетенций руководителя – не только с помощью психологических тестов, но и с помощью методов наблюдения, опроса окружения, социометрии. Данный момент должен быть обязательно закреплен нормативно, должны быть разработаны методические рекомендации для психологов школы по их участию в конкурсном отборе директоров.

 

По результатам мониторинга были сформулированы критерии оценки эффективности деятельности директора школы при конкурсном отборе:

  1.  Оценка качества результатов образовательного процесса в ОУ
  2.  Оценка качества результатов воспитательного процесса в ОУ
  3.  Оценка расширения спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом
  4.  Кадровые условия реализации образовательного процесса в ОУ
  5.  Материально-технические условия реализации образовательного процесса в ОУ
  6.  Создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей)
  7.  Система управления организацией
  8.  Профессиональная компетентность руководителя ОУ (деятельностная и личностная составляющая)

Задачами оценки эффективности профессиональной деятельности руководителей, кроме собственно принятия решения об объемах вознаграждения регионы видят:

 

  • получение объективных данных о текущем состоянии, в динамике успешности, конкурентоспособности деятельности руководителей образовательных учреждений на основе внешней экспертной оценки деятельности;
  • выявление потенциала и проблемных направлений для работы по повышению эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений согласно полученным данным;
  • проведение системной самооценки руководителем собственных результатов профессиональной деятельности.

 

Учет мнения родителей и учащихся целесообразно проводить по следующим критериям оценки эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, применяются в следующих направлениях оценки:

 

  • материально-технические условия реализации образовательного процесса в ОУ;
  • создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);
  • система управления организацией.

 

Методом анкетирования выявляется информация по следующим показателям при учете мнения родителей и учащихся:[j]


  • определение доли учащихся, удовлетворенных информационной средой обучения от общего числа учащихся ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) учащихся;
  • определение доли родителей, удовлетворенных информационной средой обучения от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей;
  • определение доли родителей, удовлетворенных развитием материальной базы ОУ для занятий физической культурой от общего числа родителей с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей учащихся;
  • определение доли родителей, удовлетворенных реализацией в ОУ программ оздоровления школьников от общего числа родителей с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей учащихся;
  • определение доли родителей, удовлетворенных реализацией в ОУ инклюзивного образования детей с проблемами физического развития от общего числа родителей с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей учащихся;
  • определение доли учащихся, удовлетворенных обеспечением безопасности здоровья и условиями обучения (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, школьное питание, психологический комфорт и т.д.) от общего числа учащихся ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) учащихся;
  • определение доли родителей, удовлетворенных обеспечением безопасности здоровья и условиями обучения (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, школьное питание, психологический комфорт и т.д.) от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей;
  • определение доли родителей, удовлетворенных полнотой и доступностью информации о деятельности школы (наличие и качество школьного сайта, система оперативного информирования, публичных докладов администрации, внешней оценки результатов деятельности школы и т.п.) от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей;
  • определение доли родителей, удовлетворенных изменением полномочий органов самоуправления и органов государственно-общественного управления по решению актуальных задач функционирования и развития общеобразовательного учреждения от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей.
[j]Таким образом, учет мнения заказчиков и потребителей образовательных услуг является формой их привлечения к участию в управлении школой. Оценка деятельности руководителя стимулирует рост интереса родителей к перспективам школы и развитие различных форм взаимодействия школы и семьи.


Основанием для оценки результативности профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных учреждений, таким образом, могут служить как формальные результаты деятельности школы, выраженные в количественных показателях, так и результаты социологической информации полученной при опросе участников образовательного процесса, однако в большинстве случаев используется экспертное оценивание, на основе формальных показателей.

 

Создание системы критериев и показателей это только малая часть решения проблемы оценки результатов деятельности руководителей, важно видеть эту работы целиком, включая решение технологических проблем.

На основе критериев необходимо в дальнейшем разработать соответствующий инструментарий для их определения, а также разработать технологическую модель оценки на основе автоматизированной информационной системы (АИС), включая разработку электронной оболочки системы внешней оценки качества образования, возможно включающей электронную аттестацию педагогов и управленцев.

 

 

В данной области накоплен региональный и муниципальный опыт. К элементам такого опыта можно отнести:

 

 

  • формирование показателей, утверждаемые на республиканском уровне, позволяющие оценить деятельность руководителя общеобразовательного учреждения;
  • утверждение Положением системы показателей качества и результативности труда руководителей общеобразовательных учреждений со значениями индикаторов;
  • создание электронной системы учета качества и результативности труда руководителей;
  • определение механизмов заполнение оценочных бланков путем внесения данных в электронную систему.

В этом контексте одним из ключевых факторов качества и эффективности дальнейшего совершенствования показателей, методик, технологии системы конкурсного отбора директоров школ являются успешные практики регионов страны и их сотрудничество с методологами в сфере управления образованием.

Авторы: Сазанова Мария Владимировна, Данилова Ольга Анатольевна

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: